ДЕЛО №2-42(1)/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2013 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Карпинской А.В.,
при секретаре Куляевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Нестерова И. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Саратовской области о признании права на получение налогового вычета и возложении обязанности по предоставлению налогового вычета
установил:
Нестеров И.А. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России №3 по Саратовской области) о признании права на получение налогового вычета и возложении обязанности по предоставлению налогового вычета, мотивируя свои требования тем, что он проходит военную службу по контракту в филиале № 4 Федерального государственного казенного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А.Вишневского Министерства обороны Российской Федерации» и проживает со своей семьёй по адресу: <адрес>
В связи с тем, что в настоящее время он проходит военную службу по контракту, то он и члены его семьи имеют право на льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также иных Федеральных законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок прохождения военной службы.
В соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» он является участником данной накопительной ипотечной системы (далее по тексту - НИС), в связи с чем на него распространяются права и льготы, предусмотренные данным законом, что подтверждается свидетельством о праве участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на его именном накопительном счете № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения имелось <данные изъяты> рублей 32 копейки, и далее ежемесячно на данный счет начислялось <данные изъяты> рублей 66 копеек.
В 2011 году он решил воспользоваться своими правами как военнослужащего участника накопительной ипотечной системы и приобрести для себя и членов своей семьи на указанные средства жилое помещение для постоянного проживания в <адрес> по адресу: ул. Лермонтова М.Ю., <адрес>, стоимость которого составляла <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ним и Министерством обороны Российской Федерации был заключен договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного займа и (или) погашения обязательств по ипотечному займу №.
В соответствии с данным договором ему был предоставлен целевой жилищный заём на погашение первоначального взноса при получении ипотечного займа для приобретения в его собственность выше указанного жилого помещения за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, в размере <данные изъяты> рублей 32 копейки, а также на погашение обязательств по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на его именном накопительном счете.
Также ДД.ММ.ГГГГ между ним и <данные изъяты>» был заключен договор займа №.
В соответствии с данным договором ему был предоставлен заём в размере <данные изъяты> рубль 68 копеек. Данный заём был предоставлен ему для приобретения в его собственность жилого помещения в <адрес> по адресу: ул. Лермонтова М.Ю., <адрес>, стоимость которого составляла <данные изъяты> рублей.
В соответствии с договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в собственность квартиру по указанному выше адресу за <данные изъяты> рублей.
Расходы на приобретение указанной квартиры были перечислены с его лицевого счета, открытого в <данные изъяты> на счет продавца, что подтверждается мемориальными ордерами № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубль 31 копейка; № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей 32 копейки.
ДД.ММ.ГГГГ ему на указанное жилое помещение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права серии №
В 2012 году он решил воспользоваться правом гражданина Российской Федерации на получение имущественного налогового вычета по приобретению квартиры, предусмотренного статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации и им в Межрайонную ИФНС России № 3 по Саратовской области была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ за 2012 год (а также все другие необходимые документы), в которой он заявил имущественный налоговый вычет по приобретению квартиры, сумма подлежащая возврату из бюджета составляла <данные изъяты> рубля.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации общий размер налогового вычета не может превышать 2 миллионов рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов, предусмотренных статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации начальник Межрайонной ИФНС России по Саратовской области советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Р.А. Смирнов, как должностное лицо своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в предоставлении данного имущественного налогового вычета на сумму фактически произведенных расходов на приобретение объекта в размере <данные изъяты> рублей, заявленных процентов в размере <данные изъяты> рублей 34 копейки. и соответственно в возврате из бюджета налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рубля.
В своем решении Р.А. Смирнов сослался на абзац номер 26 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым имущественный налоговый вычет, предусмотренный данным подпунктом не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры для налогоплательщика производится за счет выплат, предоставленных из федерального бюджета.
Считает его действия незаконными, нарушающими его права и свободы по следующим обстоятельствам:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры. Общий размер указанного вычета не может превышать 2 000 000 рублей.
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, следовательно, квартира приобретается участником накопительной ипотечной системы (то есть им) за счет заемных средств, в связи с чем данное обстоятельство является ключевым для обоснования его права как участника накопительной ипотечной системы на имущественный налоговый вычет, так как дальнейшем, согласно кредитному договору и договору целевого жилищного займа возврат кредита и уплата процентов за пользование кредитом осуществляются участником накопительной ипотечной системы (то есть им) за счет средств целевого займа, предоставляемых на погашение обязательств по кредиту.
Статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющая право участника накопительной ипотечной системы на получение имущественного налогового вычета, не ограничивает возможность получения имущественного налогового вычета в случае приобретения квартиры за счет заемных средств и не связывает возможность получения указанного вычета с возвратом заемных средств.
В соответствии со статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на приобретение квартиры производится за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Согласно договору купли-продажи квартира приобретается участниками накопительной ипотечной системы за счет: а) кредитных средств; б) средств целевого жилищного займа. Погашение обязательств по кредитному договору будет осуществляться заемщиком за счет средств целевого жилищного займа (то есть им).
Отношения между сторонами по договору целевого жилищного займа регулируются исключительно Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивает возможность получения имущественного налогового вычета в случае приобретения квартиры за счет заемных средств, так как отношения по предоставлению средств целевого жилищного займа участникам накопительной ипотечной системы регулируются договором целевого жилищного займа.
Договор целевого жилищного займа является гражданско-правовой сделкой, отношения из него являются гражданско-правовыми с участием публичного субъекта - Российской Федерации.
Таким образом, действующее в Российской Федерации законодательство разделяет вопросы, касающиеся выплат, предоставляемых из федерального бюджета (административные отношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации), и отношений между заимодавцем и заемщиком по договору займа (гражданско-правовые отношения, регулируемые Гражданским кодексом Российской Федерации).
Во втором случае согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные органы выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правовых отношений.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, а также юридические лица.
Заимодавцем по договору целевого жилищного займа является Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», которое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Поскольку заём предоставляется за счет федерального бюджета, а в роли заимодавца выступает федеральное государственное учреждение, то естественно, что планирование и использование расходов на предоставление целевых жилищных займов военнослужащим осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В основном это учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительной ипотечной системы накопительные взносы за счет средств федерального бюджета (статья 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»).
Вместе с тем, согласно статье 3 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» именной накопительный счет это всего лишь форма аналитического учета, включающая в себя сведения о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета. Она применяется для учета сумм, которые могут быть заимствованы военнослужащему для приобретения жилого помещения, в связи с чем дальнейшие отношения по предоставлению средств целевого жилищного займа из бюджета участникам накопительной ипотечной системы регулируются гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2.2 постановления от 17 июня 2004 года № 12-П, публичный характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 разъяснено, что при рассмотрении споров, возникших в связи с предоставлением публично-правовым образованием бюджетных средств на возвратной и возмездной основе судам необходимо исходить из того, что эти отношения носят гражданско-правовой характер, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.
Кроме того, вывод о том, что на отношения по предоставлению заемных денежных средств частному лицу из бюджета распространяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, подтверждает многочисленная судебная практика.
Отношения по займу между государственным органом и частным лицом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации с ограничениями, которые предусмотрены бюджетным законодательством.
Данные ограничения могут касаться оснований предоставления такого займа и полномочий государственных органов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в то время как отношения между сторонами по договору займа регулируются исключительно Гражданским кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при заключении договора целевого жилищного займа возникают именно заемные отношения, которые регулируются статьями 807-818 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, осуществление выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, основано на административном или ином властном подчинении одой стороны другой и не предполагает заключение какого-либо договора, предусматривающего равноправие сторон.
Правовой режим средств целевого жилищного займа определен в Федеральном законе «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии со статьей 3 указанного закона целевой жилищный заём - это денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе. Таким образом, особо подчеркивается возвратный характер средств целевого жилищного займа.
Порядок погашения целевого жилищного займа определен в статье 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а также в Правилах предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 370.
Как уже было отмечено, в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 разъяснено, что при рассмотрении споров, возникших в связи с предоставлением публично-правовым образованием бюджетных средств на возвратной и возмездной основе, судам необходимо исходить из того, что эти отношения носят гражданско-правовой характер, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.
По смыслу статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, следовательно, при заключении договора целевого жилищного займа возникают именно заемные отношения. По форме и содержанию договор целевого жилищного займа соответствует положениям о договоре займа, в котором публично-правовое образование является заимодавцем, а участник накопительной ипотечной системы - заемщиком.
В свою очередь, осуществление выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленных за счет средств федерального бюджета, не предполагает в дальнейшем возврат полученных денежных средств. Квалификация средств целевого жилищного займа как выплаты из федерального бюджета, предполагающей безвозвратный характер, не применима к участникам накопительной ипотечной системы, который не являются участниками межбюджетных отношений.
Заемный характер средств целевого жилищного займа подтверждается также положениями налогового законодательства, так как Налоговый кодекс Российской Федерации четко разграничивает порядок налогообложения выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, и заемных средств.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации суммы денежных средств, полученные физическим лицом в виде займа, не являются доходами налогоплательщика и не являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц, так как перечень доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), определен в статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы денежных средств, полученных физическими лицами по договору займа с обязательством возврата, не поименованы в статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, получение денежных средств по договору займа нельзя признать доходом согласно положениям главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной уплате НДФЛ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в письме Управления ФНС России по городу Москве от 7 декабря 2006 года № 28-10/107620. Ведь согласно статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, поэтому заемные денежные средства не являются доходом налогоплательщика и не облагаются НДФЛ.
В свою очередь в соответствии со статьей. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, являются доходами налогоплательщика и являются объектом налогообложения НДФЛ, поскольку осуществление указанных выплат не предполагает возврат полученных денежных средств.
В соответствии с данной статьей Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такой вид доходов физических лиц как суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Средства целевого жилищного займа не отражаются в доходах участников накопительной ипотечной системы и не учитываются при определении налоговой базы как доход плательщика, затем освобождаемый от налогообложения.
Следовательно, средства целевого жилищного займа не являются выплатой предоставленной из средств федерального бюджета, в том понимании, которое используется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок уплаты НДФЛ, средства целевого жилищного займа являются заемными средствами.
Таким образом, средства целевого жилищного займа являются заемными средствами налогоплательщика, отношения между сторонами по договору целевого жилищного займа регулируются исключительно Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивает возможность получения имущественного налогового вычета в случае приобретения квартиры за счет заемных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» целью договора целевого жилищного займа является уплата первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
В соответствии с договором целевого жилищного займа целевой жилищный заем предоставляется:
а) на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность заемщика жилого помещения; б) на погашение обязательств по ипотечному кредиту. Согласно статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации договор займа считается заключенным с момента передачи денег.
Таким образом, по смыслу упомянутых закона и договора средства целевого жилищного займа, предоставленные на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность заемщика жилого помещения, по своему предназначению существенно отличаются от средств целевого жилищного займа, предоставленных на погашение обязательств по ипотечному кредиту.
Из этого следует, что часть средств целевого жилищного займа имеет целью именно приобретение квартиры, а другая часть средств целевого жилищного займа имеет целью погашение обязательств по кредиту. Фактически, с целью погашения кредита, истраченного на покупку квартиры, участник НИС (то есть он, истец) получил новый «кредит» (часть целевого жилищного займа, предоставленная на погашение обязательств по ипотечному кредиту).
Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с позицией Министерства финансов Российской Федерации новый кредит на погашение ранее полученного кредита не может рассматриваться в качестве кредита на приобретение квартиры, поскольку квартира уже приобретена.
В связи с этим данный кредитный договор не будет иметь характера целевого кредита, полученного от кредитной организации и расходуемого налогоплательщиком на приобретение квартиры.
Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа. Следовательно, целевой жилищный заем, предоставленный на погашение обязательств по ипотечному кредиту, не может рассматриваться в качестве расходов на приобретение квартиры, поскольку квартира уже приобретена. Договор целевого жилищного займа в части предоставления средств на погашение обязательств по ипотечному кредиту не будет иметь характера целевого займа, расходуемого налогоплательщиком на приобретение квартиры.
Таким образом, средства целевого жилищного займа, потраченные на погашение кредита (которые Межрайонная ИФНС России по Саратовской области № 3 рассматривает в качестве выплаты из федерального бюджета), не являются расходами на приобретение квартиры.
К расходамна приобретение квартиры относятся исключительно средства банковского кредита и средства целевого жилищного займа, предоставленные на погашение первоначального взноса при получении кредита. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не ограничивает возможность получения имущественного налогового вычета в случае приобретения квартиры за счет кредитных (заемных) средств и не связывает возможность получения указанного вычета с возвратом кредитных (заемных) средств.
Межрайонная ИФНС России по Саратовской области № 3 необоснованно не относит средства ипотечного кредита и целевого жилищного займа, предоставленные на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита, к фактически произведенным налогоплательщиком (то есть мною) расходам на приобретение квартиры, так как для приобретения жилья налогоплательщики используют заемные (кредитные) средства.
Отношения между сторонами по договору целевого жилищного займа регулируются исключительно Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками.
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа.
Таким образом, денежные средства, полученные по договору займа (кредита), являются собственностью заемщика. Соответственно, расходы, произведенные за счет полученного займа (кредита), являются собственными расходами налогоплательщика. При этом статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации не связывает возможность получения имущественного налогового вычета с возвратом денежных средств, полученных по договору займа (кредита).
Из вышеизложенного следует, что при расчете имущественного налогового вычета может быть учтена сумма денежных средств, полученных по договору целевого займа и израсходованных на приобретение квартиры.
Данная позиция содержится в письме Минфина России от 12 февраля 2007 года № 03-04-05-01/31, при этом в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Возможность предоставления имущественного вычета при приобретении жилья за счет заемных средств предусмотрена также письмом Управления ФНС России по городу Москве от 29 сентября 2009 года №.
Таким образом, средства ипотечного кредита и целевого жилищного займа, предоставленные на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита, затем потраченные на покупку квартиры, являются фактически произведенными налогоплательщиком (то есть им) расходами на приобретение квартиры.
В связи с этим истец просит признать решение начальника Межрайонной ИФНС России по Саратовской области Р.А. Смирнова № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему налогового вычета незаконным и необоснованным, нарушающим его права с момента принятия; обязать ответчика предоставить ему имущественный налоговый вычет на сумму фактически произведенных им расходов на приобретение объекта в размере <данные изъяты> рублей, заявленных процентов в сумме <данные изъяты> рублей 34 копейки и соответственно в возврате из бюджета налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец и его представитель - И. Р.Л., действующий на основании устного ходатайства, заявленные требования поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенным выше, и дополнили, что в случае увольнения истца из Вооруженных Сил по неуважительным причинам, все расходы по уплате кредита будет нести сам истец за счет собственных средств. Кроме того, как следует из сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы (полученных с официального сайта Росвоенипотека), на указанных накопительных счетах учитываются не только накопительные взносы, но и инвестиционные доходы.
Представитель ответчика - Курганов А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, и суду пояснил, что требования истца, описательная и мотивировочная часть его иска списана с военного журнала. В иске изложено мнение комментатора по данному вопросу, а ответчик ссылался на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации. Денежные средства, потраченные истцом на приобретение жилья, были получены им из средств федерального бюджета, поэтому вычеты по НДФЛ в данном случае не применяются.
Конструкция статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает, каким образом происходит перечисление денежных средств на счет заемщика, имеет значение лишь тот факт, что денежные средства выделяются из федерального бюджета.
Представители третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.В. Вишневского Министерства обороны Российской Федерации» в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, от представителя ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.В. Вишневского Министерства обороны Российской Федерации» имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры; на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли (долей) в ней.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме: договор о приобретении квартиры или прав на квартиру, акт о передаче квартиры, доли (долей) в ней налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Указанный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел в собственность квартиру по адресу: <адрес>, право собственности заявителя зарегистрировано, выдано соответствующее свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом в налоговый орган в полном объеме представлены необходимые для получения имущественного налогового вычета документы, из которых следует, что оплата квартиры проведена за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3.1.1. договора купли-продажи денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей в счет уплаты за приобретенную квартиру выплачивается покупателем за счет средств предоставляемого ипотечного кредита по договору займа и за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых по договору целевого жилищного займа.
По условиям договора займа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и <данные изъяты>», возврат кредита и уплата процентов по нему осуществляется заемщиком за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого заемщику как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по договору целевого жилищного займа, в течение 132 месяцев с даты фактического предоставления кредита (пункты 1.1, 1.2).
Согласно пункту 1 заключенного между истцом и Министерством обороны Российской Федерации договора № от ДД.ММ.ГГГГ целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, предметом данного договора является предоставление заемщику в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" целевого жилищного займа за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника НИС.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Анализируя вышеизложенные нормы, суд приходит к выводу о том, что целевой жилищный заем предоставлен истцу на безвозмездной основе, за счет средств федерального бюджета, в связи с чем решение налогового органа об отказе истцу в предоставлении имущественного налогового вычета является законным и обоснованным.
Заключение кредитного договора от своего имени и наличие обязательств по выплате кредита не может являться подтверждением фактически произведенных истцом расходов на приобретение квартиры. Поскольку материалами дела подтверждается, что в настоящее время денежные средства на погашение кредита поступают из федерального бюджета, доказательств, свидетельствующих о том, что заемщик самостоятельно исполняет все обязательства по договору за счет собственных средств, не имеется.
При этом суд не принимает во внимание письмо Федеральной налоговой службы России от 03 мая 2012 года N ЕД-4-3/7432@ "Об имущественном налоговом вычете", поскольку в нем речь идет о возможности предоставления налогового вычета за уплаченные проценты по кредиту, средства которого были направлены на приобретение квартиры, когда гражданин за счет собственных средств уплачивает указанные проценты, а впоследствии этому лицу возмещаются уплаченные им проценты по кредиту за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В этом случае гражданин сам уплачивает проценты из своих собственных доходов, а затем субъект Российской Федерации возмещает расходы, понесенные гражданином на уплату процентов из своего бюджета. При получении ипотечного кредита военнослужащий не несет собственных расходов, все обязательства за него по договору кредитования по возврату заёмных средств и погашения процентов выполняет государство за счет средств федерального бюджета, личные средства военнослужащего участия в погашении кредита не принимают.
Также суд не учитывает доводу стороны истца, что по сведениям, полученным с официального сайта Росвоенипотеки на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы помимо накопительных взносов учитывается и инвестиционный доход, так как в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию. При этом, согласно пункту 37 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, доходы от инвестирования, использованных для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с указанным выше Федеральным законом N 117-ФЗ налогообложению не подлежат (освобождаются от налогообложения).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение налогового органа вынесено в соответствии с законом, поэтому в удовлетворении требований истца необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Нестерова И. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Саратовской области о признании права на получение налогового вычета и возложении обязанности по предоставлению налогового вычета отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья Карпинская А.В.