Дело № 2-717/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2020 года с.Миасское Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,
при секретаре Леонтьевой Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Дудиной М.В., представителя ответчика Красноармейского муниципального района Челябинской области Пашниной Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района Челябинской области обратился в суд с иском, в котором (с учетом неоднократных уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) просил возложить на администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области обязанности оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: п. Петровский, ул. Въездная, 19, ул. Ленина, 37, ул. Пушкина, 21, ул. Мира/9-ой Пятилетки, ул. Ленина/9-ой Пятилетки, ул. Полевая, 36, ул. Светлая, 12; п. Озерный, ул. Механизаторов; д. Сычево, ул. Мира, ул. Центральная; д. Чурилово, ул. Центральная в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях», установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на площадках накопления твердых коммунальных отходов по адресам: п. Петровский, ул. Въездная, 19, ул. Светлая, 12, д. Сычево, ул. Центральная в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой Красноармейского района Челябинской области проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что площадки для накопления ТКО, утвержденные постановлением администрации Красноармейского района Челябинской области №109 от 15 февраля 2019 года в соответствии с требованиями законодательства на территории Озерного сельского поселения не оборудованы, контейнеры не установлены. Невыполнение указанных обязанностей нарушает права жителей на благоприятные условия проживания и на предоставление жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.
В судебном заседании старший помощник прокурора Дудина М.В. требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области Пашнина Н.О. с требованиями не согласилась, пояснила, что МО «Красноармейский муниципальный район» не является надлежащим ответчиком, поскольку передал полномочия по участию в деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов сельским поселениям; что заявленный истцом срок является неразумным с учетом эпидемиологической ситуации, дотационностью бюджета муниципального района, необходимостью запроса денежных средств из областного бюджета.
Представители третьих лиц администрации Озерного сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области, Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по представленным доказательствам.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Красноармейского района Челябинской области №109 от 15 февраля 2019 года утвержден реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноармейского муниципального района. Так, с учетом изменений, внесенных постановлениями от 11 марта 2020 года №175, от 30 июня 2020 года №429, от 05 октября 2020 года №625 на территории Озерного сельского поселения должно быть оборудовано 12 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по следующим адресам: п. Петровский, ул. Ленинградская, 1, ул. Въездная, 19, ул. Ленина, 37, ул. Пушкина, 21, ул. Мира/9-ой Пятилетки, ул. Ленина/9-ой Пятилетки, ул. Полевая, 36, ул. Светлая, 12; п. Озерный, ул. Механизаторов (въезд в поселок); д. Сычево, ул. Мира (въезд в поселок), ул. Центральная (начало улицы); д. Чурилово, ул. Центральная (начало улицы) (л.д. 12-21, 92-100).
Согласно ответу администрации Озерного сельского поселения от 29 мая 2020 года контейнерные площадки для сбора ТКО оборудованы по следующему адресу: п. Петровский, ул. Ленинградская, 1. Контейнеры для сбора ТКО не установлены по адресам: п. Петровский, ул. Въездная, 19, ул. Светлая, 12, д. Сычево, ул. Центральная (л.д. 23, 24).
Судом также установлено, что 30 декабря 2019 года между администрацией Красноармейского муниципального района Челябинской области и администрацией Озерного сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области заключено соглашение, согласно п. 1.1.4 которого муниципальный район передает, а поселения принимает к исполнению полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д. 7-11).
В силу п.п. 2.1., 2.2. указанного выше соглашения осуществление сторонами полномочий, передаваемых в соответствии с настоящим соглашением, финансируется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов сторон. Объем передаваемых средств определяется сторонами исходя из прогнозируемого объема средств, необходимых для частичного или полного и своевременного исполнения перечисленных в разделе 1 настоящего соглашения полномочий, и утверждается решениями сторон о бюджете муниципального образования.
Как предусмотрено п. 3.4. соглашения, стороны обязаны выделять финансовые средства на осуществление другой стороной передаваемых по настоящему соглашению полномочий.
В соответствии с п.п. 5.1., 5.2. соглашения, оно вступает в силу с 01 января 2020 года и заключается сроком на 1 год.
На основании п. 1.3. соглашения №32-20 от 16 января 2020 года Управление строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области в соответствии с распределением иных межбюджетных трансфертов из бюджета Красноармейского муниципального района на осуществление полномочий по организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов направляет иные межбюджетные трансферты в размере 222883 рубля в бюджет Озерного сельского поселения в пределах лимитов бюджетных обязательств (л.д. 65, 66).
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, требования к мероприятиям по сбору твердых бытовых отходов, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок определены положениями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года № 4690-88.
В соответствии с п. п. 2.1.3, 2.1.4, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Как предусмотрено п. 4 ст. 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями п.п. 2,3 ст. 8 указанного выше Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, в том числе, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории, в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, с учетом приведенных выше правовых норм, обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Озерного сельского поселения возложена на Красноармейский муниципальный район. Выбор способа осуществления администрацией Красноармейского муниципального района возложенных на нее законом полномочий в этой части путем их делегирования администрации Озерного сельского поселения не освобождает администрацию Красноармейского муниципального района от исполнения данных обязанностей в комплексе, а не только в части финансирования необходимых работ. Поскольку площадки (места) для накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения в соответствии с постановлением №109 от 15 февраля 2019 года, с учетом изменений, внесенных постановлениями №175 от 11 марта 2020 года, №429 от 30 июня 2020 года, №625 от 05 октября 2020 года согласно требованиям законодательства не оборудованы, контейнеры в полном объеме не установлены, что в свою очередь нарушает права жителей поселения на благоприятные условия проживания и предоставления жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении. Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления по исполнению обязанностей в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Озерного сельского поселения не должны влиять на права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации, с учетом обстоятельств дела, особенностей формирования бюджета муниципального района, эпидемиологической обстановки, объема подлежащих финансированию работ по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и установке на них контейнеров на территории всего Красноармейского муниципального района, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Красноармейского района Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в зданиях и помещениях» по следующим по адресам: Челябинская область, Красноармейский район, п. Петровский, ул. Въездная, 19, ул. Ленина, 37, ул. Пушкина, 21, ул. Мира/9-ой Пятилетки, ул. Ленина/9-ой Пятилетки, ул. Полевая, 36, ул. Светлая, 12; п. Озерный, ул. Механизаторов; д. Сычево, ул. Мира, ул. Центральная; д. Чурилово, ул. Центральная в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Красноармейского муниципального района Челябинской области установить контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов на площадках накопления твердых коммунальных отходов по адресам: Челябинская область, Красноармейский район, п. Петровский, ул. Въездная, 19, ул. Светлая, 12, д. Сычево, ул. Центральная в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 года
Судья: О.С. Бутакова