Дело №12-709/2016
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 16 декабря 2016 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Гурьева В.Л.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Любимова С.Б.,
заинтересованного лица - представителя Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Мелехиной Т.И.
при секретаре Голубеве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ЖУК» на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 10.05.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ООО «ЖУК», ИНН №, юридический и почтовый адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 10.05.2016 г. ООО «ЖУК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ, а именно в том, что ООО «ЖУК» не выполнило в установленный срок предписание №л от 26.01.2016, а именно: в многоквартирном <адрес> не ведется журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не подготовлена (не восстановлена) схема внутридомовой системы отопления.
ООО «ЖУК» не выполнило в установленный срок предписание №л от 26.01.2016, а именно: в многоквартирном <адрес> не ведется журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не подготовлена (не Восстановлена) схема внутридомовой системы отопления.
За данное правонарушение постановлением мирового судьи ООО «ЖУК» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Представитель ООО «ЖУК» с постановлением мирового судьи не согласен, обратился в суд с жалобой, в которой просит об его отмене ввиду незаконности, указывая в жалобе на отсутствие доказательств вины общества в совершении данного административного правонарушения. По существу вмененного административного правонарушения в жалобе указал, что нарушена подсудность рассмотрения дела об административном правонарушении, кроме того при вынесении решения суд исходил из того, что ООО «ЖУК» не исполнило обязанность по соблюдению нормативных актов как исполнитель коммунальных услуг, но при этом суд не учел, что ООО «ЖУК» несмотря на наличие договоров о приобретении коммунальных ресурсов (горячей воды) и (тепловой энергии) с ООО «ПСК», не является исполнителем указанных коммунальных услуг, так как у ООО «ПСК» имеются прямые договоры с жителями на оказание данных услуг. Именно ООО «ПСК» должно исполнять требования п. 104 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и нести за это ответственность. Исходя из норм действующего законодательства обязанности по подготовке (восстановлению) схем внутридомовой системы отопления у ООО «ЖУК» не имеется. Также судом не рассматривался вопрос о малозначительности административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «ЖУК» на доводах жалобы настаивал, просил удовлетворить, дал пояснения аналогично изложенным в жалобе.
Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Мелехина Т.И. в судебном заседании пояснила, что ведение журнала регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в Управляющей компании обязательно, компания вправе вести этот журнал в любой форме, часто управляющие компании путают ведение данного журнала с ведением журналов заявок. Заключение договоров жильцов с ресурсоснабжающими организациями не снимает с УК обязанности по ведению такого журнала. Схема внутридомовой системы отопления является очень важным документом, позволяющим быстро устранять возникающие проблемы. Даже если предыдущей управляющей компанией такая схема не передавалась, то ООО «ЖУК» обязаны были восстановить эту схему при любых условиях.
Выслушав пояснения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи по следующим основаниям.
Частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Согласно разъяснениям данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
Таким образом, нарушение правил подсудности мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 установлен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.
Согласно п.п. «а,б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по Управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, являются, соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержанию жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170.
Следовательно в силу специального по отношению к п. 3 ст. 4 ФЗ от 27.12.2002 года № 184- ФЗ «О техническом регулировании» указания, содержащиеся в п. 1 ст. 46 ФЗ данные Правила до вступления в силу соответствующих технических регламентов, являются обязательными для исполнения.
Федеральным законом от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что технический регламент может приниматься федеральным законом или Постановлением правительства РФ, также приведен перечень 17 первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 01.01.2010 года. До настоящего времени технический регламент о безопасности эксплуатации зданий строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территории не принят. В связи с чем, до вступления в силу соответствующего технического регламента, выполнение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 обязательно. Указанные правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Требования к содержанию и порядок содержания и ремонта жилищного фонда определены правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г № 491.
В соответствии с п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных: ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 2.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170 в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется: подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников; подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала); подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем); в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода. При наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
Согласно п. 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 01.03.2016 №л/1 проведена внеплановая документарная проверка юридического лица ООО «ЖУК» с целью проверки исполнения предписания от 26.01.2016 № л., которым в обязанность управляющей компании вменялось в срок до 29.02.2016 устранить нарушения, а именно: в многоквартирном <адрес> не ведется журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; не подготовлена (не восстановлена) схема внутридомовой системы отопления. По результатам проведенной проверки 30.03.2016 составлен акт проверки №л/1 и выдано предписание №л/1 от 30.03.2016 об устранении данных нарушений в срок до 06.05.2016.
На основании распоряжения заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 01.03.2016 №л/1 проведена внеплановая документарная проверка юридического лица ООО «ЖУК» с целью проверки исполнения предписания от 26.01.2016 № л., которым в обязанность управляющей компании вменялось в срок до 29.02.2016 устранить нарушения, а именно: в многоквартирном <адрес> не ведется журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; не подготовлена (не восстановлена) схема внутридомовой системы отопления. По результатам проведенной проверки 30.03.2016 составлен акт проверки №л/1 и выдано предписание №л/1 от 30.03.2016 об устранении данных нарушений в срок до 06.05.2016.
06.04.2016 в отношении ООО «ЖУК» надлежащим должностным лицом и в сроки, установленные законом составлен протокол об административном правонарушении №/Л-П, №/Л-П, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что ООО «ЖУК» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами <адрес> по <адрес> г. Перми и имеет лицензию от 21.04.2015 №.
Доводы, изложенные в жалобе представителем юридического лица, суд находит несостоятельными, во внимание их не принимает, и расценивает как избранный способ уйти от ответственности за совершенное правонарушение.
В частности довод о том, что Общество ведет журнал регистрации входящей документации, в котором регистрирует все поступающие от жителей заявления, в том числе касающиеся коммунальных услуг ненадлежащего качества. Кроме того, исполнителем коммунальных услуг общество не является, поскольку собственники помещений в данных домах оплачивают коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Как следует из положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, Управляющая компания несет ответственность перед собственниками за оказание коммунальных услуг надлежащего качества, а поскольку пункт 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусматривает регистрацию фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность в электронном или бумажном журнале регистрации таких фактов, то ведение ООО «ЖУК» единой книги входящей корреспонденции выполнением требований пункта 104 Правил назвать нельзя.
Доводы представителя ООО «ЖУК» о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 противоречат Постановлению правительства РФ № 491, так же не состоятельны по причинам, изложенным выше, и не освобождают Управляющую компанию от обязанности подготовить (восстановить) схемы внутридомовой системы отопления.
Малозначительным данное правонарушение также признать нельзя, поскольку малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. ООО «ЖУК» совершено административное правонарушение против порядка управления, особенность данного правонарушения в том, объектом данного правонарушения являются урегулированные нормами права общественные отношения, в которых государством установлен определенный порядок реализации прав и обязанностей гражданами, должностными и юридическими лицами. Указанные права, обязанности и полномочия регламентируются Федеральными Законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и органов исполнительной власти субъектов РФ. Установленный порядок исполнения органами государственной власти своих полномочий в различных сферах общественной жизни обеспечивает нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Административные правонарушения против порядка управления ослабляют авторитет власти и приводят к нарушению прав и законных интересов граждан.
Несогласие представителя общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного судья считает, что вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «ЖУК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.24 ст.94.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтверждается совокупностью исследованных доказательств.
Наказание ООО «ЖУК» назначено справедливое, в минимальном размере, предусмотренном санкции ч. 24 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом требований ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении дела мировым судьей не допущено, постановление о назначении наказания вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 10.05.2016 г. в отношении ООО «ЖУК», ИНН 5906858301 оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу, может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья: подпись
Копия верна: Судья В.Л. Гурьева
Секретарь: