АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Орел Дело №А48 – 2663/2012
25 июля 2012г.
Резолютивная часть объявлена 24.07.2012г.
Полный текст изготовлен 25.07.2012г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Балашовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1025700832112, адрес: 302040, Орловская область, Орловский район, г.Орел, ул.Октябрьская, 66)
к индивидуальному предпринимателю Павлову Виталию Ивановичу (Орловская область, Урицкий район, ОГРНИП 304575435700012)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя
-
государственный инспектор Моногаров В.Ю. (доверенность от 23.07.2012г. №06), государственный инспектор Матюхин В.Н. (доверенность от 23.07.2012г. №07);
от ответчика
-
не явился, извещен в порядке ст.ст.121-123 АПК РФ,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также – заявитель, УГАДН по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Павлова Виталия Ивановича (далее также – ответчик, ИП Павлов В.И., предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В качестве правового обоснования заявителем указано на осуществление предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подп.«з» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. №280.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что факт совершения правонарушения признает.
Ввиду наличия в материалах дела доказательств надлежащего извещения ответчика его неявка в силу ч.3 ст.156, ч.3 ст.205 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав доводы заявителя, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Павлов Виталий Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304575435700012, что подтверждается копией свидетельства серии 57 №001312055, выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.25-30).
Из материалов дела следует, что ответчику выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, от 07.07.2008г., регистрационный номер АСС-57-201361, сроком действия с 07.07.2008г. по 07.07.2013г. (л.д.19).
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности он, в силу требований Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
В соответствии с распоряжением (приказом) заместителя начальника Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области от 02.05.2012г. №381 (л.д.13-14) государственным инспектором УГАДН по Орловской области Моногаровым В.Ю. была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Павловым В.И. лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Поводом для внеплановой проверки послужила информация начальника УГИБДД УМВД РФ по Орловской области от 02.05.2012г. №12/248 о дорожно-транспортном происшествии с участием транспортного средства ГАЗ-3285 государственный регистрационный знак М073ТЕ 57 RUS, используемого для осуществления деятельности по перевозке пассажиров ИП Павловым В.И. (л.д.15-16).
По результатам проверки составлен акт от 25.06.2012г. №357 (л.д.11-14) и в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1, ч.6 ст.28.3 КоАП РФ - протокол от 25.06.2012г. №001240 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.9-10). Экземпляр акта от 25.06.2012г. №357 вручен ответчику, протокол об административном правонарушении от 25.06.2012г. №001240 составлен в его присутствии, права, предоставленные ст.25.1 КоАП РФ, ИП Павлову В.И. разъяснены, копия протокола им получена, что подтверждается подписями предпринимателя. В соответствии с объяснениями предпринимателя, изложенными в протоколе, ответчик с выявленными нарушениями согласился, возражений, а также замечаний на протокол не представил.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 25.06.2012г. №001240 ответчику вменяются следующие нарушения:
- в нарушение ст.20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Руководства по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия. РД-200-РСФСР-12-0071-86-08, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 10.01.1986г., не разработан план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- в нарушение ст.20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, Постановления Госкомстата России от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, не ведется документация по учету рабочего времени и времени отдыха водителей (табели учета рабочего времени), не составлены графики работы водительского состава на линии на июнь 2012г.;
- в нарушение п.5.2, п.16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в путевых листах от 31.03.2012г. №07301, от 01.04.2012г. №07302, от 31.04.2012г. №189, от 01.05.2012г. №190 отсутствуют почтовый адрес, номер телефона, время проведения медицинского осмотра водителей медицинским работником перед выездом на линию, то есть нарушен порядок заполнения путевой документации;
- в нарушение ст.ст.18, 20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.2.2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г., не составлен план-график проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств на май-июнь 2012г.
Поскольку в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, УГАДН по Орловской области обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении ИП Павлова В.И. к административной ответственности.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно п.24 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. №280.
В п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, приведен перечень лицензионных требований и условий, в число которых входит соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подп.«з»), а также соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подп.«и»).
В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.2005г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Пунктом 1 Руководства по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия. РД-200-РСФСР-12-0071-86-08, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 10.01.1986г., установлено, что работа по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в территориальных объединениях (организациях) и предприятиях проводится на основе пятилетних, годовых и квартальных планов мероприятий. Согласно п.12 Руководства по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия, в планы включаются: основные мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин дорожно-транспортных происшествий. Эти мероприятия выбираются на основе прогнозирования сокращения аварийности за счет устранения недостатков в профилактической работе предприятий (организаций); мероприятия организационного характера (отчеты должностных лиц, проведение собраний, заседаний, проверок).
В планах необходимо также предусмотреть оценку фактической эффективности мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий (п.13 Руководства по планированию мероприятий, предупреждающих дорожно-транспортные происшествия).
Из материалов дела следует, что ИП Павловым В.И. не исполнены вышеуказанные требования, план мероприятий по безопасности дорожного движения ответчиком не представлен ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Пунктом 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
Пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени ивремени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, предусмотрено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно Постановлению Госкомстата России от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» учет рабочего времени осуществляется с применением табелей учета рабочего времени, которые применяются для учета фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации времени, контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда и составления статистической отчетности по труду.
В ходе проверки было установлено, что ИП Павловым В.И. не обеспечено надлежащее исполнение требований законодательства в части составления графиков работы водительского состава на линии на июнь 2012г., ведения документации по учету рабочего времени водителей (табелей учета рабочего времени). Документация по организации планирования, учета и контроля за соблюдением рабочего времени и времени отдыха водителей, затребованная административным органом, не представлена предпринимателем ни в период проверки, ни при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
В силу п.2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Согласно п.9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
В соответствии с п.п.3, 5 п.3 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, путевой лист должен содержать такие обязательные реквизиты, как сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о водителе.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (п.п.2 п.5 Порядка).
Сведения о водителе включают фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (п.7 Порядка).
Согласно п.16 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Проведенной проверкой установлено, что ИП Павловым В.И. не исполнены данные требования законодательства – не обеспечено надлежащее оформление путевых листов от 31.03-01.04.2012г. №07301, от 01-02.04.2012г. №07302, от 31.04.2012г. №189, от 01.05.2012г. №190 в части заполнения в них вышеперечисленных реквизитов (почтового адреса, номера телефона собственника (владельца) транспортного средства; время (часы, минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя). Ответчиком не представлено доказательств того, что им предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению положений п.п.2 п.5, п.7 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152, в том числе осуществлялся должный контроль за надлежащей фиксацией (с указанием всех обязательных сведений) медицинскими работниками ООО «Медэксперт» в путевых листах факта и результатов прохождения водителем предрейсовых медосмотров.
В силу п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг (п.4 ст.18 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ).
Согласно п.2.5.2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.1994г. №554) при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г.
В соответствии с п.2.2.2 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г., техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке.
Пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.1997г. №1302), установлено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В ходе проверки установлено, что ИП Павловым В.И. не был составлен план-график проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств на май – июнь 2012г.
Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Как следует из письменных объяснений ИП Павлова В.И., изложенных в протоколе об административном правонарушении от 25.06.2012г. №001240, а также представленных при рассмотрении настоящего дела, ответчик признал факт совершения вменяемого ему правонарушения.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что решением Арбитражного суда Орловской области от 12.01.2012г. по делу №А48-4756/2011 ИП Павлов В.И. уже был привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 500 руб. за осуществление подлежащей лицензированию деятельности - перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушениями лицензионных требований и условий. Данный факт учитывается судом в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3, ст.4.6 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность.
Доказательств наличия в отношении ИП Павлова В.И. смягчающих обстоятельств в материалах дела не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что ответчиком при осуществлении лицензируемого вида деятельности, сопряженного с эксплуатацией источника повышенной опасности, допущены нарушения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасности пассажирских перевозок, внеплановая проверка в отношении него назначена и проведена по факту дорожно-транспортного происшествия с участием используемого им для перевозки пассажиров транспортного средства, арбитражный суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Павлова Виталия Ивановича к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 4 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Павлова Виталия Ивановича (09.04.1974г.р., уроженца г.Ливны Орловской области, зарегистрированного по адресу: 303929, Орловская область, Урицкий район, д.Бутово, д.35, ОГРНИП 304575435700012)к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
УФК по Орловской области (УГАДН по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
Статус 08
ИНН 5753007741
КПП 575301001
ГРКЦ ГУ Банка России по Орловской области, г.Орел
Расчетный счет: 40101810100000010001
БИК 045402001
КБК 10611690040046000140
ОКАТО 54401000000.
Документ об уплате штрафа в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу представить арбитражному суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Т.И. Капишникова