Дело № (2019)
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Татарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Немира Т.В.,
при секретаре Гулько Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сковородиной ФИО7 к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Сковородина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное), указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представив документы о трудовом стаже в качестве педагогического работника. В назначении досрочной страховой пенсии по старости решением начальника ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности.
В специальный стаж пенсионным фондом необоснованно не зачтены периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 01 день), поскольку в указанные периоды за ней сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.
Просит обязать ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить указанные периоды в стаж для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истица Сковородина Т.В. не явилась, предоставив письменное ходатайство, в котором просит дело рассмотреть в её отсутствие, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) Терентьева О.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что досрочная страховая пенсия не может быть назначена Сковородиной Т.В. ранее ДД.ММ.ГГГГ с учетом внесенных изменений, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий". Так, в связи с изменениями пенсионного законодательства с ДД.ММ.ГГГГ при наличии педагогического стажа работы не менее 25 лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, право на досрочную страховую пенсию по старости возникает с момента подачи заявителем соответствующего заявления. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж педагогической деятельности истицы составил 24 года 07 месяцев 15 дней при требуемом 25 лет, следовательно права на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Выработанные 25 лет педагогического стажа приходятся на ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая отложенный выход на пенсию на 6 месяцев с момента возникновения права (с учетом изменения законодательства) право на досрочную страховую пенсию по старости возникает ДД.ММ.ГГГГ. Просит в иске отказать.
Выслушав представителя ответчика Терентьеву О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. ДД.ММ.ГГГГ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Частями 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из трудовой книжки истца следует, что Сковородина Т.В. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором МОУ Сергеевской СОШ (МКОУ Сергеевской СОШ), а также продолжила работать по совмещению учителем русского языка и литературы.
Из исследованного судом заявления установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сковородина Т.В. обратилась в ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет.
Из исследованной судом выписки из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица видно, что в спорные периоды за истицей сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности.
Ответчик определил стаж работы, дающей истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, 24 года 07 месяцев 15 дней. Выработанные 25 лет педагогического стажа приходятся на ДД.ММ.ГГГГ Учитывая отложенный выход на пенсию на 6 месяцев с момента возникновения права (с учетом изменения законодательства) право на досрочную страховую пенсию по старости возникает ДД.ММ.ГГГГ.
В специальный стаж не были включены периоды нахождения Сковородиной Т.В. на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 01 день).
Согласно выпискам из приказов МКОУ Сергеевской СОШ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на курсы повышения квалификации, свидетельств и удостоверений о повышении квалификации, справки МКОУ Сергеевской СОШ, уточняющей особый характер работы и условий труда в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сковородина Т.В. по приказу работодателя находилась на курсах повышения квалификации, где совершенствовала свою специализацию.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж времени пребывания на курсах повышения квалификации, суд исходит из того, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялась должность и средняя заработная плата, за которую работодатель производил отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а направление истца на курсы осуществлялось по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому относится к рабочему времени.
Право лица на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей педагогической деятельности, исключение данных периодов из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
Обстоятельства направления Сковородиной Т.В. в командировки, связанные с ее профессиональной деятельностью, специализация подтверждаются свидетельствами о повышении квалификации и приказами, свидетельствуют о прохождении истицей в этот период курсов повышения своей квалификации, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Как установлено в судебном заседании из пояснений истицы, свидетельств о повышении квалификации, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации связаны с прохождением обучения, являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что даёт право на досрочное назначение пенсии по старости и эти периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Поскольку в вышеуказанные периоды работы, истица являлась педагогическим работником, за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд считает, данные периоды подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Приложением 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста. В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
Согласно п. 3 ст. 10 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из анализа приведенных норм следует, что с ДД.ММ.ГГГГ право на страховую пенсию по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для лиц, которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону.
Поскольку, с учетом включенных в специальный стаж истца периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 01 день), стаж педагогической деятельности Сковородиной Т.В. на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 09 месяцев 16 дней при требуемом 25 лет. Выработанные 25 лет педагогического стажа Сковородиной Т.В. приходятся на ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом отложенного выхода на пенсию на 6 месяцев право на досрочную страховую пенсию по старости она приобрела с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, установив обстоятельства наличия у истца необходимого стажа на соответствующих видах работ (25 лет), возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить Сковородиной ФИО8 в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости:
периоды прохождения курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего общей продолжительностью 2 месяца 1 день.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) назначить Сковородиной ФИО9 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Татарский районный суд.
Судья Т.В. Немира