РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2019 по исковому заявлению Корчагина Николая Викторовича, Корчагиной Анастасии Николаевны к Федеральному государственному казенному учреждению «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации (1 отдел г. Самара) о признании права на обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Корчагин Н.В., Корчагина А.Н. обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации (1 отдел <адрес>) о признании права на обеспечение жилым помещением указав, что Корчагин Николай Викторович является прапорщиком, проходил военную службу в распоряжении начальника базы хранения авиационного технического имущества (войсковая часть 58661 <адрес>), первый контракт о прохождении военной службы заключен до ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения военной службы в <адрес>, решением начальника 4 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Корчагин Николай Викторович был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи три человека (истец, его дочь - Корчагина А.Н. 1999 г.р., супруга Корчагина Л.А. 1979 г.р.).
Решением начальника 4 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ супруга истца Корчагина Л.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет ( л.д.12 т.1).
Свое решение начальник 4 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации мотивирует тем, что супруга истца является военнослужащей по контракту и с ДД.ММ.ГГГГ является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. С ДД.ММ.ГГГГ у супруги истца Корчагиной Л.А. возникает право на использование целевого жилищного найма. В связи с чем Корчагина Л.А. является участницей накопительно-ипотечной системы и не может быть обеспечена одновременно жилым помещением в двух формах, а именно как военнослужащая - участник накопительно-ипотечной системы и как член семьи военнослужащего, обеспечиваемого жилищной субсидией.
Соответственно, начальник 4 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации, проверив учетное дело, не нашел оснований для снятия истца и его дочери с учета нуждающихся. При этом был осведомлен о том, что супруга истца воспользуется целевым жилищным займом для приобретения жилья по военной ипотеке.
В последующем Корчагина Н.В. перевели для прохождения военной службы в <адрес> и учетное дело о постановке на жилищный учет было перенаправлено в 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МОРФ.
Решением начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МОРФ№ от ДД.ММ.ГГГГ истец и его дочь Корчагина А.Н. 1999 г.р. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма ( л.д.10 т.1).
Свое решение начальник 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации мотивирует тем, что супруга истца является военнослужащей по контракту и с ДД.ММ.ГГГГ является участником накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. ДД.ММ.ГГГГ она на средства целевого жилищного займа по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих приобрела в единоличную собственность по договору купли-продажи жилое помещение, общей площадью 53,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
По мнению начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации, указанное жилое помещение является совместной собственностью супругов, нажитой во время брака в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, вследствие чего они обеспечены жильем на одного человека по 17,7 кв.м,. поэтому истец и его дочь утратили право на обеспечение жильем на счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Истцы считают, что решение начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии их с учета нуждающихся в жилье, является незаконным и необоснованным, нарушающим их права на обеспечение жилым помещением.
На протяжении трех лет с даты принятия решения начальника 4 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке истца на учет и одного года с даты принятия решения начальника 4 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии супруги истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации не обеспечили истца и членов его семьи ни жилым помещением, ни денежной субсидией.
По вине жилищных органов Министерства Обороны Российской Федерации истец вместе с дочерью не смог реализовать свое право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства Обороны Российской Федерации до момента приобретения в 2017 году его супругой жилого помещения на средства целевого жилищного займа по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. Нормы действующего законодательства не содержат каких-либо запретов на обеспечение жилыми помещениями каждого из супругов-военнослужащих, если каждый из них сам по себе имеет на это законное основание. Поэтому супруга истца независимо от того, когда истец вместе с дочерью будет обеспечен жилищной субсидией, воспользовалась своим правом на приобретение жилого помещения по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили суд признать незаконными решение начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Корчагина Н.В. и его дочери Корчагиной А.Н. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; признать за ними право на обеспечение постоянным жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации; восстановить Корчагина Н.В. и его дочь Корчагину А.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 03.09.2015г.
В судебном заседании представитель истцов Товбин А.Л., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Некуш К.Б., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо Корчагина Л.А. исковые требования в письменном заявлении поддержала, просила их удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы обеспечения жилым помещением регулируются Жилищным кодексом РФ, ст. 15, 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и иными нормативно - правовыми актами.
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" целевой жилищный заем - это - денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной безвозмездной или возвратной возмездной основе. При этом состав семьи военнослужащего - участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих не учитывается и на членов семьи такого военнослужащего денежные средства указанным Законом не выделяются.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях: 1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве; 2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участники накопительно-ипотечной системы, состоящие в браке между собой, не менее чем через три года участия каждого из них в накопительно-ипотечной системе имеют право на заключение каждым из них с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, для приобретения в общую собственность жилого помещения или жилых помещений, земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" при досрочном увольнении участников накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у них не возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения обязаны возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13,14,16 -19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Жилое помещение, общей площадью 53,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> приобретено супругой истца Корчагиной Людмилой Александровной в период брака, но не за счет общих доходов, исключительно на средства, учтенные на именном накопительном счете участника накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения посредством целевого жилищного займа. С учетом положений Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ жилое помещение находится в залоге Российской Федерации и ПАО «Сбербанк России». В случае досрочного увольнения Корчагиной Л.А. из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, она обязана будет выплатить все денежные средства согласно ст. 15 Федерального закона № 117-ФЗ либо вернуть указанную квартиру в собственность Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).
При этом граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Согласно Федеральному закону "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования) (часть 1 статьи 4); накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (часть 1 статьи 5); накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (часть 3 статьи 5).
К участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся: лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание; офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с ДД.ММ.ГГГГ; прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание; сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее ДД.ММ.ГГГГ, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание; лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание; военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание; военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание (часть 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Данный Федеральный закон предусматривает, что основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является: общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более; увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; исключение участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (статья 10).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации действуют одновременно две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предусмотренные соответственно Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Военнослужащие - граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, независимо от даты их увольнения с военной службы обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", при том, что определенные категории таких военнослужащих вправе стать участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" для большинства военнослужащих, на которых распространяется накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, участие в ней является обязательным.
Согласно пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 405-ФЗ)
На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 405-ФЗ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина ФИО8» признан пункт 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть3),19 ( части 1 и 2 ),40 ( части 1 и 3 ) и 55 ( части 2 и 3), в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы или уволенного с нее после указанный даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу ( супруга) жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг по делу №-П, не может быть не принята судом во внимание и при разрешении данного дела, толковании смысла правовых норм, которыми руководствовался ответчик при принятии решения в отношении истцов о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Суд полагает правильным при оценке законности обжалуемого решения ответчика учитывать правовой смысл, изложенный в решении высшего суда, независимо от того, что истец и его дочь сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания, по иному основанию.
Из решения 1 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения»№ от ДД.ММ.ГГГГг. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, следует, что 1 отделом (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Центррегионжилье») проверены документы, представленные Корчагиным Николаем Викторовичем для подтверждения права на перечисление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на состав семьи два человека,
В решении указано, что в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из представленных документов установлено, что супруга Корчагина Николая Викторовича - Корчагина Людмила Александровна проходит военную службу войсковой части 12128 (<адрес>-2) и является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, за супругой Корчагина Николая Викторовича - Корчагиной Людмилой Александровной с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право единоличной собственности на жилое помещение, общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение приобретенной на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на средства целевого жилищного займа по накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Право собственности не прекращено.
Согласно копии свидетельства о заключении брака, Корчагин Николай Викторович состоит в браке с Корчагиной Людмилой Александровной с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 34 Семейного Кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Таким образом, обеспеченность Корчагина Николая Викторовича и членов его семьи из расчета на одного человека составила 17,7 кв.м. (53,1: 3), что превышает учетную норму по избранному месту жительства в городе Москва, установленной Законом <адрес> «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения» от ДД.ММ.ГГГГ (10 кв. м. общей площади на одного человека).
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» комиссия решила снять с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания, Корчагина Николая Викторовича и членов его семьи. ( л.д.10 т.1).
Между тем, ссылка ответчика в решении на положения Семейного кодекса Российской Федерации приведена безосновательна.
Согласно статьи 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и прядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положениями статьи 4 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность применения к семейным отношениям гражданского законодательства, поскольку это не противоречит существу семейных отношениях, а положениями статьи 5 - применение семейного и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии, при отсутствии норм семейного и гражданского права, регулирующие отношениями между членами семьи.
Ссылка ответчика в оспариваемом решении на положения пунктов 1 и 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающих порядок раздела имущества супругов, неуместна.
Согласно пункта 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Ответчик участником семейных отношений супругов Корчагиных не является. Довод о совместно нажитом имуществе супругов, к которым ответчик отнес квартиру, приобретенную Корчагиной Людмилой Александровной как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, не является достаточным основанием для снятия истцов с учета нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания.
Ссылка ответчика на Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №-КГ16-25 не свидетельствует о правильности принятого ответчиком решения.
Вывод суда в Определении о возможности раздела как совместно нажитого имущества квартиры, приобретенной в период брака одним из супругов как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, не исключает возможность обеспечения жильем каждого супруга, если они оба являются военнослужащими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках указанного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Кроме того, пунктом 15 статьи 15 Закона предусмотрена возможность реализации указанного права военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, которая предполагает выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа.
В целях реализации права на жилище ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (заимодавец) и Корчагиной Людмилой Александровной (заемщик) был заключен договор целевого жилищного займа N 1704\00261350 предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы, которым заемщику был предоставлен целевой жилищный заем в размере 1 040 993,48 (т. 1 л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Сбербанк» и Корчагина Людмила Александровна как владелец специального счета заключили договор о текущем счете в валюте Российской Федерации, открываемом участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для осуществления операций со средствами целевого жилищного займа и операций по погашению ипотечного кредита банка ( л.д.20 т.1).
За счет средств договора целевого жилищного займа и кредитных средств, предоставленных банком (кредитного договора) Корчагиной Л.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. приобретена квартира, находящая по адресу <адрес> ( л.д.24 т.1).
Целевой жилищный заем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" предоставлялся для уплаты первоначального взноса в целях приобретения квартиры в собственность заемщика и на погашение обязательств перед кредитором по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете Корчагиной Л.А. как военнослужащего.
Из указанной нормы закона не следует безусловного права Корчагиной Л.А. на распоряжение приобретенным жильем по своему усмотрению независимо от прохождения службы. У Корчагиной Л.А. остаются обязательства по выплате кредита за счет собственных средств в случае увольнения с военной службы. При этом возможность обеспечения жилым помещением ее супруга Корчагина Н.В., который также является военнослужащим, не может ставиться в зависимость от решения Корчагиной Л.А. о дальнейшем прохождении военной службы или увольнении. Тогда как Корчагин Н.В. имел право быть обеспеченным жилым помещением самостоятельно, как военнослужащий, имеющий предусмотренный для этого законом стаж военной службы 24 года и уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункт 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» ( л.д.15 т.1).
В целях реализации положений Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" подпунктом "г" пункта 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" была дополнена пунктом 15, согласно абзацу второму которого на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 данной статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 данного Федерального закона, регламентирующих иные виды жилищных гарантий для военнослужащих (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 405-ФЗ).
Вместе с тем, как из буквального смысла оспариваемого пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, следует, что в случае, когда военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, продолжающий прохождение службы или уволенный с нее после указанной даты, имеет супругу (супруга), проходящую (проходящего) военную службу по контракту, участие которой (которого) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является обязательным в силу части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", на такого военнослужащего не распространяются жилищные гарантии, установленные абзацем двенадцатым пункта 1, пунктами 13, 14, 16 - 19 статьи 15, а также абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Толкование указанным образом приведенных выше норм закона следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг №-П, в котором, в частности, указано, что из буквального смысла оспариваемого пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, следует, что в случае, когда военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, продолжающий прохождение службы или уволенный с нее после указанной даты, имеет супругу (супруга), проходящую (проходящего) военную службу по контракту, участие которой (которого) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является обязательным в силу части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", на такого военнослужащего не распространяются жилищные гарантии, установленные абзацем двенадцатым пункта 1, пунктами 13, 14, 16 - 19 статьи 15, а также абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Это означает, что с момента вступления супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилого помещения и реализация его потребностей в жилье зависит от реализации жилищных прав супруги (супруга) в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". При этом действующее законодательство (часть 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих") не предусматривает такого основания исключения военнослужащего, участвующего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, из реестра ее участников, как обеспечение его жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Между тем само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и включение его в соответствующий реестр не свидетельствует о реализации им указанного вида жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы десять лет и более (пункт 2 статьи 3, статьи 9 и 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Такое правовое регулирование не имеет объективного и разумного оправдания, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругу (супруга), участвующую (участвующего) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими - участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Указанное правовое регулирование нарушает также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П).
Таким образом, пункт 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Корчагина Николая Викторовича, Корчагиной Анастасии Николаевны к Федеральному государственному казенному учреждению «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации (1 отдел г. Самара) о признании права на обеспечение жилым помещением удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центррегионжилье» Министерства Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Корчагина Николая Викторовича и его дочери Корчагиной Анастасии Николаевны с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; признать за ними право на обеспечение постоянным жилым помещением за счет средств Министерства обороны Российской Федерации; восстановить Корчагина Николая Викторовича и его дочь Корчагину Анастасию Николаевны на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 03.09.2015г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самара в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2019 года.