Мотивированное решение изготовлено и подписано 22 августа 2015 года
2-731/2015
РЕШЕНИЕ Имением Российской Федерации«18» августа 2015 года гор. Лесной Свердловской области
Городской суд гор. Лесного Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Саркисян Т.В.
при секретаре судебного заседания Зиминской Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рытиков С.В. к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 6 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о взыскании задолженности по заработной плате на период трудоустройства, выплате оклада по специальному званию
УСТАНОВИЛ:
Рытиков С.В. обратился с иском с учетом уточнения к федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 6 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России») о взыскании задолженности по заработной плате на период трудоустройства и выплате оклада по специальному званию. В обосновании иска указывает, что с 01.09.2008 года по 20.05.2015 года он служил в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» в должности ***. 20.05.2015 года был уволен в связи с сокращением штата. По закону «О ЗАТО» ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» должно выплачивать ему заработную плату в течение шести месяцев в размере среднего заработка. Однако выходное пособие в размере среднего заработка за первый месяц и заработную плату за второй месяц ответчик отказался ему выплачивать, несмотря на его письменное обращение. Кроме того, ответчик не выплачивает ему и сохраняемый оклад по специальному званию за июль месяц.
Истец просит взыскать с ответчика: невыплаченную сумму заработной платы на период трудоустройства за два месяца (выходное пособие в размере среднего заработка и заработную плату за второй месяц), а также оклад по специальному званию за июль 2015 г.
В настоящем судебном заседании Рытиков С.В. исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении, с расчетом средней заработной платы согласен, так как сам самостоятельно рассчитать размер среднего заработка не может, просит взыскать заработную плату с ответчика за период с 21.05.2015 по 20.07.2015 г., т.е. за два месяца, а также задолженность по выплате оклада по специальному званию за июль 2015 г. в сумме ***.
Представитель ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» Гаврилова Н.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, указывая, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, при увольнении расчет с истцом произведен полностью. Право на получение выходного пособия истец не имел, поскольку ему было выплачено единовременное пособие. Положения трудового законодательства, касающиеся выплат при увольнении, не распространяются на сотрудников противопожарной службы, оснований для осуществления выплат в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года №3297-1 не имеется.
Исследовав материалы дела, заслушав участников судебного заседания, суд полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие в РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие, по общему правилу, с суда обязанность по сбору доказательств.
Статья 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ обязывает каждую сторону представить суду доказательства в обоснование своих требований и возражений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года N 508 город Лесной включен в перечень закрытых административно-территориальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1688-О-О указанная норма закрепляет право работников предприятий, объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемых в связи с организационно-штатными мероприятиями, на сохранение среднего заработка в течение более длительного срока после увольнения по сравнению с общеустановленным, что обусловлено объективным удлинением периода поиска работы в условиях закрытого административно-территориального образования, направлена на защиту интересов таких работников.
Судом установлено, что истец Рытиков С.В. на основании заключенного контракта проходил службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» с 01.09.2008 г. по 20.05.2015 г.
Приказом начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» № 130-НС от 20.05.2015 г. Рытиков С.В. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по ст. 58 ч. 1 п. «е» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов).
Согласно пункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992г. № 4202-1, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) регулируются отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (ч. 1 ст. 1).
Частью 7 ст. 3 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.
В соответствии с п. 3 ч. 10 указанной статьи гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в учреждениях и органах менее 20 лет, ежемесячно в течение одного года после увольнения выплачивается оклад по специальному званию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае увольнения, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (по сокращению штатов).
Частью 5 статьи 19 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что лицам, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.
С 16 июня 2015 года Рытиков С.В. зарегистрирован в ГКУ «Лесной центр занятости» в качестве безработного, и со дня увольнения из Специального управления ФПС № 6 МЧС России до настоящего времени он не трудоустроен, что не оспаривается ответчиком и подтверждается представленной суду трудовой книжкой.
Однако в нарушение п.4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» Рытиков С.В. не произведена выплата сохраняемой на период трудоустройства средней заработной платы за первый и второй месяц со дня увольнения.
Отказывая Рытиков С.В. в выплате, сохраняемой на период трудоустройства средней заработной платы, ответчик Специальное управление ФПС № 6 МЧС России нарушает гарантированное Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» право на получение общей социальной компенсации в связи с проживанием или работой граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования.
Позиция представителя ответчика, изложенная в отзыве и поддержанная в судебном заседании, сводится к тому, что социальные гарантии, установленные Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» не распространяются на сотрудников органов противопожарной службы, поскольку имеются специальные нормы, регулирующие данные правоотношения. Указанные доводы, по мнению суда, противоречат смыслу Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», который определяет дополнительные гарантии гражданам именно в связи с их проживанием на территории с особым статусом и не содержит ограничений, связанных с родом деятельности.
В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
Согласно положениям ст. 1 указанного закона федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом (п.4). Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации (п.5).
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
В силу положений ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Положения ч.2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что положения п.4 ст. 7 Федерального закона РФ от 14.07.1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» предусматривают дополнительные гарантии по сохранению средней заработной платы и непрерывный стаж на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) для всех работников, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятий, а также при сокращении численности или штата работников, в том числе уволенных по сокращению штатов из органов противопожарной службы МЧС России и проживающих на территории закрытого административно-территориальном образования, поскольку какого-либо специального ограничения их прав не предусмотрено законом.
Также суд не может согласиться и с доводами ответчика, что сумма средней заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства, но не более чем на шесть месяцев, должна определяться с учетом (за минусом) выплаченного сотруднику единовременного пособия.
В ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» указано на необходимость учета только месячного выходного пособия.
Размер выходного пособия в сумме среднего месячного заработка определяется положениями ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истцу же выплачено при увольнении со службы только единовременно пособие в соответствии с ч.7 ст.3 Федерального закона N 283-ФЗ в размере двух окладов денежного содержания, как сотруднику, общая продолжительность службы составляет менее 20 лет (16 лет). Каких-либо иных выходных пособий истцу в связи с увольнением работодатель не выплачивал.
Из системного толкования ч.7 ст.3 Федерального закона N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что размер единовременного пособия зависит от количества лет службы сотрудника.
Исходя из изложенного, суд находит, что выходное пособие и единовременное пособие при увольнении сотрудника противопожарной службы Государственной противопожарной службы являются различными по своему содержанию и рассчитываются также по разным основаниям. Пособие, выплаченное истцу при увольнении, как сотруднику противопожарной службы Государственной противопожарной службы, исходя из характера службы и ее особенностей, не рассчитывается из его среднего месячного заработка, а потому не подлежит зачету в присужденные истцу выплаты.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал, что никаких пособий в связи с сокращением численности штата, предусмотренных ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», истцу не выплачено, как не выплачивалось и иных пособий в связи с увольнением.
Расчет средней заработной платы, представленный представителем ответчика, не оспаривается истцом и составляет ***.
Так как, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», за истцом в связи с сокращением численности работников, сохраняется на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата, в пользу истца подлежит взысканию задолженность по невыплаченным компенсационным выплатам за 2 месяца (с 21.05.2015 по 20.07.2015г.) в размере ***
Оснований не доверять расчету, представленному ответчиком, у суда оснований не имеется.
Довод представителя ответчика о том, что истцу выплачивается пособие по безработице, в связи с чем сохраняемая заработная плата на период трудоустройства не может быть взыскана, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработному временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый ему для поиска подходящей работы.
Истцом также заявлены требования о взыскании оклада по специальному званию за июль 2015 г.
Согласно справки ответчика Рытиков С.В. указанная выплата за июль 2015 г. в сумме *** не выплачена.
Представитель ответчика пояснил, что выплата не произведена истцу в связи с отсутствием финансирования, других задолженностей за ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 6 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» перед истцом не числится.
Таким образом, право Рытиков С.В. на указанную выплату никто не оспаривает.
Отсутствие лимита бюджетных обязательств не является основанием для отказа в выплате указанной задолженности, в силу закона.
При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, иск Рытиков С.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что ФГКУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 6 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» финансируется за счет средств федерального бюджета, Суд относит издержки (государственная пошлина), понесенные судом в связи с рассмотрением дела, за счет средств соответствующего бюджета, на основании ч. 4 ст.103 ГПК РФ и подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которой от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, Суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ *** ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 2015 ░. ░ ░░░░░ ***.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░