№ 2-595/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2017 года с.Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В. единолично,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенно круга лиц к Администрации муниципального образования «Старозятцинское» о возложении обязанности организовать уличное освещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Старозятцинское» о возложении обязанности организовать уличное освещение.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Якшур-Бодьинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по благоустройству территории поселений.
Проведенной проверкой установлено, что на <адрес> уличное освещение не организовано. В связи с этим, в адрес главы муниципального образования «Старозятцинское» (далее - МО «Старозятцинское») было внесено представление от 31.08.2017 № 51-2017 об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, законодательства о безопасности дорожного движения. Указанное представление Администрацией МО «Старозятцинское» не исполнено.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Старозятцинское» к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц).
Согласно п.п. 4.6, 4.6.1, 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Таким образом, обязанность по решению вопросов, связанных с уличным освещением населенных пунктов МО «Старозятцинское» возлагается на Администрацию МО «Старозятцинское».
Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию муниципального образования «Старозятцинское» устранить нарушение требований ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п.п. 4.6., 4.6.1., 4.6.3., 4.6.4., 4.6.5. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221. Обязать Администрацию муниципального образования «Старозятцинское» в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать уличное освещение на <адрес> в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании помощник прокурора Якшур-Бодьинского района УР Глебова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Глава МО «Старозятцинское» Кононова Л.К. исковые требования прокурора признала и пояснила, что в настоящее время ведется работа по организации освещения, заключен договор на оказание услуг по предоставлению возможности размещения оборудования на опорах.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив и проанализировав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Положения статьи 45 ГПК РФ предусматривают право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
предусматривает, что организация освещения улиц относится к вопросам организации благоустройства территории, которое возложено на органы местного самоуправления поселения.
Обязанность по благоустройству территории муниципального образования в части организации освещения улиц также закреплено за муниципальным образованием на основании Устава МО «Старозятцинское» (ст. 7).
Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, то есть вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.
В соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. N 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1); доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3); допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. (п. 4.6.4), отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5).
Отключение уличного освещения в ночное время на тех улицах, где оно предусмотрено, а также отсутствие уличного освещения на улицах, где оно не организовано, нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, в том числе создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Наличие на момент проверки нарушений вышеприведенных требований ГОСТ 50597-93 подтверждается материалами дела, не оспаривалось ответчиком.
Учитывая вышеприведенные нормативно-правовые требования, а также то обстоятельство, что отсутствие освещения на <адрес> создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, что противоречит требованиям Федеральных законов "О безопасности дорожного движения" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований – шесть месяцев, суд находит разумным и достаточным.
Кроме того, при наличии объективных причин невозможности исполнения решения суда в указанный срок, ответчик не лишен права поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенно круга лиц к Администрации муниципального образования «Старозятцинское» о возложении обязанности организовать уличное освещение - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Старозятцинское» в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, организовать уличное освещение на <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Уткина