УИД 63RS0038-01-2021-005930-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября2021 г. г. Самара
Кировский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Мячиной Л.Н.,
при секретаре Ломакиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4550/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области к Орлову М.В. о взыскании недоимки по налогу и пени
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС №20 по Самарской области обратилась в Кировский районный суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Орлова М.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере <данные изъяты> руб., пеня в размере <данные изъяты> руб. ( за период с *** по ***); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере <данные изъяты> руб., пеня в размере <данные изъяты> руб. (за период с *** по ***), а всего на общую сумму <данные изъяты> руб.
В последующем административный истец свои требования уточнил и просил взыскать с Орлова М.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2015 г. в размере <данные изъяты> руб., пеня в размере <данные изъяты> руб. (за период с *** по ***), за 2017 г. в размере <данные изъяты> руб., пеня в размере <данные изъяты> руб. ( за период с *** по ***); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере <данные изъяты> руб., пеня в размере <данные изъяты> руб. (за период с *** по ***), а всего на общую сумму <данные изъяты> руб.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что на налоговом учете в МИФНС России №20 по Самарской области состоит в качестве налогоплательщика земельного налога и налога на имущества Орлов М.В., поскольку имел в собственности указанные в налоговом уведомлении: хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного пользования) по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 464 кв.м.; квартира по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 47,2 кв.м.; жилой дом по адресу: <адрес> и земельный участок по указанному адресу площадью 271,8 кв.м., кадастровый №. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налоги уплачены не были, на сумму недоимки были начислены пени. Налоговым органом в отношении налогоплательщика было выставлено требование от *** № об уплате налогов, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанную сумма в бюджет не поступила, в связи с чем административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о дате судебного заседания, не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Административный ответчик Орлов М.В. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23и ст. 45НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.4-6 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми днейс даты получения указанного требования, если более продолжительный периодвремени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учетав налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлениемо взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикцииналоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнениятребования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. (Ч.3 ст. 52 НК РФ).
Согласно ч.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество и земельного налога предусмотрены главой 32 НК РФ и Законом Самарской области №94-ГД от 11.03.2005 г. «О земле».
Установлено в судебном заседании, что в собственности Орлов М.В. находится:
- земельный участокс кадастровым номером № по адресу: <адрес>, вид права: общая долевая собственность, ? доля, дата государственной регистрации ***, дата государственной регистрации прекращения права: ***;
- нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 464 кв.м., вид права: общая долевая собственность, ? доля, дата государственной регистрации ***, дата государственной регистрации прекращения права: ***;
- жилое помещение с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 47,2 кв.м., вид права: собственность, дата государственной регистрации ***.
Следовательно Орлов М.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В адрес Орлова М.В. были направлены:
- налоговое уведомление от *** № со сроком оплаты не позднее ***, расчетом налога на имущество на объекты налогообложения: нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> ? доля в праве за 2015 г. на сумму 3661 руб., жилое помещение с кадастровым номером № по адресу: <адрес>*** на сумму <данные изъяты> руб.,
- налоговое уведомление от *** № со сроком оплаты не позднее ***, расчетом земельного налога на объект налогообложения: земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> за 2017 г. на сумму <данные изъяты> руб.; налогом на имущество на объекты налогообложения: нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> ? доля в праве за 2017 г. на сумму <данные изъяты> руб., жилое помещение с кадастровым номером № по адресу: <адрес>*** на сумму <данные изъяты> руб., а также произведен перерасчет налога на имущество на объект налогообложения за 2015 г. нежилое здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> ? доля в праве за 2015 г. на сумму <данные изъяты> руб., итого на общую сумму <данные изъяты> руб.
Уведомление от *** было направлено в адрес налогоплательщика ***, что подтверждается Списком почтовых отправлений №.
Доказательств направления уведомления от *** суду не предоставлено.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69и 70 НК РФ.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В последующем как следует из предоставленных в материалы дела доказательств, в связи с ненадлежащим исполнением административным ответчиком обязательств по оплате налогов в адрес Орлова М.В. направлено требование № по состоянию на *** об уплате налога на имущество в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., земельного налога <данные изъяты> руб., пеня в сумме <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до***.
Указанное требование было направлено в адрес налогоплательщика ***, что подтверждается списком почтовых отправлений №.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Определением мирового судьи судебного участка №9 Кировского судебного района г. Самары от *** отменен судебный приказ №2а-2226/2019 от *** о взыскании с Орлова М.В. вышеуказанной недоимки по налогам и пени.
С исковым заявлением в Кировский районный суд г. Самары административный истец обратился *** Следовательно срок установленный для взыскания административным истцом не пропущен.
Вместе с тем административным истцом не предоставлено доказательств направления налогового уведомления от *** в срок, установленный ч.2 ст. 52 НК РФ, следовательно в данной части административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в части и с административного ответчика Орлова М.В. подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере <данные изъяты> руб., пеня в размере <данные изъяты> руб. ( за период с *** по ***); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере <данные изъяты> руб., пеня в размере <данные изъяты> руб. (за период с *** по ***).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 290КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области к Орлову М.В. о взыскании недоимки по налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать с Орлова М.В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере 16 278 руб., пеня в размере 242,13 руб. ( за период с *** по ***); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2017 г. в размере 1 230 руб., пеня в размере 18,3 руб. (за период с *** по ***), а всего на общую сумму 17768 руб. 43 коп.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать Орлова М.В. в местный бюджет расходы по оплате государственной пошлины 710 руб. 72 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары со дня вынесение мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 15.11.2021 г.
Судья - Л.Н. Мячина