Судья Рожнова О.Е. Дело № 33-14840/20
УИД 50RS0031-01-2019-013033-59
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Шинкаревой Л.Н.,
судей Воронко В.В., Яковлева В.Н.,
при секретаре Неграмотнове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2020 года апелляционную жалобу Ильиной НВ на решение Одинцовского городского суда Московской области от 20 декабря 2019 года по делу № 2-9754/19 по исковому заявлению Ильиной НВ к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об установлении вида разрешенного использования земельного участка,
заслушав доклад судьи Воронко В.В.,
объяснения представителя истца,
У С Т А Н О В И Л А:
Ильина Н.В. обратилась в суд с указанным иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Управлению Росреестра по Московской области об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> – «индивидуальное жилищное строительство».
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Ильина Н.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно материалам дела Ильина Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 701 кв.м., находящегося по адресу: <данные изъяты> На данном участке расположен дом.
В ЕГРН содержатся сведения о категории указанного земельного участка - «земли населенных пунктов», при этом сведения о виде разрешенного использования указанного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Земельный участок отнесен к категории земель земли населенных пункетов на основании Постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 27.06.2019 № 3150 по заявлению Ильиной Н.В.
10.06.2019 истец обратилась в Администрацию Одинцовского городского округа (ранее муниципального района), как указывает истец, для установления вида разрешенного использования и категории.
Из решения Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 11.06.2019 следует, что истице отказано в принятии документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков». Основание отказа – обращение за предоставлением услуги, не предоставляемой Администрацией. Также истице разъяснено обратиться с заявлением об установления вида разрешенного использования указанного выше земельного участка в Управление Росреестра по Московской области.
14.06.2019 Ильина Н.В. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о внесении в ЕГРН дополнительных сведений о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а именно - для индивидуального жилищного строительства.
Из ответа Управление Росреестра по Московской области следует, что земельный участок истицы находится в границах территориальной зоны Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами). При этом в присвоении вида разрешенного использования из-за несоблюдения предельного минимального размера – отказано.
Минимальный размер земельного участка, относимого к виду разрешенного использования для индивидуального жилищного стпроительства, установлен решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области 18.08.2006 №13/10 в размере 0,0800 га.
Однако площадь спорного земельного участка – 701 кв.м.
В соответствии с ч.2 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (п.2 ст.7 ЗК РФ).
При этом вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 14.11.2018).
Согласно ст. 2 ГрК РФ принципом функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства (в частности) является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В соответствии с ст. 7 ЗК РФ земли в России используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
Суд, разрешая дело по существу и отказывая в иске, обоснованно в соответствии с приведенными положениями закона исходил из того, что площадь земельного участка, принадлежащего истице, составляет 701 кв.м., что противоречит требованиям градостроительного регламента территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами в части минимального размера земельного участка – 800 кв.м.
Таким образом правовых оснований для установления заявленного вида разрешенного использования земельного участка – не имеется.
Все доводы, приведенные истицей в обоснование заявленных требований, судом правомерно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном постановлении.
Доводы, изложенные истицей в апелляционной жалобе, опровергаются выводами суда, в целом сводятся к субъективному толкованию обстоятельств дела, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, оснований для чего у судебной коллегии не имеется.
Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 20 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильиной НВ – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи