№2а-8112/18-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Соломенский лесозавод» об оспаривании предписания должностного лица Главного управления МЧС России по Республике Карелия,
у с т а н о в и л:
ООО «Соломенский лесозавод» обратилось в суд с административным иском о признании незаконными и отмене пунктов 4, 6, 8, 11, 12, 14-22 предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны № 16-5-ГО от 13.11.2018, выданное Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Петрозаводска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия. Считают, что на ООО «Соломенский лесозавод», как организацию, не включенную в какую-либо категорию по гражданской обороне, не может быть возложена обязанность по выполнению пунктов 4, 6, 8, 11, 12 предписания. Пункты 14-22 предписания основаны на требованиях законодательства по содержанию в надлежащем состоянии защитных сооружений гражданской обороны. Между тем, в собственности ООО «Соломенский лесозавод» нет зданий или сооружений, имеющих статус защитных сооружений гражданской обороны.
В судебном заседании представитель административного истца Теньков Н.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснил, что ООО «Соломенский лесозавод» не является правопреемником ПАО «Соломенский лесозавод» (и соответственно - ЗАО «Соломенский лесозавод), у которого по договору купли-продажи недвижимого имущества от 8 сентября 2017 приобрело, в числе прочих объектов недвижимости, здание РММ со спец. подвалом. Договор № 42 купли-продажи комплекса зданий, сооружений и оборудования, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Соломенная, д.2, от 30 декабря 2005 был заключен с ЗАО «Байкал-Ресурс», ранее весь комплекс зданий находился в государственной собственности. Указанный договор предусматривал продажу ЗАО «Байкал-Ресурс» здания ремонтно-механических мастерских со спец.подвалом и не содержал никаких оговорок о его особом статусе защитного сооружения ГО и обременении (требований) по его дальнейшему использованию. На момент торгов данный объект был зарегистрирован в ЕГРН как «Здание ремонтно-механических мастерских, общей площадью 1837,4 кв.м», без какого-либо упоминания о наличии убежища, спецподвала и т.п.
Главное управление МЧС России по Республике Карелия своего представителя в суд не направило, представило письменный отзыв. Пушкаревич Н.С., являясь начальником отделения ОНДиПР г. Петрозаводска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Карелия, должностным лицом, вынесшим оспариваемое предписание в судебном заседании с административным иском не согласился, считает предписание № 16-5-ГО от 13.11.2018 законным и обоснованным.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305(далее – Положение № 305), установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (п. 2).
Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пп. г п. 6 Положения № 305).
Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (п. 9 Положения № 305).
Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон № 28-ФЗ) предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно п. 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в мирное время.
Согласно п. 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил N 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года N 158.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 09.10.2018 N 16-5-ГО в период с 16.10.2018 по 13.11.2018 в отношении ООО «Соломенский лесозавод» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований гражданской обороны, в ходе которой установлены нарушения обязательных требований в этой области, о чем составлен соответствующий акт.
По результатам проверки в ООО «Соломенский лесозавод» выдано предписание N 16-5-ГО от 13.11.2018 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, подписанное начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической г.Петрозаводска управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, тайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пушкаревичем Н.С.
Данным предписанием на ООО «Соломенский лесозавод» в соответствии с Законом № 28-ФЗ возложена обязанность в срок до 01.08.2018 устранить нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Полагая предписание незаконным в части, административный истец обратился в суд с требованием об оспаривании пунктов 4(руководитель организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, не прошел подготовку в области гражданской обороны); 6(в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек включительно отсутствует 1 освобожденный работник по гражданской обороне); 8(в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, не созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне); 11(в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, не определен и не разработан порядок сбора и обмена информацией); 12(не разработан план осуществления комплексной маскировки территории организации на случай использования современных средств поражения); 14 (организацией не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (защитного сооружения гражданской обороны); 15 (в организации не планируются мероприятия по: подготовке защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых; техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны; текущему и капитальному ремонтам защитных сооружений гражданской обороны); 16 (организацией не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению); 17 (организацией не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время (в ЗС ГО отсутствуют: автоматические системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); 18 (в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют: паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал, оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию дизельных электростанций, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы дизельных электростанций, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов); 19 (организацией не проводятся мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения, систем канализации, энергетических устройств); 20 (организацией не проводится техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе: техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций); 21 (организацией не проводится подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми); 22 (организацией не созданы звенья для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 123.23 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно Договору № 42 купли-продажи комплекса зданий, сооружений и оборудования, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Соломенная, д.2, от 30 декабря 2005 весь комплекс зданий перешел из государственной собственности в собственность ЗАО «Байкал-Ресурс». Указанный договор предусматривал продажу ЗАО «Байкал-Ресурс» здания ремонтно-механических мастерских со спец.подвалом (пункт 29 договора).
Из технического паспорта на здание ремонтно-механических мастерских со спец.подвалом в экспликации площадей значится РММ с убежищем общей площадью 670,3 кв.м, вспомогательной 208,6 кв.м.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 08.09.2017 между ПАО «Соломенский лесозавод» и ООО «Соломенский лесозавод» данное защитное сооружение было приобретено ООО «Соломенский лесозавод» (пункт 8 Договора).
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Приказа N 583).
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.2 Приказа N 583).
Защитное сооружение гражданской обороны ООО «Соломенский лесозавод» имеет паспорт убежища № 176, а также учетную карточку защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) № 10/176 от 22.09.2006, утвержденную руководителем ЗАО «Соломенский лесозавод».
Согласно выписке из сводного перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне в Республике Карелия, юридическое лицо – ООО «Соломеский лесозавод» отнесено к 11 категории по гражданской обороне.
В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" ООО «Соломенский лесозавод» как организация, отнесенная в установленном порядке к категории по гражданской обороне, обязана иметь защитное сооружение для работников наибольшей работающей смены.
Поскольку защитное сооружение по адресу: г. Петрозаводск, ул. Соломенская, 2, своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратило, и в настоящее время требуются ремонтные работы по приведению его в надлежащее состояние, то неисполнение административным ответчиком требований законодательства по гражданской обороне о надлежащем содержании данного защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Доводы административного ответчика о том, что ему неизвестно о наличии у него на балансе защитного сооружения опровергается представленными в материалы дела документами.
Таким образом, проанализировав положения действующего законодательства, представленные сторонами доказательства, суд признает оспариваемое предписание N 16-5-ГО от 13.11.2018 об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, выданное Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Петрозаводска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия, законным, считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ООО «Соломенский лесозавод» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2018 года.