РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Бормотова И.Е.,
при помощнике председателя суда Мосиной С.В.,
рассмотрев административное дело №2а-269/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России №3 по Самарской области к Губайдуллиной Н.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области, с учетом уточненных требований, обратилась в суд с административным иском к Губайдуллиной Н.А. о взыскании задолженности (недоимки) по транспортному налогу на 2014 год в размере 3041,10 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 12064,40 рублей, пени в размере 1796,21 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 480 рублей.
В обоснование уточненных заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность, уплачивать налоги. Губайдуллина Н.А. является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с чем, налоговым органом в адрес Губайдуллиной Н.А. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога № от 02.02.2021, № от 12.10.2015, № от 06.02.2020, № от 17.12.2010. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Губайдуллиной Н.А. задолженности, однако 31.03.2021 судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Губайдуллина Н.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, административные исковые требования не признала, просила применить срок исковой давности.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 Конституции РФ и ст.23 НК РФ.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» (в ред. Закона Самарской области от 11.11.2013 N 102-ГД, действующей на 2014 год) на территории Самарской области установлен и введен в действие транспортный налог. В соответствие со ст. 2 которого, ставка транспортного налога за автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно составляет 31 рубль.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1 ст. 357 данного закона).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации ч. 1 ст. 358 НК РФ).
Часть 1 статьи 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса (ст.420 п.3 Налогового кодекса РФ).
Согласно п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (п.6). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (п.5).
Судом установлено, что 13.11.2007 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации Губайдуллиной Н.А. в качестве индивидуального предпринимателя. В связи со ст.419 НК РФ Губайдуллина Н.А. обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в установленный срок, налоговым органом начислены пени.
Согласно положениям ст.ст.48,70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Судом установлено, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средства, за Губайдуллиной Н.А. в налоговый период 2014 год зарегистрирован автомобиль ГАЗ 322132 г/н №, мощностью 98,0 л.с. (л.д.55-57).
Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области Губайдуллиной Н.А. начислен транспортный налог за 2014 год в размере 3041,10 рублей, установив срок для оплаты до 01.10.2015 (л.д.23), в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от 22.03.2015.
В связи с неуплатой суммы налога, административному ответчику в соответствии с п.1 ст.75 НК РФ начислены пени и направлены требования:
- № по состоянию на 12.10.2015 об уплате в срок до 15.12.2015 недоимки по транспортному налогу в размере 3041,10 рублей и пени в размере 747,86 рублей
- № по состоянию на 02.02.2021 об уплате в срок до 18.03.2021 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 12064,40 рублей и пени в размере 1796,21 рублей.
Документов в подтверждение направления административному ответчику налогового уведомления и налоговых требований административным истцом не представлено.
Определением мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области от 31.03.2021 по заявлению Губайдуллиной Н.А. отменен судебный приказ №2а-547/2021, выданный 30.03.2021 о взыскании задолженности в общей сумме 20204,72 рублей (л.д.7).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 п.2 ст.48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Из материалов дела следует, что административный истец просит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2014 год, соответственно, в данном случае, срок обращения в суд подлежит исчислению в соответствии с правилами абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования №, то есть по истечении трехлетнего срока самого раннего требования.
Срок обращения в суд по налоговому требованию № истек 15.12.2018, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа МРИФНС №3 обращался 25.03.2021, то есть по истечении срока, установленного ст.48 Налогового кодекса РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ.
По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 12064,40 рублей, и пени в размере 1796,21 рублей, соответственно, в данном случае, срок обращения в суд подлежит исчислению в соответствии с правилами абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, то есть в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования №, то есть по истечении со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчётные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 480 рублей, требование об уплате недоимки в адрес административного ответчика не направлялось.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Требование об уплате налога - это письменное извещение налогоплательщику об обязанности уплатить в установленный срок сумму неуплаченного налога, а также пени и налоговых санкций (пункт 1 статьи 69 НК РФ). Срок направления требования - не более 3 месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ). В случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налогов после направления требования об уплате недоимки налоговый орган обязан направить уточненное требование (ст. 71 НК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Следовательно, требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере направлено в адрес налогоплательщика с нарушением трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, а требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в адрес административного ответчика не направлялось.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, данных в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней в принудительном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом при подаче административного иска ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не заявлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска о взыскании с Губайдуллиной Н.А. недоимки по транспортному налогу за 2014 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени, поскольку налоговым органом не представлено доказательств взыскания недоимки по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в принудительном порядке, административным истцом не представлено.
Положением ч.5 ст.180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Самарской области к Губайдуллиной Н.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2021.
Судья