Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Сорочинск 07.11.2012 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Свотиной О.В.,
с участием старшего помощника Сорочинского межрайонного прокурора Мельниковой С.Н.,
истца Кривобоковой Г.Н.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кильдишовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах Кривобоковой Г.Н. к администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Кривобоковой Г.Н. к администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области (далее – администрация МО Сорочинский район) о возмещении фактических расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. В обоснование заявленных требований указал, что истец является работником здравоохранения, работает в МБУЗ «Сорочинская ЦРБ», проживает в сельской местности. Она пользовались льготами по 100% оплате жилья, связанными с освещением и отоплением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденными ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ №. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет оплаты за освещение и отопление Кривобоковой Г.Н. было оплачено 57737 рублей. За этот период ей была выплачена компенсация на сумму 5270 рублей. Так же Кривобокову С.И., проживающему вместе с ней и являющемуся членом её семьи, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была выплачена компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 7696, 53 руб. Согласно ч.4, 6 ст.63 Основ в новой редакции меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления. При этом, при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В связи с изложенным просил взыскать с ответчика в счет возмещения фактических расходов на отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в пользу Кривобоковой Г.Н. 44770 рублей 47 копеек.
В дальнейшем помощник прокурора Безмен К.Н. требования уточнила, просила взыскать с ответчика в счет возмещения фактических расходов на отопление и освещение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в пользу Кривобоковой Г.Н. 52537 рублей 50 копеек.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мельникова С.Н. исковые требования поддержала, просила взыскать с ответчика за счет средств муниципального бюджета в пользу Кривобоковой Г.Н. 52537 рублей 50 копеек в счет компенсации оплаты коммунальный услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Кривобокова Г.Н. уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что действительно она работает медицинским работником в сельской местности, оплачивает коммунальные услуги, компенсацию через работодателя получает в размере 155 рублей ежемесячно, что не покрывает понесенные ею расходы. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил.
На основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица МБУЗ «Сорочинская ЦРБ» Кильдишова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Выслушав прокурора, истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно копии приказа Кривобокова Г.Н. принята на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ акушеркой в Октябрьский ФАП. В настоящее время работает в должности заведующей Октябрьским ФАП, что подтверждается справкой МБУЗ «Сорочинская ЦРБ».
Факт проживания истца в сельской местности подтверждается имеющимися в материалах дела справкой администраций МО Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. Указанной справкой так же подтверждается, что Кривобокова Г.Н. проживает вместе с супругом Кривобоковым С.И. и сыновьями Кривобоковым Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Кривобоковым А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Разрешая возникший спор суд руководствуется следующим.
В соответствии ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-I (далее – Основы законодательства об охране здоровья граждан), в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей, имеют право на бесплатное представление квартир с отоплением и освещением в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с п.50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.63 Основы законодательства об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с п.10 ч.2 ст.99 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-I признаны утратившими силу.
Как указано в ч.2 ст.72 указанного выше Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Согласно положений ст.17 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со ст.42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся: создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, действующее правовое регулирование вопроса о предоставлении медицинским работникам, проживающим в сельской местности, льгот по оплате фактических расходов на освещение и отопление не предусматривает возможности снижений ранее существующего совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат указанной категории граждан.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной как в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006г. № 5-П, так и в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007г. № 947-О-П, от 01.04.2008г. № 268-О-П, от 07.02.2008г. № 383-О-П, 05.02.2009г. № 149-О-П действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинский работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005г. на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации установил также, что в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки, а до установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005г. – даты вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Сорочинский район Оренбургской области» от 25.04.2005г. № 201 установлена в качестве меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Сорочинского района выплата денежной ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги с 120 рублей в месяц. Решением Совета депутатов муниципального образования «Сорочинский район Оренбургской области» от 28.04.2007г. № 112 размер возмещения увеличен до 155 рублей в месяц.
Вышеуказанными нормативными актами были ухудшены условия предоставления льгот медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, что противоречит положениям ст.153 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и является недопустимым.
Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Учитывая изложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, суд считает, что выплатой денежной компенсации в размере 155 рублей нарушаются права истца, поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами незначителен.
Согласно ч.2 ст.63 Основ законодательства о здравоохранении граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей имели право на бесплатное представление квартир с отоплением и освещением. Указанной категории работников в соответствие с действующим законодательством должно было производиться полное возмещение расходов как на отопление, так и затрат на электроэнергию в полном объёме. Освещение трактовалось не только как электроэнергия, затрачиваемая на горении лампочек, а в более широком смысле как электроэнергия в целом.
Прокурором заявлены требования о взыскании с ответчика возмещения произведенных им фактических расходов на освещение и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справкам о расчетах за потребленную электроэнергию ОАО «Энергосбыт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактические расходы Кривобоковой Г.Н. по оплате освещения составили 8779,22 руб. В соответствии со сведениями, представленными ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактические расходы по оплате отопления указанной квартиры составили 56878,79 рубля. В общей сложности за указанный период Кривобокова Г.Н. по оплате освещения и отопления понесла расходы в размере 65 658 рублей 01 копейку.
Из справки МБУЗ «Сорочинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кривобоковой Г.Н. выплачены компенсационные выплаты в размере 4 960 рублей.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ супругу истца Кривобокову С.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачена компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 7696, 50 руб.
Сумма расходов, не компенсированная истцу, составит 65658,01 – 4960 – 7696,5=53001 рубль 51 копейка.
Прокурором заявлен иск на сумму 52537 рублей 50 копеек. В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Таким образом, с ответчика в счет возмещения произведенных истцом фактических расходов на освещение и отопление подлежит взысканию сумма 52537 рублей 50 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования Сорочинский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Кривобоковой Г.Н. 52537 рублей 50 копеек в счет возмещения фактических расходов по оплате отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.Р.Кучаев