РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Якубовой Н.Г., при секретаре Курбановой А.У., с участием ст. помощника прокурора <адрес> Джабраилова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Амирагаева С.К. о понуждении устранить нарушения закона,
установил:
<адрес> обратился в суд с исковыми заявлениями к Амирагаева С.К. о признании незаконным деятельности - автозаправочной станции «Русснефть», расположенной по адресу: г<адрес>, в районе Северного поста ГИБДД по приему, хранению, выдаче (отпуску) и учету количества нефтепродуктов до устранения нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов (Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), о лицензировании, о пожарной безопасности, об охране окружающей среды, градостроительства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обязать индивидуального предпринимателя Амирагаева С.К. устранить указанные нарушения закона.
Исковые требования мотивированы тем, что <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности по <адрес> УНД ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов (Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), о лицензировании, о пожарной безопасности, об охране окружающей среды, градостроительства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации автозаправочной станции «Башнефть», расположенной по адресу: <адрес>-а. В ходе надзорных мероприятий в октябре ДД.ММ.ГГГГ года выявлен факт осуществления индивидуальным предпринимателем Амирагаевой С.К. эксплуатации автозаправочной станции «Русснефть», и (основной вид деятельности - реализация бензина и газа для автотранспортных средств), с грубыми нарушениями требований норм вышеуказанного законодательства. Так, Амирагаевой С.К. эксплуатация автозаправочной станции осуществляется в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) ( с изм. и доп., вступившему в силу с ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме», далее - ППР; Строительных норм и правил (СНиП) 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении свода Правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» СП 156.ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
На территории АГЗС размещено 2-х этажное здание, 2-й этаж предназначен для проживания людей (гостиница) ( Свод правил 156.1.13130-ДД.ММ.ГГГГ п.б.Зип.6.9».
Не разработаны и не представлены в ОНД района декларации пожарной безопасности объектов (ФЗ-№, ст.64).
Руководителем не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п. 2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Автозаправочная станция не оснащена системой громкоговорящей связи (Свод правил 156.13130ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.33).
На АГЗС не предусмотрена система заземления (Свод правил 156.13130-ДД.ММ.ГГГГ п.7.35).
На АГЗС допускается прокладка воздушной линии электропередач (Свод правил 156.13130-ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.33).
АЗС не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением3 (Свод правил 156.13130-ДД.ММ.ГГГГ, п.6.37). Единичная емкость резервуаров АЗС, расположенных на территории населённых пунктов превышает Юм3 (Свод правил 156.13130-ДД.ММ.ГГГГ п.8.30).
Не соблюдаются расстояния от АГЗС до автомобильных дорог общей сети ( Свод правил 156.131330-ДД.ММ.ГГГГ Таблица ЕЛ).
Не соблюдаются расстояния от АГЗС до жилых и общественных зданий ( не менее 300 метров до жилых домов, если резервуар для хранения газа одностенный и установлен наземно и 100 метров- резервуар подземный ) (Свод правил 156.131330-ДД.ММ.ГГГГ Таблица ЕЛ).
Помещения АГЗСне оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (Свод правил 156Л31330-ДД.ММ.ГГГГ п.6.39). Выход из помещений зданий АЗС предусмотрен в сторону площадки ТРК и расположен на расстоянии менее 15 м от оборудования ТРК, не предусмотрен дополнительный выход (Свод правил 156.1.13130-ДД.ММ.ГГГГ, п. 6.18).
Автозаправочная станция не оснащена первичными средствами пожаротушения (п. 457 ППР).
АГЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС. (ФЗ-№ ст.4; п. 455 ППР).
АЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 34.21.122-87, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, но не ниже II категории (Свод правил 156Л31230.2014).
Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности (Свод правил 156.1.13130ДД.ММ.ГГГГ п. 7.10). Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персонал}" АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 <адрес> технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара (Свод правил 156.131330-2014, п.7.18)
Планировка территории АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений не исключает возможного растекания аварийного топлива, на въезде и выезде с территории отсутствуют пологие участки высотой не менее 0,2 м., отсутствуют дренажные лотки, АГЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (Свод правил 156.13130-2014, п. 6.21).
Площадка для хранения топлива не проветривается (Свод правил 156.113130-2014, п.8.2).
Резервуар для хранения СУГ расположен надземно (Свод правил 156.1.13130-2014, п. 8.30).
В нарушение ст.5 Федерального закона от 27.07.2010г. № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» эксплуатация опасного объекта ведется в отсутствии договора обязательного страхования.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 10.11.1996г. № «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной зашиты и другие материальные ресурсы.
Кроме того, в соответствии с п.3 указанного постановления для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администрации предприятий, учреждений, организаций.
Так, п.7 гласит, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций.
В соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Приложением к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
Согласно ст. 9 Федеральный закон №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и т.д.
Установлено, что на «Русснефть», расположенной по адресу: г.<адрес> Акушинского, в районе Северного поста ГИБДД отсутствует резервный фонд по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в МО ГО «<адрес>» не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При даче разрешения на эксплуатацию объекта органы местного самоуправления удостоверяют выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также устанавливают соответствие объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Кроме того, Амирагаевой С.К. эксплуатация АЗС «Русснефть», расположенной по адресу: г.<адрес> в районе Северного поста ГИБДД осуществляется в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве должны соблюдаться санитарные правила; предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Согласно п.2.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), установленная (окончательная) на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя, принимаемых на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 автозаправочные станции для заправки грузового и легкового транспорта жидким и газовым топливом по санитарной классификации относятся к предприятиям IV класса опасности, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для которых установлен 100 м.
В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений.
При этом уменьшение санитарно-защитной зоны на стадии проектирования санитарно-защитной зоны СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 не предусмотрено.
Исходя из системного толкования положений раздела III, IV для промышленных производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации. При этом установление размера расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны путем принятия санитарно-эпидемиологического заключения СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 не предусмотрено.
Амирагаевой С.К. не выполнены требования вышеприведенных норм законодательства. Он не обращался в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлением о проведении экспертизы материалов обоснования расчетной санитарно-защитной зоны многотопливной автозаправочной станции «Русснефть», расположенной по адресу: г.<адрес>, в районе Северного поста ГИБДД.
В ходе проверки Амирагаевой С.К. не представлены документы, предусмотренные п.3.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. От ДД.ММ.ГГГГ), а именно:
а) лицензия на осуществление данного вида деятельности или заверенная копия;
б) паспорт АЗС с технологической и электрической схемами (Приложение 1), схемами молниезащиты и заземления;
в) настоящие Правила технической эксплуатации АЗС;
г) паспорта на резервуары (Приложение 2);
д) формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) (Приложение 3);
е) градуировочные таблицы на резервуары;
ж) план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке;
з) инструкции по:
- охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования;
- пожарной безопасности;
- эксплуатации очистных сооружений;
(в ред. Изменений и дополнений, утв. Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 226)
и) паспорта технического и технологического оборудования (кроме вышеуказанного в п. п. "д", "е"): систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.;
к) инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей;
л) журнал учета поступления нефтепродуктов (Приложение 5);
м) журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (Приложение 6);
н) сменный отчет (в соответствии с действующей документацией);
о) график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ;
п) книга жалоб и предложений;
р) утвержденный прейскурант цен на товары и услуги;
с) паспорта (сертификаты) качества на товары;
т) документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС;
у) приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение;
ф) документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
В целом эксплуатация АЗС Амирагаевой С.К. ведется с нарушениями указанных Правил РД 153-39.2-080-01 (п.п.2.4, 2.5, 2.7, 2.8, 2.12, 2.15, 2.16, 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5.2, 5.4, 5.5, 5.8 и др.)
Кроме того, организацией не разработана проектная документация предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. На ее основании не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ, образующихся в результате эксплуатации АЗС. Территория АЗС не имеет канализационную систему и очистные сооружения, обеспечивающие отвод, сбор и очистку поверхностно-ливневых и талых вод, а также локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов. Отсутствует инженерное устройство по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. Не установлены специальные контейнеры для сбора загрязненных нефтепродуктами отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов.
Согласно пункту 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п.1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п.2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п.З).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 183 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п.6); в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (п.7).
В п.3 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенном письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 14-01-333, определено, что стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными
В разделе 6 приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 336 "О проведении в 2011 году пилотного обследования природоохранных расходов" стационарный источник загрязнения атмосферы определен как непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества, куда относятся и другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).
Таким образом, АЗС «Русснефть», имея стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение вышеприведенных правовых норм не разработаны и не утверждены нормативы предельно- допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получены в установленном порядке, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ПДВ санитарным правилам и разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, с установленными Управлением Росприроднадзора по РД предельно допустимыми выбросами для стационарного источника АЗС «Русснефть», расположенной по адресу: г.<адрес> Акушинского, в районе Северного поста ГИБДД осуществляла и осуществляет производственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, без приведенных разрешительных документов.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора <адрес> Джабраилов М.А., исковые требования поддержал, по изложенным в исках основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Амирагаева С.К., представители третьих лиц – ОНД по <адрес> ГУ МЧС России по РД, Кавказского Управления Ростехнадзора, Управления Роспотребнадзора по РД, в судебное заседание, будучи надлежащим образом, извещены о времени и месте его проведения, не явились, возражений на иски не представили.
Кроме того, надо отметить, что ранее вынесенное судом заочное решение по тому же вопросу, от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, по заявлению Амирагаевой С.К., несмотря на то, что в материалах дела имелось уведомление в котором, Амирагаева С.К. лично расписалась в получении копии искового заявления и извещения о назначении дела. Кроме того в материалах дела имеется ордер адвоката Салмановой № ДД.ММ.ГГГГ на представление интересов Амирагаевой С. Несмотря на эти обстоятельства, в связи с тем, что в деле отсутствовали сведения о вручении Амирагаевой С. судебного извещения на ДД.ММ.ГГГГг., судом было вынесено определение об отмене заочного решения и было возобновлено рассмотрение дела по существу. Однако Амиргаева С., будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание назначенное на ДД.ММ.ГГГГг. и на ДД.ММ.ГГГГг. не является, и доказательства о наличии уважительной причины неявки суду не представила..
Данное поведение судом расценивается, как злоупотребление своим правом и сознательное затягивание судебного разбирательства.
В соответствии с п.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 37, 41 и 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 11 названного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Аналогично в ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В ст.3 этого же Федерального закона определено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлены общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в соответствии с которыми в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п.1); действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п.8).
Из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" усматривается, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (Преамбула); санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности» (ст.1).
Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушением норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создается угроза окружающей среде и здоровью человека, в связи с чем, исходя из характера спорных правоотношений и из субъектного состава участников, прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обращается в суд с настоящими исками.
Из исследованных в судебном заседании справок о результатах проверки исполнения АЗС «Русснефть», расположенной по адресу: г.<адрес> Акушинского, в районе Северного поста ГИБДД, федерального законодательства, составленных 31.10.2014г. пом. прокурора <адрес> М.А. Джабраиловым, а также справками о противопожарном состоянии объекта, составленными начальником отдела надзорной деятельности по <адрес> г. Махачкала Э.Г. Хамавовым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе надзорных мероприятий в октябре 2014 года выявлены факты осуществления индивидуальным предпринимателем Амирагаевой С.К. эксплуатации автозаправочной станции «Русснефть», (основной вид деятельности - реализация бензина и газа для автотранспортных средств), с грубыми нарушениями требований норм вышеперечисленного федерального законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с указанным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ).
Согласно подп. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества -жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Таким образом, АЗС принадлежащая ответчику Амирагаевой С.К... относится к опасным производственным объектам.
Согласно п. 96* НПБ 111-98* все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 кв. м (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям.
В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания.
Пунктом 19.3. НПБ 111-98* предусмотрено, что при наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС. Невыполнением АЗС «Русснефть», вышеназванных требований закона, нарушаются права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства, а также предусмотренные ст. ст.37, 41 и 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Как следует из ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.5 ст.14Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", производственная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране атмосферного воздуха, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть приостановлена или прекращена по решению суда.
В целях недопущения продолжения ответчиком деятельности, представляющей угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, необходимо устранить нарушения, изложенные в справке пом. прокурора <адрес> о результатах проверки АЗС «Русснефть», соблюдения федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ и в справке Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Амирагаева С.К. об обязании устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта о понуждении устранить нарушения закона удовлетворить.
Приостановить деятельность АЗС «Русснефть», расположенной по адресу: <адрес> в районе Северного поста ГИБДД.
Обязать Амирагаева С.К. устранить нарушения, изложенные в справке пом. прокурора <адрес> о результатах проверки АЗС «Русснефть», расположенной по адресу: <адрес> в районе Северного поста ГИБДД федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ и в справке Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия.
Судья Якубова Н.Г.
Решение отпечатано в совещательной комнате.