Дело № 2-170/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Уинское Пермский край 4 мая 2018 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в составе:
председательствующего судьи Братчиковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой И.В.,
с участием помощника прокурора Уинского района Туктагулова А.А.,
представителя ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина Нугуманова Ф.М.,
представителя ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края Пыхтеевой А.П.,
представителя третьего лица управления учреждениями образования администрации Уинского муниципального района Пермского края Сивковской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Уинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина, администрации Уинского муниципального района Пермского края об обязании обеспечить финансирование и оборудовать учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Уинского района обратился с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации Уинского муниципального района Пермского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина с целью оборудования в образовательном учреждении системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; возложении обязанности на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина оборудовать учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Уинского муниципального района Пермского края.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Уинского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, безопасных условий воспитания и обучения в МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина, в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства в указанной сфере.
В частности, было установлено, что здание МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Здание МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина включено в перечень мест с массовым пребыванием людей.
Обязанность по финансированию мероприятий по установке системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении возложена на администрацию Уинского муниципального района, как учредителя учреждения.
Из Устава МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина следует, что школа является муниципальным казенным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация Уинского муниципального района.
Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной их профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение правонарушений, террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения, связанных в том числе с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Помощник прокурора Уинского района Пермского края Туктагулов А.А. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина Нугуманов Ф.М. иск по существу признал. Просит установить более длительный срок исполнения решения суда с тем, чтобы исполнение обязанности по установке системы оповещения не прерывало учебный процесс.
Представитель ответчика администрации Уинского муниципального района Пермского края Пыхтеева А.П. иск не признала. Указала, что в бюджете Уинского района на 2018 год соответствующие денежные средства не заложены, поэтому выделение денежных средств в 2018 году на оборудование образовательных учреждений системой оповещения, невозможно.
Представитель третьего лица управления учреждениями образования администрации Уинского муниципального района Пермского края Сивковская Е.И. с исковыми требованиями не согласна в части установления срока. Пояснила, что сроки установки системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации составят около 15 дней в каждом образовательном учреждении. Во время учебного года согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 в общеобразовательной организации не допускается проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся, соответственно проведение работ по оборудованию образовательных учреждений системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации во время учебного процесса не возможно. Также, учитывая количество образовательных учреждений, не возможно провести оборудование образовательных учреждений системой экстренного оповещения, в период зимних каникул одновременно.
Просят учесть, что для составления локального сметного расчета на системы экстренного оповещения необходима разработка проектной (рабочей) документации проектной организацией, которая требует длительный срок.
В настоящее время в бюджетах образовательных учреждений на 2018 год не запланированы расходы на оборудование системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Просят установить срок до 10 августа 2019 года, после выделения финансовых средств администрацией Уинского муниципального района.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка») устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. По смыслу данного федерального закона государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной активной жизни в обществе. В соответствии с ч. 2 ст. 4 данного закона государственная политика в интересах ребенка является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка», обязательным является обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка. В ч. 1 ст. 9 данного закона устанавливается, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении, социальном учебно-воспитательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон «О противодействии терроризму»), одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствие с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Часть 1 статьи 296 ГК РФ определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании») действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании», охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Прокуратурой Уинского района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, безопасных условий воспитания и обучения в здании МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина, по адресу: <адрес>, выявлено отсутствие системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1.7. Устава МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина учредителем Школы и собственником ее имущества является муниципальное образование «Уинский муниципальный район», функции и полномочия собственника имущества исполняет администрация Уинского муниципального района (л.д. 17-24).
Здание школы является муниципальной собственностью Уинского района и передано в оперативное управление МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина (л.д. 37).
Постановлением администрации Уинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина включено в перечень мест массового пребывания людей (л.д. 10-11).
В соответствии с п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее – Требования к антитеррористической защищенности), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Исходя из п. 31 Требований к антитеррористической защищенности, система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
В силу п. 32 Требований к антитеррористической защищенности, система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон «Об организации местного самоуправления»), участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичная норма указана в Уставе Уинского муниципального района Пермского края (л.д. 14-18).
По результатам проверки прокуратурой Уинского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина Н направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности, в котором указано, что объекты (территории) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не оборудованы (л.д. 7-8).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Уинского района МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина представлено письмо на представление, в котором указано, что в школе для экстренного оповещения работников и учащихся, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения ЧС предусмотрена пожарная сигнализация и система звукового оповещения «Внимание всем» с помощью системы звонков, которую можно включить из 2 разных мест, а для оборудования отдельной системы оповещения в бюджете школы деньги не заложены (л.д. 9).
Отсутствие систем оповещения в здании МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина отрицательно влияет на комплексную безопасность, пребывающих в нем граждан: учащихся, педагогических работников, сотрудников, родителей. Также не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В силу ст. 9 Федерального закона «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пункт 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об организации местного самоуправления» устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, при этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Соответственно, обязанность по финансированию указанных мероприятий возложена на орган местного самоуправления муниципального района - администрацию Уинского муниципального района Пермского края.
МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина является объектом с массовым пребыванием людей, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности учреждения при указанных обстоятельствах – отсутствие автономной системы оповещения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, существенно нарушает права и законные интересы в области образования неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся и иных граждан, учитывая конституционный принцип приоритета интересов детей, их жизни и здоровья
При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Придя к выводу об обоснованности заявленных требований, суд возлагает на МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина обязанность оборудовать здание по адресу: <адрес>, системой оповещения, а на администрацию Уинского муниципального района возлагает обязанность выделить МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина денежные средства для оборудования системы оповещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Прокурор считает, что обязательство по финансированию образовательного учреждения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, может быть исполнено ответчиком администрацией Уинского муниципального района, а по установке системы оповещения может быть исполнено ответчиком МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств. Суд находит данный срок разумным и соответствующим объему возложенных на ответчиков обязанностей.
Доводы администрации Уинского района об отсутствии денежных средств в бюджете района не могут быть основанием к отказу законных требований прокурора. Законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправление требования по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения указанных выше нормативных актов.
У суда не имеется оснований полагать, что исполнение решения суда МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина в течение трехмесячного срока будет невозможно, поскольку будет нарушен учебный процесс, дата финансирования МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина администрацией Уинского района в настоящее время не известна.
Установление более длительных сроков исполнения решения суда приведет к необоснованному затягиваю исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности детских учреждений.
Вместе с тем, при наличии объективных причин, влекущих невозможность исполнить решение суда администрацией района, либо МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться с заявлением о рассрочке, либо отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика МКОУ «Чайкинская СОШ» им. Л.С. Сибагатуллина, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Уинского муниципального района Пермского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина с целью оборудования в образовательном учреждении системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Возложить на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина обязанность оборудовать учреждение системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Уинского муниципального района Пермского края.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чайкинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Л.С. Сибагатуллина в доход бюджета Уинского муниципального района Пермского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Братчикова Н.А.