Дело № 2–9941/2015
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «28» октября 2015 года
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Завьяловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новоселова Ю. Н. к Управлению Уральского регионального командования внутренних войск МВД России о понуждении включить в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на 2015 год,
У С Т А Н О В И Л:
Новоселов Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению Уральского регионального командования внутренних войск МВД России о понуждении ответчика включить в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на <//>
В обоснование заявленного иска указано, что решением Тавдинского районного суда Свердловской области от <//> на Администрацию Тавдинского городского округа Свердловской области возложена обязанность включить истца в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <//> годы. В рамках исполнения данного судебного решения, <//> Администрацией Тавдинского городского округа в адрес Управления Уральского регионального командования внутренних войск МВД был направлен список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, состоявших на учете в улучшении жилищных условий в Администрации Тавдинского городского округа, включенных в список участников подпрограммы. <//> ответчиком отказано во включении истца в сводный список на <//> год. Данный отказ, по мнению истца, является незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, поскольку Управление Уральского регионального командования внутренних войск МВД России является ненадлежащим ответчиком, поскольку законом обязанность по формированию Сводного списка возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Администрации Тавдинского городского округа, о проведении слушания дела извещен. Ранее третье лицо направило в суд отзыв, в котором указало, что Администрацией были совершены все предусмотренные законом действия по исполнению решения суда о включении истца в список участников подпрограммы.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить настоящий иск при установленной явке.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные суду доказательства, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от 03.11.2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Тавдинского районного суда Свердловской области от <//> на Администрацию Тавдинского городского округа возложена обязанность включить Новоселова Ю.Н. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <//> годы на основании абзаца 4 подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <//> №.
Согласно представленным документам, список граждан-участников указанной подпрограммы, по категории: граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, по Тавдинскому городскому округу на <//> год, в который был включен Новоселов Ю.Н., был направлен для включения истца в Сводный список в Управление Уральского регионального командования внутренних войск.
Ответчиком 07 августа 2013 года отказано во включении истца в Сводный список, поскольку данный субъект осуществляет действия по реализации жилищных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, состоящих на жилищном учете во внутренних войсках МВД России.
По мнению ответчика, Управление Уральского регионального командования внутренних войск, не является надлежащим ответчиком. С данной позицией суд соглашается по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Составной частью вышеуказанной программы является подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в силу абз. 4 п. 5 которых право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В силу п.п. 24, 26 Правил орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как верно указано представителем ответчика, Управление Уральского регионального командования не является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению, утвержденному Приказом МВД России от 26.10.2007 № 942, ответчик является основным органом управления Уральского регионального командования внутренних войск МВД России и предназначено для руководства соединениями, воинскими частями и учреждениями, входящими в состав Уральского регионального командования, а также соединениями, воинскими частями и учреждениями внутренних войск, дислоцирующимися на территории Уральского регионального командования, не входящими в его состав, переданными в установленном порядке в оперативное подчинение (в том числе временно) командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России Министром внутренних дел Российской Федерации на период подготовки и выполнения задач. Данным Положением обязанность по формированию и утверждению сводных списков граждан, изъявивших желание получить сертификат, не возложена.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 14.11.2006 № 1325-РП утвержден Порядок организации работы в Свердловской области с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, категории которых установлены федеральным законодательством.
Согласно п. 2 Распоряжения установлено, что утверждать сводные списки получателей государственных жилищных сертификатов на текущий год в пределах средств на предоставление социальных выплат для приобретения жилых помещений, предусмотренных по Свердловской области в отношении отдельных категорий граждан графиком выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов, утверждаемым ежегодно распоряжением Правительства Российской Федерации, приказом Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В силу п. 10 Порядка сводные списки получателей государственных жилищных сертификатов в соответствующем году с учетом контрольных цифр бюджетных средств для финансирования социальных выплат, удостоверенных государственными жилищными сертификатами, и графика выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, утверждаются приказом Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с доведением выписок из него до органов местного самоуправления.
Таким образом, Управление Уральского регионального командования внутренних войск МВД России не является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность по формированию Сводного списка граждан в заявленный период была возложена законом на вышеуказанный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При разрешении иска суд также исходит из того, что какие-либо требования к Администрации Тавдинского городского округа Свердловской области, в том числе об оспаривании действий (бездействия) Новоселовым Ю.Н. не заявлены. Суд при этом ограничен предметом и основаниями заявленного иска и разрешает требования по тем требованиям, которые предъявлены к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Новоселова Ю. Н. – отказать..
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья: подпись О.М.Василькова
копия верна
судья:
секретарь: