Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2152/2021 от 23.07.2021

Судья Альянова Е.Л. №33а-2152/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ                    

19 августа 2021 года                          город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.,

при секретаре Власовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-1633/2021 по административному исковому заявлению администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 о признании недействительным постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора,

по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области по доверенности ФИО5 на решение Ливенского районного суда Орловской области от 30 апреля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., выслушав главу Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области ФИО6, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

администрация Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании постановления недействительным, освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указывала на то, что является должником в исполнительном производстве -ИП, возбужденного <дата> на основании исполнительного листа №ФС от 10 апреля 2020 года, выданного Ливенским районным судом Орловской области по делу №2а-1-1895/2019 от 19 марта 2020 года, которым на администрацию Лютовского сельского поселения Ливенского района возложена обязанность создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района, отвечающих требованиям пунктов 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42128-4690-88, пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования и обеспечить их содержание в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 3 февраля 2021 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере <...> и установлен новый срок исполнения.

Ссылалась на то, что взыскание с должника исполнительского сбора незаконно и необоснованно, поскольку в рамках выделенных денежных средств заключен муниципальный контракт 0 от <дата> на выполнение работ по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области в сумме <...>, источник финансирования – бюджет Ливенского района Орловской области, что позволило обустроить 18 контейнерных площадок. Количество контейнерных площадок удовлетворяет потребность в площадках на территории Лютовского сельского поселения и рассчитана, исходя из плотности и численности населения, проживающего на территории Лютовского сельского поселения.

Администрация Лютовского сельского поселения приняла все зависящие от неё действия по исполнению решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата>.

По указанным основаниям, просила признать недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата>; освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Орловской области просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.

В обоснование доводов ссылается на то, что приведенные администрацией Лютовского сельского поселения обстоятельства не являются уважительными для неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа, в связи с чем оснований для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора не имеется.

Административный ответчик судебный пристависполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1, представители заинтересованных лиц – Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры Орловской области, администрации Ливенского района Орловской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.

Представитель административного ответчика – УФССП России по Орловской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ливенского районного суда Орловской области от 18 декабря 2019 года, вступившим в законную силу 19 марта 2020 года, признанно незаконным бездействие администрации Ливенского района Орловской области, администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области.

На администрацию Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области возложена обязанность создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области, отвечающих требованиям пунктов 2.2.2, 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, пункта 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования и обеспечить их содержание в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также на администрацию Ливенского района Орловской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области.

Определением Ливенского районного суда Орловской области 18 мая 2020 года отсрочено исполнение решения Ливенского районного суда Орловской области от 18 декабря 2019 года до 1 сентября 2020 года.

10 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Орловской области на основании исполнительного листа ФС №033017944 от 10 апреля 2020 года, выданного Ливенским районным судом Орловской области, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области 19 сентября 2020 года.

В связи с тем, что должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не были исполнены, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 от 3 февраля 2021 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере <...>.

Копия постановления вручена должнику 2 марта 2021 года.

Разрешая административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления судебного приставаисполнителя, исходя из отсутствия вины административного истца - должника по исполнительному производству в неисполнении судебного решения в добровольном порядке в силу непреодолимых обстоятельств.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены, в частности, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом первой инстанции, соглашениями от <дата>, от <дата>, от <дата> администрацией Ливенского района Орловской области в адрес администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области переданы полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с выделением межбюджетных трансфертов в размере <...>

В соответствии с соглашением от <дата> органом местного самоуправления муниципального района на 2018 год переданы администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области полномочия по организации обустройства контейнерных площадок для сбора (в том числе раздельного сбора) твердых коммунальных отходов с выделением межбюджетных трансфертов в размере <...>

Соглашением от <дата> органом местного самоуправления муниципального района на 2019 года переданы администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области полномочия по созданию (обустройству) мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами с выделением межбюджетных трансфертов в размере <...>

С учетом, вышеназванных соглашений Ливенским районным судом Орловской области <дата> было принято решение о возложении обязанности на администрацию Лютовского сельского поселения создать места накопления твердых коммунальных отходов.

В последующем администрацией Ливенского района с администрацией Лютовского сельского поселения заключено соглашения о передаче полномочий на 2020 и 2021 года по созданию (обустройству) мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами не заключались, финансирование администрации Лютовского сельского поселения в 2020 году, 2021 году на цели создания мест накопления твердых коммунальных отходов не производилось.

Удовлетворяя заявленные административные требования в части освобождения от исполнительского сбора, суд учел, что администрацией Ливенского района самостоятельно принимались меры по исполнению решения суда, в частности заключался контракт <дата> с подрядчиком по выполнению работ по обустройству площадок накопления ТКО на территории Лютовского сельского поселения, цена контракта <...>, источник финансирования - бюджет Ливенского района Орловской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Исходя из смысла приведенных выше норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 74 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм законодательства, отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что администрация Лютовского сельского поселения не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах своих полномочий и возможностей бюджета проводила мероприятия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований и освобождении администрации Лютовского сельского поселения от исполнительского сбора.

Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы об отсутствии у администрации Лютовского сельского поселения уважительных обстоятельств, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, выводов суда не опровергают.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

При этом судебная коллегия учитывает, что в силу части 5 статьи 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

Судья Альянова Е.Л. №33а-2152/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ                    

19 августа 2021 года                          город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Майоровой Л.В.,

судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.,

при секретаре Власовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело №2а-1633/2021 по административному исковому заявлению администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 о признании недействительным постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора,

по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области по доверенности ФИО5 на решение Ливенского районного суда Орловской области от 30 апреля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., выслушав главу Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области ФИО6, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

администрация Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании постановления недействительным, освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указывала на то, что является должником в исполнительном производстве -ИП, возбужденного <дата> на основании исполнительного листа №ФС от 10 апреля 2020 года, выданного Ливенским районным судом Орловской области по делу №2а-1-1895/2019 от 19 марта 2020 года, которым на администрацию Лютовского сельского поселения Ливенского района возложена обязанность создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района, отвечающих требованиям пунктов 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42128-4690-88, пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования и обеспечить их содержание в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 3 февраля 2021 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере <...> и установлен новый срок исполнения.

Ссылалась на то, что взыскание с должника исполнительского сбора незаконно и необоснованно, поскольку в рамках выделенных денежных средств заключен муниципальный контракт 0 от <дата> на выполнение работ по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области в сумме <...>, источник финансирования – бюджет Ливенского района Орловской области, что позволило обустроить 18 контейнерных площадок. Количество контейнерных площадок удовлетворяет потребность в площадках на территории Лютовского сельского поселения и рассчитана, исходя из плотности и численности населения, проживающего на территории Лютовского сельского поселения.

Администрация Лютовского сельского поселения приняла все зависящие от неё действия по исполнению решения Ливенского районного суда Орловской области от <дата>.

По указанным основаниям, просила признать недействительным постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата>; освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Орловской области просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.

В обоснование доводов ссылается на то, что приведенные администрацией Лютовского сельского поселения обстоятельства не являются уважительными для неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа, в связи с чем оснований для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора не имеется.

Административный ответчик судебный пристависполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1, представители заинтересованных лиц – Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры Орловской области, администрации Ливенского района Орловской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.

Представитель административного ответчика – УФССП России по Орловской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ливенского районного суда Орловской области от 18 декабря 2019 года, вступившим в законную силу 19 марта 2020 года, признанно незаконным бездействие администрации Ливенского района Орловской области, администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области.

На администрацию Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области возложена обязанность создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области, отвечающих требованиям пунктов 2.2.2, 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, пункта 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10, исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования и обеспечить их содержание в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также на администрацию Ливенского района Орловской области возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области.

Определением Ливенского районного суда Орловской области 18 мая 2020 года отсрочено исполнение решения Ливенского районного суда Орловской области от 18 декабря 2019 года до 1 сентября 2020 года.

10 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Орловской области на основании исполнительного листа ФС №033017944 от 10 апреля 2020 года, выданного Ливенским районным судом Орловской области, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области 19 сентября 2020 года.

В связи с тем, что должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, требования исполнительного документа не были исполнены, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1 от 3 февраля 2021 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере <...>.

Копия постановления вручена должнику 2 марта 2021 года.

Разрешая административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления судебного приставаисполнителя, исходя из отсутствия вины административного истца - должника по исполнительному производству в неисполнении судебного решения в добровольном порядке в силу непреодолимых обстоятельств.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены, в частности, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом первой инстанции, соглашениями от <дата>, от <дата>, от <дата> администрацией Ливенского района Орловской области в адрес администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области переданы полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с выделением межбюджетных трансфертов в размере <...>

В соответствии с соглашением от <дата> органом местного самоуправления муниципального района на 2018 год переданы администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области полномочия по организации обустройства контейнерных площадок для сбора (в том числе раздельного сбора) твердых коммунальных отходов с выделением межбюджетных трансфертов в размере <...>

Соглашением от <дата> органом местного самоуправления муниципального района на 2019 года переданы администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области полномочия по созданию (обустройству) мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами с выделением межбюджетных трансфертов в размере <...>

С учетом, вышеназванных соглашений Ливенским районным судом Орловской области <дата> было принято решение о возложении обязанности на администрацию Лютовского сельского поселения создать места накопления твердых коммунальных отходов.

В последующем администрацией Ливенского района с администрацией Лютовского сельского поселения заключено соглашения о передаче полномочий на 2020 и 2021 года по созданию (обустройству) мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами не заключались, финансирование администрации Лютовского сельского поселения в 2020 году, 2021 году на цели создания мест накопления твердых коммунальных отходов не производилось.

Удовлетворяя заявленные административные требования в части освобождения от исполнительского сбора, суд учел, что администрацией Ливенского района самостоятельно принимались меры по исполнению решения суда, в частности заключался контракт <дата> с подрядчиком по выполнению работ по обустройству площадок накопления ТКО на территории Лютовского сельского поселения, цена контракта <...>, источник финансирования - бюджет Ливенского района Орловской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Исходя из смысла приведенных выше норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 74 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм законодательства, отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что администрация Лютовского сельского поселения не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах своих полномочий и возможностей бюджета проводила мероприятия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований и освобождении администрации Лютовского сельского поселения от исполнительского сбора.

Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.

Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы об отсутствии у администрации Лютовского сельского поселения уважительных обстоятельств, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, выводов суда не опровергают.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

При этом судебная коллегия учитывает, что в силу части 5 статьи 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33а-2152/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация Лютовского сельского поселения Ливенского района
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Котякова С.В.
УФССП России по Орловской области
Другие
Орловский прироохранный межрайонный прокурор Орловской области
Администрация Ливенского района
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сафронова Любовь Ивановна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
26.07.2021Передача дела судье
19.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее