.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2013 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Елфимовой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришина С.Н. к Администрации ЗАТО Железногорск о предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Гришин С.Н. обратился в Железногорский городской суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа Администрации ЗАТО г. Железногорск в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, площадью 4000 кв.м., расположенного по <адрес>. Свои требования заявитель мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию ЗАТО г.Железногорск с заявлением о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места расположения нежилого здания общественного питания на праве аренды, к заявлению приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Решением Архитектурно-планировочной комиссии Администрации ЗАТО г.Железногорск от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ему в предварительном согласовании места размещения объекта и выборе земельного участка в связи с решением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст.30 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ). Аналогичное решение было принято по обращению истца с заявлением ДД.ММ.ГГГГ Отказ комиссии утвержден Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец считает отказ незаконным, поскольку согласно п.6 ст.30 ЗК РФ на момент подачи заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, испрашиваемый земельный участок не был сформирован, архитектурно-планировочная комиссия Администрации ЗАТО Железногорск обязана была рассмотреть его заявление по существу.
Ссылаясь на ст.ст.30,31 ЗК РФ заявитель просил признать незаконным отказ архитектурно-планировочной комиссии Администрации ЗАТО Железногорск от 3.12.2012 № 2057 и от 18.04.2013 г. № 640 и обязать ответчика рассмотреть его заявление повторно в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание истец не явился, поручил представлять свои интересы Титову А.А.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы заявления.
В судебном заседании представитель ответчика Бизюкова М.Г. исковые требования не признали, поддержали письменные возражения на иск, согласно которым оспариваемое решение АПК ЗАТО гЖелезногрск принято в пределах полномочий, предусмотренных Положением об Архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО Железногорск Красноярского края.
13 мая 2013 г. Администрация ЗАТО г. Железногорск приняла решение в виде Постановления № о подготовке проекта планировки и проекта межевания общественно-деловой зоны нечетной стороны <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 77369 кв.м. месторасположением <адрес> поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Статья 30 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительном согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленной ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) принятие решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Кроме того, принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта предшествуют совершение определенных ст. 31 Земельного кодекса РФ процедур.
В частности, орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Только лишь при соблюдении вышеуказанных действий, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу положений ст. 8 и ст. 9 Земельного кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Аналогичные требования предусмотрены в главе 2 Положения «О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г.Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края», а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №. (далее по тексту -Положение).
Таким образом, заявленная Гришиным С.Н. мера восстановительного характера, как обязать Администрацию ЗАТО г.Железногорск осуществить процедуру предварительного согласования и принять соответствующее решение, не соответствует вышеуказанным положениям Земельного кодекса РФ.
Кроме того, истец обратился с заявлением в выборе земельного участка для строительства и размещения объекта общественного питания, то есть объекта, использование которого связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Как следует из искового заявления, Гришин С.Н. не является индивидуальным предпринимателем, следовательно, оспариваемое решение АПК не нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ, гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч.1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч.2).
В судебном заседании материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что истец ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался в Администрацию ЗАТО г.Железногорск с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта- общественного питания, общей площадью земельного участка 4000 кв.м. с ориентировочным местоположением выбираемого земельного участка: <адрес> испрашиваемое право- аренда. К заявлению приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Из Выписок из протокола заседания Архитектурно-планировочной комиссии ЗАТО г.Железногорск ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденных постановлениями Главы администрации ЗАТО Железногорск соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гришину С.Н. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта- гостиницы на земельном участке для строительства объекта из земель, находящихся в муниципальной собственности, местоположением: <адрес> (согласно прилагаемой схемы), в связи с решением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст.30 ЗК РФ.
Суду не представлено доказательств, того, что на момент обращения Гришина С.Н. с заявлениями в 2012 г. и апреле 2013 г. спорный земельный участок, не был обременен, поставлен на кадастровый учет.
Как следует из представленных доказательств, только 16 июля 2013 г. спорный земельный участок в составе земельного участка, площадью 77369 кв.м. месторасположением <адрес> поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №.
Таким образом, следует признать, что суду не представлены доказательства, подтверждающие невозможность или недопустимость предварительного согласования места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Иной порядок допускается лишь в случаях, предусмотренных земельным законодательством, исключительно на торгах.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 Устава города установлено, что администрация города осуществляет полномочия, предусмотренные действующим законодательством, подзаконными актами, нормативными правовыми актами города. Реализуя указанные в пункте 1 названной статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
В соответствии с Положением "О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г. Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края", а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее по тексту Положение), утвержденным Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск от 14.06.2009 г. №1170п, порядок, определяемый этим Положением, является обязательным для всех физических и юридических лиц, а также органов управления, организаций и служб на территории ЗАТО Железногорск независимо от форм собственности.
Согласно пункту 1.6. Положения основным видом муниципальных правовых актов Администрации при предоставлении земельных участков, наряду с прочими, является распоряжение Администрации о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2.1. Положения, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством в следующем порядке: -выбор земельного участка для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее по тексту - кадастровые работы), осуществление его государственного кадастрового учета; - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Для приобретения прав на земельные участки лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" с заявлением на имя Главы ЗАТО г. Железногорск о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п.2.2 Положения).
Согласно п.2.4 Положения при наличии полного пакета документов для рассмотрения возможных вариантов выбора места размещения объекта заявление направляется МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" в Архитектурно-планировочную комиссию ЗАТО Железногорск (далее по тексту - АПК) не позднее трех дней до начала очередного заседания АПК.
В соответствии с пунктом 2.5. Положения, рассмотрение возможных вариантов выбора места размещения объекта на заседании АПК включает в себя:
- рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения объекта действующим градостроительным нормам и правилам;
- рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение;
- обсуждение осмотра градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов;
- рассмотрение вопроса о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Осмотр градостроительной ситуации на местности проводится специалистами МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" совместно со специалистами Управления градостроительства Администрации ЗАТО г. Железногорск (далее по тексту - Управление градостроительства) и в необходимых случаях - совместно со специалистами иных структурных подразделений Администрации. По результатам изучения ситуации специалистами МУ "Управление имуществом, землепользования и землеустройства" составляется Акт обследования земельного участка, который подписывается всеми специалистами, осуществляющими изучение данной ситуации.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих проведение Архитектурно-планировочной комиссией рассмотрения возможных вариантов выбора места размещения объекта на заседании АПК по заявлению Гришина С.Н., а именно: рассмотрение вопроса о соответствии предполагаемого размещения объекта действующим градостроительным нормам и правилам; рассмотрение вопроса о соответствии функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой предполагается его размещение; обсуждение осмотра градостроительной ситуации на местности и установление фактов наличия на предполагаемом к размещению объекта земельном участке объектов недвижимого имущества, в том числе инженерных сетей, а также временных объектов; рассмотрение вопроса о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; осмотра градостроительной ситуации на местности, составление Акта обследования земельного участка.
Как уже указывалось выше, отказ истцу в предварительном согласовании земельного участка под строительство гостиницы Администрация ЗАТО г.Железногорск обосновала принятием решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст.30 ЗК РФ.
В силу п.2 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (в случае принятия решения о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории).
Согласно п.1 ст.38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с п.3.1 Положения, предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в соответствии с действующим законодательством в следующем порядке: а) проведение работ по образованию земельного участка:- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;- определение разрешенного использования земельного участка;- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов);- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); б) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что на момент принятия решения об отказе Гришину С.Н. в ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании земельного участка в связи с принятием решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка, испрашиваемый земельный участок не был образован, торги не проведены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Гришин С.Н. незаконно ограничен в праве на выбор земельного участка для строительства и это право подлежит судебной защите.
Отказ Администрации ЗАТО г.Железногорск заявителю в выборе земельного участка площадью 4000 кв.м для строительства объекта из земель, находящихся в муниципальной собственности, местоположением: <адрес>, не может быть признан мотивированным и законным, заявление истца о выборе земельного участка должно быть рассмотрено по существу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гришина С.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Архитектурно-планировочной комиссии Администрации ЗАТО г.Железногорск, утвержденное постановлением Главы администрации ЗАТО г.Железногорск № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Гришину С.Н. в предварительном согласовании места размещения объекта- общественного питания на земельном участке площадью 4000 кв.м и выборе земельного участка для строительства объекта из земель, находящихся в муниципальной собственности, местоположением: <адрес>.
Обязать Администрацию ЗАТО г.Железногорск Красноярского края рассмотреть Гришина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. о предварительном согласовании места размещения объекта- гостиницы на земельном участке площадью 4000 кв.м и выборе земельного участка для строительства объекта из земель, находящихся в муниципальной собственности, местоположением: <адрес> в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 31 августа 2013 года, через Железногорский городской суд.
Судья Я.А. Щербакова