2-1553/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Великий Устюг 21 июля 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего Кисель Ю.А.,
при секретаре Нелаевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осколковой Н.А. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе,
у с т а н о в и л :
Истец Осколкова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания по адресу: ..., и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обоснование иска указала, что зарегистрирована по месту жительства по адресу: ..., но фактически с июня 2015 года постоянно проживает по адресу: .... В апреле 2016 года в г.Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения дом, в котором она проживает, попал в зону затопления, затоплены придомовая территория, сарай, подвальное помещение дома, насосная станции, пострадало имущество в жилом помещении дома: подтоплены два дивана, кухонный и обеденный столы, холодильник, стулья. Об утрате имущества составлен акт комиссии по оценке ущерба, нанесенного стихией. Установление факта постоянного проживания по вышеназванному адресу и включение в сводный список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе, необходимо истцу для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В судебном заседании истец Осколкова Н.А. исковые требования уточнила, просила установить факт ее постоянного проживания по адресу: ...; признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Великоустюгском районе в связи с наводнением в 2016 году; признать за ней право на получение единовременной материальной помощи в сумме 10 000 руб., финансовой помощи в сумме 50 000 руб.; и обязать включить ее в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.
Дополнительно пояснила, что проживает в доме по адресу ..., ей принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 земельного участка и 1/2 доля жилого дома, другая 1/2 доля земельного участка и жилого дома принадлежит ее двоюродной сестре Х.Н. Их дядя Ш.В. зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства, они с сестрой ухаживают за ним. В данном жилом доме находится принадлежащее ей имущество. В результате наводнения был затоплен подвал дома, из строя выведена насосная станция, вода была на полу в жилом помещении, пострадала мебель, холодильник.
Представитель ответчика администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился. В представленном письменном отзыве представитель администрации Великоустюгского муниципального района Лопатникова Е.С. указала, что право на получение материальной и финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные на территории г.Великий Устюг в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при полной или частичной утрате имущества. В случае установления факта постоянного проживания истца по указанному адресу, он будет обладать правом на включение в Список на получение единовременной материальной помощи, а в случае частичной или полной утраты имущества первой необходимости - и в Список на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Представители ответчиков администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительства Вологодской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв на иск, в котором просит учесть, что истец на протяжении длительного времени нарушает требования ст.6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», что является административным правонарушением и влечет за собой административную ответственность.
Третье лицо Х.Н. согласна с требованиям истца, подтверждает факт ее постоянного проживания по адресу ....
Третье лицо Ш.В. в судебное заседание не явился, возражений требованиям не представил.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса и показания свидетеля, приходит к следующему.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз.2 п.5 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В перечень имущества первой необходимости, согласно письму МЧС России от 09.06.2014 № 43-2578-7, включается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельностью, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомитета России от 28.04.2000 года N 36/34, в который входят посуда хозяйственная, приборы столовые и принадлежности кухонные, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, настольная лампа, настенные часы, шкаф для одежды, шкаф для посуды, зеркало, кровать, диван, стол обеденный, стол рабочий, стулья, газовая плита, водонагреватель или котел отопительный.
В настоящее время действуют методические рекомендации МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, содержащие закрытый перечень имущества первой необходимости, утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно главе 2 методических рекомендаций к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения сторон, следует, что возникновение права пострадавших граждан на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты являются постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.
Судом установлено, что истец является собственником доли жилого дома по адресу ....
В апреле 2016 года в г.Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р.Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений введена чрезвычайная ситуация.
В зону затопления попал и жилой дом, расположенный по адресу: ....
Комиссией было проведено обследование указанного жилого дома. Составленным по результатам обследования Актом обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации от 25 апреля 2016 года зафиксировано, что затоплен подвал дома, вода была в жилом помещении, уровень от 02 до 5 см, затоплена водяная станция, испорчено два дивана, кухонный и обеденный столы, холодильник, пять стульев. Комиссией дано заключение о частичной утрате имущества первой необходимости.
Изложенные в акте сведения, с учетом вышеуказанных правовых актов, свидетельствуют о возможности отнесения имущества, отраженного в вышеназванном акте, к имуществу первой необходимости.
Заявление Осколковой Н.А. на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие паводка, администрацией удовлетворено быть не может в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства по указанному адресу.
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. № 9-П и 02 февраля 1998 г. № 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. № 185-0 и 06 октября 2008 г. № 619-0-11).
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Факт постоянного проживания истца по вышеназванному адресу подтверждается документами, имеющимися в материалах гражданского дела, а именно: сведениями о праве собственности на 1/2 долю дома, договорами на обслуживание жилого помещения и сведениями об оплате коммунальных услуг, документами, подтверждающими приобретение истцом мебели, доставка которой в октябре 2015 года осуществлялась по адресу ....
Факт постоянного проживания истца по указанному адресу также подтвержден в судебном заседании показаниями свидетеля П.Д., не доверять которому у суда оснований не имеется.
Таким образом, судом установлено, что истец Осколкова Н.А. постоянно проживает по адресу: ... на момент чрезвычайной ситуации - паводка в апреле 2016 года на территории Великоустюгского муниципального района постоянно проживала по указанному адресу и пользовался жилым домом.
Отсутствие регистрации по месту постоянного проживания не свидетельствует об отсутствии у истца права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств частичной или полной утраты ею имущества первой необходимости вследствие ЧС.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что истец является пострадавшей от чрезвычайной ситуации и имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 50 000 руб., а, следовательно, она должна быть включена в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории г.Великий Устюг Вологодской области в апреле 2016 года за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку срок формирования списков ограничен законом, суд, в соответствии со ст.212 ГПК РФ, считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 264, 268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Установить факт постоянного проживания Осколковой Н.А., ... года рождения, уроженки ..., по адресу: ..., с июня 2015 года.
Признать Осколкову Н.А. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 года № 180.
Признать за Осколковой Н.А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., а также право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 руб.в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района постановлением Губернатора Вологодской области от 17.04.2016 года № 180, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязать администрацию Великоустюгского муниципального района включить Осколкову Н.А., ... года рождения, уроженку ..., в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в 2016 году и введенной на территории Великоустюгского муниципального района Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в размере 50 000 рублей, за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в течение месяца.
Судья - Ю.А.Кисель.