Дело № 2-11345/2014-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2014 г. г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре |
А.А. Куценко |
с участием представителя ФКУ «ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия» |
Е.В. Сусевой, действующей на основании доверенности от 14.11.2014 |
представителя УФМС России по Республике Карелия |
М.С. Боброва, действующего на основании доверенности от 18.02.2014 |
заинтересованного лица |
Б.Б. Абдурахманова |
прокурора |
С.Н. Бараевой |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» об установлении административного надзора в отношении Абдурахманова Б.Б.,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (далее – заявитель, исправительное учреждение) обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении Абдурахманова Б.Б. (далее – заинтересованное лицо, осужденный) в случае его нахождения на территории Российской Федерации на законных основаниях, сроком на 3 года с установлением административного ограничений в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, запрещения пребывания вне жилого помещения в ночное время с 22 часов до 06 часов, за исключением работы в вечернее и ночное время, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, по тем основаниям, что заинтересованное лицо, будучи осужденным приговором Московского городского суда от 26.11.2009 по ч. 3 ст. 30 – п. «а» ч. 3 ст. 161 УК РФ к 6 годам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, подлежащий освобождению 01.02.2015, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Определением от 22.12.2014 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Республике Карелия (далее – Управление).
В судебном заседании представитель исправительного учреждения поддержал требования по мотивам, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо Абдурахманов Б.Б. не возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что является гражданином <данные изъяты>, где проживают все его родственники и куда он намерен убыть по отбытии срока наказания. Законных оснований для проживания на территории Российской Федерации осужденный не имеет.
Представитель Управления при рассмотрении дела пояснил, что осужденный в настоящее время состоит на миграционном учете ввиду отбывания наказания в виде лишения свободы, после освобождения из колонии оснований находиться на территории России на законных основаниях у него не будет, при этом гражданином Российской Федерации не является.
Прокурор в судебном заседании считает заявление подлежащим отклонению, поскольку заинтересованное лицо не имеет права пребывания на территории Российской Федерации после освобождения из колонии.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям:
Приговором Московского городского суда от 26.11.2009 Абдурахманов Б.Б. осужден по ч. 3 ст. 30 – п. «а» ч. 3 ст. 161 УК РФ к 6 годам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с исчислением срока наказания с 02.02.2009, в связи с чем подлежит освобождению 01.02.2015. Указанное преступление в силу части 5 статьи 15 УК РФ отнесено к категории особо тяжких. 08.11.2013 признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Осужденный является гражданином <данные изъяты>, гражданства Российской Федерации, а равно иного государства не имеет. Близкие родственники гражданами Российской Федерации не являются. Также у осужденного отсутствует право на проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях после освобождения из мест лишения свободы.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями участников процесса и не оспариваются ими.
С учетом характера преступления, за совершение которого было осуждено заинтересованное лицо, того обстоятельства, что оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с учетом пункта 1 части первой, пункта 1 части третьей статьи 3, пункта 1 части первой статьи 5, статьи 6 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении него подлежал установлению административный надзор.
Вместе с тем, имея ввиду разъяснения, данные в абзаце пятом пункта 3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 27.06.2013 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», согласно которым применение административного надзора к иностранным гражданам возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, суд не усматривает оснований для установления в отношении осужденного административного надзора, поскольку его исполнение возможно лишь на территории Российской Федерации, правом на проживание (пребывания) на которой заинтересованное лицо не обладает.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статьей 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации является иностранный гражданин, имеющий действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
При этом учитывается, что в соответствие с подпунктом 3 части первой статьи 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114-ФЗ), въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации.
Равным образом в соответствие с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7, подпунктом 6 пункта 1 статьи 9, подпункта 3 пункта 11 статьи 13.3, подпунктом 6 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ наличие судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче (аннулирования ранее выданных): разрешения на временное пребывание на территории Российской Федерации, вида на жительство иностранному гражданину, разрешения на работу иностранному гражданину, патента.
Указанные обстоятельства в силу положений части 3 статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, являются основаниями для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Данные граждане, в отношении которых принято такое решение, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 4 указанной статьи), а в случае отказа покинуть территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть 5 указанной статьи).
Согласно Инструкции о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 171 от 20.08.2007 и разработанной в целях реализации части третьей статьи 25.10 ФЗ «О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Инструкция) обязанность оформлять в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России и направлять эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее – ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении, возложена на администрацию учреждения, исполняющего наказание.
В судебном заседании установлено, что документы, связанные с исполнением требований Инструкции, направлены 21.03.2012 года. Однако по настоящее время заявителем не приняты меры, направленные на выяснение результатов данного обращения.
Кроме того, решение суда является неисполнимым в связи с тем, что обеспечить административный надзор на территории России иностранным гражданам не представляется возможным, поскольку после освобождения они, как правило, не имеют ни регистрации, ни места жительства, то есть отсутствуют обстоятельства, которые необходимы для установления административного надзора.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.11.2005 N 10-П, согласно которой в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
При таких обстоятельствах мера административного надзора не будет отвечать целям его установления.
Соответственно, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления об установлении административного надзора в отношении осужденного следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.261.5, 261.7, 261.8 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 29.12.2014 года.
Последний срок для подачи апелляционной жалобы – 29.01.2015 года