Дело № 2-56/20
18RS0023-01-2019-001351-51
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Голубева В.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Н.В.
с участием представителя истца ТСЖ «Пугачева, 130» - Дедюхина А.В. (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Товарищества собственников жилья «Пугачева, 130» к Колосову <данные изъяты>, Колосовой <данные изъяты> о признании произведенной перепланировки незаконной и приведении жилого помещения в первоначальное состояние,
установил:
Истец ТСЖ «Пугачева, 130» обратился в суд к ответчикам Колосову С.В., Колосовой М.В. о признании произведенной перепланировки незаконной и приведении жилого помещения в первоначальное состояние. Заявленные требования мотивированы тем, что истец ТСЖ «Пугачева, 130» управляет многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>. Одними из основных целей деятельности ТСЖ являются обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также надлежащее содержание общей имущества в многоквартирном доме. Собственницей квартиры № <данные изъяты> является Колосова М.В., до 2014 года квартира принадлежала Колосову С.В. В квартире № <данные изъяты> произведена незаконная перепланировка: в нарушение действующего законодательства без согласованного проекта перепланировки произведен проем в несущей стене дома, разделяющей комнату и лоджию, в результате чего произошло объединение жилой комнаты и лоджии, без согласия собственников многоквартирного дома уменьшено общее имущество на площадь лоджии; в нарушение действующих санитарных норм и противопожарных норм, а также несогласованного проекта перепланировки квартиры в помещении № 5, где по экспликации помещений после планировки должен был располагаться шкаф площадью 2,90 кв.м., находится сауна (баня). Проектом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> размещение саун, бань не предусмотрено, что подтверждается экспликацией поэтажного плана этажа № 11 на котором расположена квартира № <данные изъяты> По заказу Колосова С.В. ООО «С-строй» в 2010 году подготовило проект перепланировки квартиры № <данные изъяты>. Проект перепланировки не согласован, поскольку разрешение органа местного самоуправления на переустройство и перепланировку отсутствует, акт приемочной комиссии также отсутствует, несмотря на то, что перепланировка произведена не позднее декабря 2013 года. В 2017 году Колосова М.В. допустила в жилое помещение. По результату допуска в квартиру был составлен акт и факт незаконной перепланировки был зафиксирован. Было установлено, что отапливаемая площадь незаконно увеличена, поскольку батарея перенесена в лоджию без согласованного проекта, что увеличивает расход тепла многоквартирным домом без увеличения платы со стороны ответчика, нарушает циркуляцию теплоносителя в стояке и температура воздуха в жилых помещениях, отапливаемых от этого стояка, может не соответствовать нормативной температуре. Размещение сауны в помещении № 5 проектом изначально не предусмотрено. В ответ на неоднократные требования председателя правления ТСЖ о предоставлении документов по поводу перепланировки был предоставлен только проект переустройства и перепланировки от 2010 года, выполненный ООО «С-Строй» с внесенными в него дополнениями о возможности размещения сауны в помещении № 5, выполненными от руки. Решение органа местного самоуправления о согласовании перепланировки, акт приемочной комиссии о соответствии выполненных работ согласованному проекту, безопасности выполненных работ предоставлены не были. На требования о демонтаже самовольной перепланировке, а также о допуске представителей ТСЖ для осмотра места перепланировки, которые осуществлялись председателем правления ТСЖ в период с 2013 года по апрель 2019 года жильцы квартиры должным образом не реагировали. Снос несущих стен может привести к обрушению стен жилого дома. Устройство сауны в многоквартирном жилом доме из-за повышенной температуры, разницы температур внутри сауны и окружающими стенами приводит к преждевременному разрушению несущих конструкций, риску возникновения пожара, требует дополнительного электропитания, которое проектом многоквартирного жилого дома не предусмотрено. По заявлению Колосовой М.В. от 07.04.2016 года вопрос о разрешения перепланировки жилого помещения выносился на голосование на общем собрании членов ТСЖ, поскольку снос стены фактически увеличил площадь квартиры ответчика и уменьшил общую площадь многоквартирного жилого и, соответственно, долю каждого члена ТСЖ в общем имуществе многоквартирного дома за счет включения в площадь квартиры площадь балкона (перекрытия). Разрешение на поведение перепланировки от жильцом получено не было. Решение общего собрания ответчиками не оспорено. Для осмотра места перепланировки и фиксации нарушения 14 марта 2019 года было направлено заказным письмом уведомление о предоставлении доступа в заранее согласованное время 22 апреля 2019 года с 18.00 по 22.00 в жилое помещение для осмотра места перепланировки квартиры, переоборудования внутриквартирных электрических сетей, то есть, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования либо согласования иной, удобной для ответчика даты по телефону. В назначенное время 22.04.2019 года доступ в квартиру предоставлен не был, от ответчика предложения об иной дате и времени не поступало, о чем был составлен акт об отказе в доступе в жилое помещение от 22 апреля 2019 года.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец ТСЖ «Пугачева, 130» просит признать перепланировку, а именно устройство проема в несущей стене дома, разделяющей комнату и лоджию, в результате которой произошло объединение комнаты с лоджией в квартире № 50, а также обустройство сауны в жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, незаконной и обязать Колосова С.В. солидарно с Колосовой М.В. привести квартиру № <данные изъяты> в первоначальное состояние путем восстановления несущей стены и демонтировать сауну согласно поэтажному плана 11 этажа.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, согласно которым просит суд: признать перепланировку, а именно, устройство проема в несущей стене дома, разделяющий комнату и лоджию, в результате которой произошло объединение комнаты с лоджией в квартире № <данные изъяты> а также обустройства сауны (соединение ванной комнаты и шкафа, которые в экспликации 1999 г., то есть, на момент введения жилого дома в эксплуатацию имеют номера помещений № 6 и № 5 в одно помещение согласно экспликации по состоянию на 27.07.2016 года, имеющее № 2 «ванная») в жилом доме, расположенном по адресу: <данные изъяты> незаконной; обязать Колосова С.В. солидарно с Колосовой М.В. привести квартиру № <данные изъяты> в первоначальное состояние путем восстановления несущей стены и демонтировать сауну (разделить перегородкой помещение № 2 «ванная» (номер помещения согласно экспликации по состоянию на 27.07.2016 года) на шкаф и ванную) согласно поэтажному плану 11 этажа.
На указанные исковые требования представителем ответчика Колосовой М.В. Ермиловой О.В., действующей на основании доверенности, представлены письменные возражения, согласно которым с исковыми требования ответчик не согласна. Утверждение истца о том, что уменьшено общее имущество на площадь лоджии не являются действительными, поскольку в соответствии с нормами ЖК РФ общим имуществом является балконная плита, потому что она является несущим разграничивающим элементом в многоквартирном доме, внешние стены, так как они считаются общедолевым имуществом и обслуживают не одно помещение, а также внешнее ограждение. Ответчиками не было произведено переустройства перепланировки либо реконструкции указанных элементов. В квартире № <данные изъяты> никогда не было бани, доводы являются надуманными и ничем не подтвержденными. С учетом того, что в <данные изъяты> установлены сауны, бани и бассейны, увеличены площади в 30 % квартир, о чем известно Правлению, Председателю МКД, проектов и голосований по ним никогда не производилось.
В судебное заседание ответчики Колосов С.В. и Колосова М.В. не явились, извещены надлежащим образом.
С согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
В судебном заседании представитель истца Дедюхин А.В., исковые требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из выписки из ЕГРН от 26.04.2019 года <данные изъяты>, ответчик Колосова М.В. является собственником квартиры по адресу: <данные изъяты> с 26 января 2010 года.
Многоквартирный дом по <данные изъяты> находится в управлении ТСЖ «Пугачева, 130», что следует из материалов дела и информации, размещенной в ГИС ЖКХ на официальном сайте https://dom.gosuslugi.ru.
В соответствии со ст.138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано, в том числе: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому.
В силу положений ч.1 и ч.1.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из представленной копии технического паспорта здания <данные изъяты> по состоянию на 01 февраля 1999 г. следует, что квартира № <данные изъяты> в указанном доме имеет общую площадь 44,0 кв.м и состоит из следующих помещений: коридор (помещение № 1) площадью 8,0 кв.м., ванная (помещение № 6) площадью 3,5 кв.м, кухня (помещение №3) площадью 10,2 кв.м, жилая комната (помещение №4) площадью 18,7 кв.м, шкаф (помещения №2,5) площадью 3,6 кв.м
Из копии плана спорной квартиры с записью от 21 апреля 2010 года с указанием на перепланировку следует, что спорная квартира имеет общую площадь 49,1 кв.м и состоит из следующих помещений: прихожая (помещение №1) площадью 6,0 кв.м, ванная (помещение №2) площадью 5,4 кв.м., кухня (помещение №3) площадью 12.1 кв.м., жилая комната (помещение №4) площадью 22,7 кв.м, шкаф (помещение №5) площадью 2,9 кв.м.
Из копии плана спорной квартиры от 27 июля 2016 года следует, что спорная квартира имеет общую площадь 49,1 кв.м и состоит из следующих помещений: прихожая (помещение №1) площадью 6,0 кв.м, ванная (помещение №2) площадью 5,4 кв.м., кухня (помещение №3) площадью 12.1 кв.м., жилая комната (помещение №4) площадью 22,7 кв.м, шкаф (помещение №5) площадью 2,9 кв.м.
Экспликация помещений спорной квартиры, указанная в копии технического паспорта здания № <данные изъяты> по состоянию на 01 февраля 1999 года соответствует экспликации помещений до перепланировки, указанной в Проекте перепланировки и переустройства квартиры в жилом доме по адресу: г<данные изъяты>, подготовленном ООО «С-строй» по заказу Колосовой М.В. на основании договора № <данные изъяты>
Экспликация помещений спорной квартиры, указанная в копии плана спорной квартиры с записью от 21 апреля 2010 года с указанием на перепланировку и в копии плана спорной квартиры от 27 июля 2016 года, соответствует экспликации помещений после перепланировки, указанной в Проекте перепланировки и переустройства квартиры в жилом доме по адресу: <данные изъяты>, подготовленном ООО «С-строй» по заказу Колосовой М.В. на основании договора № <данные изъяты>
Из Акта осмотра объекта жилищного фонда № <данные изъяты> от 13.12.2013 года, составленного Главным государственным жилищным инспектором <данные изъяты> следует, что провести осмотр квартиры № <данные изъяты> в жилом доме № <данные изъяты> не представилось возможным ввиду не обеспечения доступа в жилое помещение собственником квартиры. По информации представителей ТСЖ «Пугачева, 130» в квартире № <данные изъяты> выполнена перепланировка, которая выразилась в устройстве проема в несущей стене дома, разделяющей комнату и лоджию, в результате чего произошло объединение комнаты с лоджией. Прибор отопления предположительно перенесен со штатного места в лоджию. В ходе проверки в квартире № <данные изъяты> находился Колосов С.В. (родственник собственника кв.№ <данные изъяты>), который признал, что в квартире № <данные изъяты> имеется сауна.
Из Акта от 15 марта 2016 года следует, что комиссии в составе председателя ТСЖ <данные изъяты>., членов правления <данные изъяты>., <данные изъяты> собственником кв.№ <данные изъяты> не предоставлен доступ в квартиру для обследования инженерных сетей, проверки правильности показаний приборов учета ГВС, ХВС, а также проверки наличия перепланировки и разрешительной документации на ее проведение.
Из Акта от 14 ноября 2017 года следует, что комиссией в составе председателя ТСЖ <данные изъяты> собственника кв.№ <данные изъяты> Колосовой М.В. при проверке квартиры № <данные изъяты> выявлено наличие перепланировки квартиры с объединением лоджии.
Из Акта от 22 апреля 2019 года следует, что комиссии председателя ТСЖ <данные изъяты>., членов правления <данные изъяты>., <данные изъяты>. отказано в доступе в спорную квартиру с целью фотофиксации произведенной перепланировки квартиры.
Из Акта от 21 октября 2019 года следует, что комиссией в составе председателя ТСЖ <данные изъяты> и собственника кв.№ <данные изъяты> <данные изъяты> при осмотре квартиры № <данные изъяты> выявлено, что на балконе кв.№ <данные изъяты> находится межбалконный эвакуационный люк. Люк находится над балконом квартиры № <данные изъяты>, находящейся на 11 этаже в месте, где должна находиться пожарная межбалконная лестница. Эвакуационный люк со стороны кв.№ <данные изъяты> заблокирован (заварен) Эвакуация людей в случае возникновения пожара с 12 этажа невозможна. Тем самым жильцами кв.№ <данные изъяты> нарушен пп. «ж» п.23 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390, запрещающий заваривать люки на балконах и лоджиях квартир.
Таким образом, из представленных документов следует, что в спорной квартире произведены: устройство проема в несущей стене дома, разделяющей комнату и лоджию, в результате которого произведено объединение комнаты с лоджией; соединение ванной комнаты и шкафа, которые согласно плану жилого помещения в техническом паспорте, составленном по состоянию на 01 февраля 1999 года обозначены как помещение № 5 (шкаф) и помещение № 6 (ванная), в одно помещение, которое согласно поэтажному плану, составленному по состоянию на 27 июля 2016 года обозначено как помещение № 2 (ванная).
Из письма БУ УР «ЦКО БТИ» от 09 августа 2019 года № <данные изъяты> следует, что в квартире № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> выявлена перепланировка на дату обследования 21.04.2010 года, иные документы не предоставлены.
Из письма Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Сарапула от 16.08.2019 года № <данные изъяты> следует, что собственник квартиры № <данные изъяты> дома № <данные изъяты> за оформлением документов по перепланировку и переустройству квартиры не обращались, разрешение на перепланировку не выдавалось.
Из протокола № 1 заочного голосования собственников квартир (помещений) дома по адресу: <данные изъяты> и членов ТСЖ «Пугачева-130» от 16 января 2017 года следует, что по вопросу о разрешении перепланировки жилого помещения (квартиры) <данные изъяты> в части объединения лоджии с жилым помещением предложение не было принято, поскольку «ЗА» проголосовало 50,15% от числа собственников, «ПРОТИВ» - 23,1%, «ВОЗДЕРЖАЛОСЬ» - 26,75%.
Неоднократные требования председателя правления ТСЖ о предоставлении надлежащим образом оформленных документов на перепланировку и переустройство жилого помещения собственником спорной квартиры проигнорированы.
В соответствии с положениями ст.ст.25-29 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 ст.26 ЖК РФ, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 ст.26 ЖК РФ. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.26 ЖК РФ. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 ст.26 ЖК РФ, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.26 ЖК РФ документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 ст.26 ЖК РФ, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 ст.26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 ЖК РФ документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 ЖК РФ возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 ЖК РФ, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 ст.27 ЖК РФ.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 ст.28 ЖК РФ срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 ст.28 ЖК РФ, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
В соответствии с п.п.1.7.1.-1.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв.Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Наниматель, допустивший самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
В силу ч.2 ст.40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела видно, что ответчик Колосова М.В., являясь собственником спорной квартиры, не выполнила установленный законом порядок проведения перепланировки и переустройства квартиры, произведенные работы выполнены самовольно без соответствующих разрешений и согласований с компетентными органами (организациями).
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно п. 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу указанных норм права балконные плиты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и являются ограждающими несущими конструкциями.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что объединив лоджию с жилой комнатой, собственник спорной квартиры уменьшила размер общего имущества в многоквартирном доме без согласия всех собственников помещений в данном доме.
Кроме того, решение о согласовании перепланировки (переустройства), являющееся в силу ч.6 ст.26 ЖК РФ основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме ответчиком суду не представлено.
В силу пп. «ж» п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, на объектах защиты запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир.
Таким образом, объединение в спорной квартире лоджии с жилой комнатой и заваривание эвакуационного люка создает угрозу жизни и здоровью граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку препятствует эвакуации граждан посредством использования предусмотренного для таких случаев эвакуационного люка.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств соблюдения собственником спорного жилого помещения установленных требований при проведении работ по перепланировке, учитывая возложенные на ТСЖ «Пугачева, 130» в силу закона обязанности, суд считает исковые требования ТСЖ «Пугачева, 130», предъявленные к ответчику Колосовой М.В., подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения исковых требований к ответчику Колосову С.В. суд не усматривает, поскольку собственником спорного жилого помещения он не является. Доказательств того, что указанные в иске работы были произведены в период, когда собственником спорной квартиры являлся Колосов С.В., суду не представлено.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Товарищества собственников жилья «Пугачева, 130» к Колосовой <данные изъяты> о признании произведенной перепланировки незаконной и приведении жилого помещения в первоначальное состояние удовлетворить.
Признать незаконной перепланировку жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, а именно:
- устройство проема в несущей стене дома, разделяющей комнату и лоджию, в результате которого произведено объединение комнаты с лоджией;
- соединение ванной комнаты и шкафа, которые согласно плану жилого помещения в техническом паспорте, составленном по состоянию на 01 февраля 1999 года обозначены как помещение № 5 (шкаф) и помещение № 6 (ванная), в одно помещение, которое согласно поэтажному плану, составленному по состоянию на 27 июля 2016 года обозначено как помещение № 2 (ванная).
Обязать Колосову <данные изъяты> привести жилое помещение по адресу: <данные изъяты> в первоначальное состояние путем восстановления несущей стены, разделяющей комнату и лоджию и восстановления стены, разделяющей помещение, которое согласно поэтажному плану, составленному по состоянию на 27 июля 2016 года обозначено как помещение № 2 (ванная) на помещение № 5 (шкаф) и помещение № 6 (ванная) согласно поэтажному плану жилого помещения в техническом паспорте, составленном по состоянию на 01 февраля 1999 года.
В удовлетворении исковых требований Товарищества собственников жилья «Пугачева, 130» к Колосову <данные изъяты> о признании произведенной перепланировки незаконной и приведении жилого помещения в первоначальное состояние отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2020 года.
Судья Голубев В.Ю.