Дело № 12 -171/2017
РЕШЕНИЕ
город Кумертау 20 сентября 2017 года
Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан Рашитова Г.Р.,
с участием лица, составившего протокол об административном правонарушении, государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау Аминова А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела по жалобе Курова Ю.В. на постановление мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау Республики Башкортостан от <...>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау Республики Башкортостан от <...> должностное лицо – заместитель главы Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан по строительству ЖКХ и инфраструктуре Куров Ю.В. признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
Куров Ю.В., являясь должностным лицом - <...> <...> <...>, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в городе Кумертау, а именно не организовал ремонт дорожного полотна на <...> напротив <...> напротив <...>, перекресте улиц <...>, <...> напротив <...> напротив <...>. Пользование такими участками дороги угрожает безопасности дорожного движения и привело к дорожно-транспортным происшествиям в период времени с 11 апреля по <...>.
В жалобе, поданной в Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан, заместитель <...> Куров Ю.В. ставит вопрос о прекращении производства по административному делу по тем основаниям, что в соответствии со ст. 10.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> <...>, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Кроме того, отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Исходя из п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами. Пунктом 5 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Вместе с тем дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура осуществления указанных полномочий. Администрация городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в своей деятельности ограничена как бюджетным финансированием, так и установленным Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядком заключения муниципальных контрактов. Извещение на проведение электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог городского округа город Кумертау Республики Башкортостан размещено администрацией в единой информационной системе 20.03.2017 года. Заключение муниципального контракта ранее 18.04.2017 года было невозможно. Таким образом, им предприняты все возможные, зависящие от него, меры по организации безопасности дорожного движения при содержании проезжей части улиц. Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Согласно п. 2 ч. 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Куров Ю.В, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по городу Кумертау Аминов А.Г. в судебном заседании не согласился с жалобой Курова Ю.В., просил в ее удовлетворении отказать, постановление мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау Республики Башкортостан от <...> оставить без изменения. Пояснил, что обязанность по содержанию дорог на Курова, как на должностного лица, возложена как Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так и его должностной инструкцией и приказом о назначении на занимаемую должность, в связи с чем считает необоснованными доводы жалобы об отсутствии вины в его действиях и отсутствии состава правонарушения. Кроме того, в доводах Курова усматриваются противоречия. Так, с одной стороны он утверждает об отсутствии состава правонарушения в его действиях, а с другой стороны, в объяснениях отсутствие ремонта дорог мотивировал не выделением денежных средств из бюджета.
Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 года N 26-ФЗ), несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пунктов 1,2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ч.ч. 1,2 ст. 37, п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образовании, который в пределах соответствующих полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3.1.1 «ГОСТ Р 50597-93», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.
Согласно п.3.1.2 «ГОСТ Р 50597-93», предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Как следует из материалов дела, 11, 15 и <...> государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по городу Кумертау Аминовым А.Г. выявлено, что должностным лицом заместителем главы Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан по строительству ЖКХ и инфраструктуре Куровым Ю.В. нарушены требования п.п. 3.1.1 и 3.1.2 «ГОСТ Р 50597-93», ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 3 октября 1993 года N 1090, выразившиеся в невыполнении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании в надлежащем состоянии проезжей части улицы, а именно не организация проведения ямочного ремонта дорожного полотна по <...>, перекресток улиц Бабаевская и Промышленная, <...>, что повлекло к дорожно-транспортным происшествиям (л.д. 22, 51, 86, 117, 149).
Указанные факты зафиксированы в актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения с фототаблицей от <...>, <...> и <...>, и послужили основанием для дорожно-транспортных происшествиях, что подтверждается схемами места дорожно-транспортного происшествия, справками инспектора ИАЗ ОГИБДД отдела МВД России по городу Кумертау от <...> (л.д. 8, 9-10, 36, 37-39, 70, 71-72, 101, 102-105, 132, 133-137, 169-173).
В ходе административного расследования установлено, что должностным лицом, ответственным за содержание в надлежащем состоянии проезжей части указанных выше улиц, является заместитель главы Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан по строительству ЖКХ и инфраструктуре Куров Ю.В., согласно п. 3.2.2 должностной инструкции которого, в целях обеспечения деятельности администрации заместитель администрации курирует, в том числе, вопросы организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа за исключением дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального назначения (л.д. 14-17).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Курова Ю.В., как должностного лица, ответственного за содержание дорог общего пользования городского округа <...> Республики Башкортостан, к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи о наличии в действиях заместителя главы Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан по строительству ЖКХ и инфраструктуре Курова Ю.В. события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ, является правильным.
Доказательства тому, что заместитель главы Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан по строительству ЖКХ и инфраструктуре Куров Ю.В. предпринял меры по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании в надлежащем состоянии проезжей части улиц <...>, перекрестка улиц Бабаевская и Промышленная, <...> Республики Башкортостан, в материалах дела отсутствуют и судебным инстанциям не представлены.
Ссылка лица, в отношении которого ведется административное производство, Курова Ю.В. на муниципальный контракт, заключенный <...> Администрацией городского округа <...> Республики Башкортостан с Муниципальным унитарным предприятием дорожно-озеленительных работ городского округа <...> РБ, не влечет признание оспариваемого постановления мирового судьи незаконным и его отмене, поскольку нарушения в содержании в надлежащем состоянии проезжей части <...>, перекрестка улиц Бабаевская и Промышленная, <...> Республики Башкортостан выявлены 11, 15 и <...>, т.е. до заключения <...> муниципального контракта.
Доказательства тому обстоятельству, что заключение муниципального контракта ранее <...> было невозможно, в материалах дела отсутствуют и судебным инстанциям не представлены.
Ссылка лица, в отношении которого ведется административное производство, Курова Ю.В. на муниципальный контракт, заключенный <...> Администрацией городского округа <...> Республики Башкортостан с Муниципальным унитарным предприятием дорожно-озеленительных работ городского округа <...> РБ, также не влечет признание оспариваемого постановления мирового судьи незаконным и его отмене, поскольку в соответствии с указанным муниципальным контрактом на Муниципальное унитарное предприятие дорожно-озеленительных работ городского округа <...> РБ возложена обязанность в период времени с 01 января по 15 апреля и с 01 ноября по <...> осуществлять зимнее содержание дорог в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, выражающееся в уборке дорог от снежно – ледяных образований, удалении снежно-ледяных образований, устранении гололеда и скользкости и т.д., а не проведение ямочного ремонта дорожного полотна.
Доводы жалобы о том, что в действиях Курова Ю.В. отсутствует состав административного правонарушения, являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, совокупность которых подтверждает наличие в действиях Курова Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Курову Ю.В. в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с соблюдением статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
При указанных обстоятельствах, оснований к отмене постановления мирового судьи от <...> по доводам жалобы Курова Ю.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау Республики Башкортостан от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Курова Ю.В. оставить без изменения, а жалобу Курова Ю.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его вынесения, оно может быть пересмотрено председателем Верховного Суда Республики Башкортостан либо его заместителями.
Судья подпись
Верно. Судья Г.Р. Рашитова