Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-18/2016 от 24.03.2016

Дело №12-18/2016г.                                                                     Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

город Олёкминск 19 апреля 2016 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Карнауховой З.В.

при секретаре судебного заседания Хотько А.А.

с участием должностного лица, привлечённого к административной ответственности Орловой М.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ГКУ РС(Я) «Олекминский соцально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Орловой М. П. на постановление №23/4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора Олёкминского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РС(Я) Никитина П.В. №23/4 от 15 марта 2016 года должностное лицо - директор ГКУ РС(Я) «Олекминский соцально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Орлова М. П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание - административный штраф в размере 6000 рублей.

В жалобе и в суде Орлова М.П. просит отменить постановление госинспектора по пожнадзору №23/4 от 15 марта 2016 года и ограничиться устным замечанием.

Считает, что прокуратурой Олёкминского района не соблюдена процедура, предусмотренная п.16 статьи 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которой юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и она, как руководитель учреждения привлечены дважды за одно и то же административное правонарушение.

Для привлечения к административной ответственности необходимо, чтобы виновное лицо выполнило две объективные стороны составов административных правонарушений, потому считает ее привлечение недоказанным.

Согласно п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ наличие по факту совершения противоправного действия (бездействия) постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела исключает еще одно производство по одному и тому же факту.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В ходе проверки было выявлено всего 4 нарушения требований пожарной безопасности, которые были устранены учреждением сразу после проведения проверки, а именно: 1) Огнетушители установлены в соответствии с требованиями ПБ, на высоте 1,5м от пола 05.02.2016 г.; 2) Огнетушители пронумерованы краской белого цвета, также заполнен журнал учета огнетушителей - 06.02.2016 г.; 3) Приведен в соответствие и доукомплектован инвентарем пожарный щит: совковая лопата; крюк с деревянной рукояткой - 06.02., лом приобретенный в комплектации пожарного щита - заменен на литой железный лом - 09.02., ящик для хранения песка заполнен - 05.02.2016 г.; 4) Заменена имеющаяся на стенде «Инструкция о мерах пожарной безопасности».

Считает, что Учреждением принимаются все меры для исполнения указанного предписания.

Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением" вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2003 N 116-0, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Должностное лицо Орлова М.П. в суде считает, что не были учтены все обстоятельства данного дела при назначении административного наказания. Она была переведена на указанную должность с 10 августа 2015 года, все это время занимались ремонтом здания и в конце января 2016г. только из Якутска получили пожарный инвентарь и все необходимое. Установили в здании, что успели. К моменту проверки 5 февраля 2016г. - не успели доукомплектовать пожарный щит, не было, действительно, журнала учета и пожарные огнетушители повесили на уровне выше 1,5 метров с учетом длины самого огнетушителя. Не было Инструкции, не пронумерованы огнетушители. Данные нарушения все устранили в течение 3-4 дней. Имеет на иждивении 3 детей, 2 из них несовершеннолетние, ранее к административной ответственности не привлекалась.

Поэтому просит суд отменить постановление государственного инспектора Олёкминского района по пожарному надзору №23/4 от 15 марта 2016 года о назначении административного штрафа в связи с малозначительностью и прекратить производство по делу.

В ходе судебного заседания главный государственный инспектор Олекминского района по пожарному надзору Никитин П.В. на вопросы суда пояснил, что Орлова М.П. привлечена как должностное лицо - как директор данного учреждения в связи с наличием на момент проверки нарушений требований пожарной безопасности непосредственно в здании учреждения - по 4 пунктам требований. Действительно, из объяснения Орловой М.П. прокурору видно, что нарушения были устранены на 25 февраля 2016 года, сам либо прокурор на 25 февраля не проверяли устранены нарушения или нет. Сам участвовал при проверке здания прокурором в качестве специалиста. Как смягчающие обстоятельства учел раскаяние Орловой. Другие смягчающие обстоятельства не учитывал и не указал, отягчающие обстоятельства также не указал – есть или нет.

Выслушав привлеченное к административной ответственности должностное лицо Орлову М.П., проверив и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам :

Как видно из материалов дела, 5 февраля 2016 года прокуратурой Олёкминского района совместно с начальником ОНД по Олёкминскому району Никитиным П.В. проведена выездная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в специализированных учреждениях здравоохранения, образования и социального обслуживания с круглосуточным пребыванием социально незащищённых категорий граждан в ГКУ РС(Я) «Олекминский соцально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно:

- 1. В нарушение п.4.2.7 «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации.» - огнетушители имеющие массу менее 15кг, расположены на высоте более 1,5м от пола;

В нарушение п. 4.4.33. «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» установленные огнетушители не имеют порядковых номеров, учет, проверки наличия и состояния огнетушителей не ведется журнал не заполнен;

В нарушение п. 482 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» пожарный щит не укомплектован: лом - 1шт., лопата совковая 1 шт., крюк с деревянной рукояткой - 1 шт., в противопожарном ящике (инвентаре) отсутствует песок;

В нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» - отсутствует утвержденная директором ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» инструкция о мерах пожарной безопасности.

По итогам проверки прокурор Олёкминского района РС (Я) 25 февраля 2016г. вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Орловой М.П. и направлении его на рассмотрение в ОНД по Олёкминскому району РС (Я).

Рассмотрев постановление прокурора, 15 марта 2016 года главный государственный инспектор ОНД по Олёкминскому району Никитин П.В. вынес обжалуемое постановление №23/4, согласно которому должностное лицо – директор ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Орлова М.П. признана виновной в совершении административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в сумме 6000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

ГКУ РС(Я) «ОСРЦН» является юридическим лицом – социальным учреждением, предназначенным для предоставления социальных услуг с обеспечением проживания несовершеннолетних. Согласно приказу№197-лс от 10 августа 2015 года Орлова М.П. переведена директором ГКУ РС(Я) «Олекминский СРЦН».

В объяснении, данном директором ГКУ Орловой М.П. во время проверки 25 февраля 2016 года указано: «По результатам проведенной проверки прокуратуры (Швецов П.В.) по пожарной безопасности в ГКУ РС(Я) «ОСРЦН» по адресу: г.Олекминск, ул.Набережная, 49 устранены следующие нарушения: 1. Размещения огнетушителей; 2. На огнетушителях поставлены порядковые номера; 3. Установлены защитные плафоны на 2-х лампах; 4. Пожарный щит доукомплектован: лом, лопата совковая, крюк с деревянной рукояткой, кошма. В ящике имеется песок; 5. Пути к пожарной емкости расчищены, проведена проверка работоспособности наружного пожарного водоема; 6. Журналы инструктажей имеются. Ответственность и вину за нарушение полностью признаю».

Таким образом, в суде установлено, что на момент проведения проверки указанные нарушения требований пожарной безопасности в ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» - имелись. Наличие указанных нарушений не оспаривается в суде привлеченным лицом – Орловой М.П.

В силу 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее - ППР № 390, Правила).

Факт совершения должностным лицом данного административного правонарушения подтверждается представленными материалами - актом проверки, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлением о привлечении к административной ответственности, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в том числе и с точки зрения законности их получения.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности по наличию в действиях должностного лица – директора ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Орловой М.П. события административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» №5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о невозможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождения должностного лица Орловой М.П. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения.

Данное правонарушение связано с нарушениями пожарной безопасности жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних, проживающих в указанном Учреждении.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности с учётом их характера могут привести в случае возникновения пожара – к невозможности принять меры по тушению пожара в здании, поскольку на момент проверки - здание не было оснащено полностью пожарным щитом в соответствии с требованиями. Огнетушители находились на не предусмотренной высоте, т.е. их применение было бы связано с препятствием из-за высоты их размещения, огнетушители не были пронумерованы. Также само отсутствие Инструкции о мерах пожарной безопасности и его издание - должно было бы явиться первоочередным для директора при переезде данного учреждения в другое здание. И прямой обязанностью должностного лица - директора Орловой М.П., даже с учетом ее назначения с 10 августа 2015 года. Издание и утверждение указанной Инструкции, связанно с соблюдением ею и другими работниками правил пожарной безопасности при эксплуатации здания с момента переезда и полного соблюдения требований Инструкции, связанной с обеспечением пожарной безопасности здания и людей.

Веских оснований для полного освобождения должностного лица Орловой М.П., недостаточно выполнившей все свои должностные обязанности по организации и личным действиям, связанным для обеспечения пожарной безопасности здания и людей – суду не представлено должностным лицом.

Потому оснований для освобождения директора ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Орловой М.П. от административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, для признания данного правонарушения - малозначительным и ограничения устным замечанием – судом не установлено.

Тем самым, суд не нашел оснований для прекращения производства по делу по данной жалобе.

При назначении наказания должностным лицом – Никитиным П.В. учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства в отношении должностного лица Орловой М.П. в соответствии с требованиями ст.4.2 ч.1 КоАП РФ – раскаяние лица, привлечённого к административной ответственности.

Суд отмечает, что при этом не учтено наличие на иждивении Орловой детей, в том числе несовершеннолетних и привлечение к административной ответственности впервые.

Однако признание данных дополнительных обстоятельств смягчающими, не является основанием для отмены обжалованного постановления либо его изменения.

Административный штраф в сумме 6000 рублей должностному лицу Орловой М.П. назначен минимальный в пределах минимальной санкции данной ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.

Отягчающих ответственность обстоятельств - судом не установлено, однако должностным лицом, вынесшим указанное постановление Никитиным П.В. указанное не отражено в постановлении.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об оставлении постановления без изменения, а жалобы – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП, суд

                    Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора ОНД по Олёкминскому району №23/4 от 15 марта 2016 года в отношении директора ГКУ РС(Я) «Олекминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Орловой М. П., признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и о назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 6000 рублей - оставить без изменения, а жалобу должностного лица Орловой М. П. – без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 ( десяти ) дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) со дня со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия):                     З.В. Карнаухова

12-18/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Орлова Мария Петровна
Суд
Олёкминский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Карнаухова Зоя Валентиновна
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.1

Дело на странице суда
olekma--jak.sudrf.ru
24.03.2016Материалы переданы в производство судье
19.04.2016Судебное заседание
29.04.2016Вступило в законную силу
10.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2016Дело оформлено
10.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее