Дело № 2-495/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Сиваевой О.А.,
при секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,
с участием представителя третьего лица Маслова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Свободного к пограничной службе ФСБ России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на катера в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Свободного обратилась в Свободненский городской суд Амурской области с иском к пограничной службе ФСБ России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами --, в силу приобретательной давности.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ФБУ «Администрация Амурводпуть», Управление образования администрации города Свободного, ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Амурской области».
В ходе рассмотрения дела истец в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд признать право собственности муниципального образования «город Свободный» в лице администрации города Свободного на катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами --, в силу приобретательной давности.
В иске в обоснование заявленных требований представитель истца Орлов Д.В. указал, что в 1996 году Флотилии юных моряков имени С.О. Макарова г. Свободного (в настоящее время МОАУ ДО ДМЦ), бригадой речных кораблей Тихоокеанского флота (--), безвозмездно были переданы речные артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» в количестве двух единиц, бортовые номера -- А в 1999 году войсковой частью -- Дальневосточного регионального управления пограничной службы (--), безвозмездно переданы речные артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» в количестве двух единиц, бортовые номера --
Целью деятельности МОАУ ДО ДМЦ является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам «Юнга», «Юный моряк», «Рулевой сигнальщик», «Моторист», «Старшина катера», к основным задачам учреждения относится военно-патриотическое воспитание детей, основанное на традициях военно-морского флота России.
В соответствии с Уставом МОАУ ДО ДМЦ, его учредителем является муниципальное образование «город Свободный» в лице администрации города Свободного.
С момента приобретения артиллерийских катеров проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- МОАУ ДО ДМЦ использует их в качестве учебного пособия, что подтверждается выписками из учебных программ образовательного учреждения.
Для поддержания надлежащего технического состояния артиллерийских катеров проекта 1204 типа «Шмель» в количестве четырех единиц, учреждением производилась покраска корпуса, внутренних помещений, техническое обслуживание всех механизмов и электрооборудования, что подтверждается договором № -- от -- на проведение ремонтных работ, актом приемки-сдачи отремонтированных объектов от --.
Кроме того, катера состоят на балансе МОАУ ДО ДМЦ.
Таким образом, МОАУ ДО ДМЦ не являясь собственником, с момента приобретения добросовестно, открыто и непрерывно владеет артиллерийскими катерами проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами --, используя их в учебных целях.
Однако, отсутствие права собственности на вышеуказанные суда препятствует муниципальному образованию «город Свободный» в полной мере владеть, пользоваться, распоряжаться ими, нести расходы на их содержание, обращаться за совершением регистрационных действий в органы, осуществляющие государственную регистрацию.
Законный владелец артиллерийских катеров проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- не выявлен. Также указанные катера не состоят на регистрационном учете в Амурской филиале Российского речного регистра.
В соответствии с абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Уточнив требования, в соответствии с п. 3 ст. 218, п. 1 ст. 234 ГК РФ просит суд признать право собственности за муниципальным образованием «город Свободный» в лице администрации города Свободного на катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- в силу приобретательной давности.
Представитель истца – администрации г. Свободного Амурской области Тюрин М.Ю. в судебное заседание не явился, в ранее состоявшемся судебном заседании на требованиях настаивал, просил их удовлетворить по доводам и основаниям, указанным в иске, при этом, указал, что с 1996-1999 годов, добросовестно владея и пользуясь катерами, истец ничего не может зарегистрировать право собственности на них. Не являясь собственником катеров, администрация не может в полной мере распоряжаться ими, поставить на баланс. С данными требованиями истец обратился к пограничной службе ФСБ России, потому как от них были получены катера. Каких либо притязаний других лиц на катера нет. В свою очередь, после признания права собственности на катера, будет произведена их реконструкция, регистрация и эксплуатация.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - директор МОАУ ДО ДМЦ Маслов В.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования, указывая на то, что более 15 лет МОАУ ДО ДМЦ использует катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- в учебных целях. Данные катера были переданы безвозмездно войсковыми частями пограничных служб, которые в настоящее время не существуют, и не могут подтвердить передачу данного имущества. Какие-либо документы, подтверждающие передачу катеров, ввиду прошествии времени не сохранились. В настоящее время проверяющие органы требуют документы, подтверждающие право собственности на корабли, что они представить не могут. Признание права собственности необходимо для реконструкции данных катеров под учебные, последующей их регистрации и затем уже дальнейшего использования в соответствии с целями и задачами МОАУ ДО ДМЦ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне истца - Управления образования администрации города Свободного, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не сообщил. Не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ранее участвуя в рассмотрении дела, представитель третьего лица Орлов Д.В. поддержал заявленные требования истца.
Представители ответчиков – Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Не сообщили суду о причинах своей неявки, не ходатайствовали об отложении дела, не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Возражений по иску не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Амурский филиал Российского Речного Регистра Деров А.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве указал, что артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- на классификационном учете в Амурском филиале Российского Речного Регистра не состояли и не состоят. В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ № 24-ФЗ от 07.03.2001 (статьи 15,16,17), Правилами государственной регистрации судов (пункты 1,14,17), утвержденными приказами Минтранса России от 26.09.2001 --, зарегистрированном Минюстом России 13.11.2001 за -- и учредительными документами Российского Речного Регистра, регситрация судов, ведение официального государственного судового реестра Российской Федерации и подтверждение прав собственности и иных законнывх прав на суда и плавучие объекты на Речной Регистр не возложено. Регистрацию судов, прав собственности и иных законных прав на суда и плавучие объекты в Амурском бассейне внутренних водных путей осуществляется ФБУ «Администрация Амурводпуть».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика - ФБУ «Администрация Амурводпуть» Ярополова Е.С. в судебное заседание не явилась. Ранее участвуя в рассмотрении дела, не возражала против удовлетворения иска, указывая, что ФБУ «Администрация Амурводпуть» является органом регистрации судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре. Регистрация катеров возможна после признания права собственности на них и их реконструкции. Ранее изложенную позицию о подведомственности данного спора Арбитражному суду не поддержала, полагая, что данный спор подведомственен суду общей юрисдикции, исходя из отсутствия экономической составляющей в использовании катеров.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика - ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Амурской области» Ливицин В.С., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В ранее состоявшемся судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца, поддерживая доводы, указанные в отзыве, согласно которому приказом ФСБ России от -- -- ФГКУ в 2005 было образовано «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Амурской области» путем реорганизации в форме разделения государственного учреждения «Краснознаменное Дальневосточное региональное пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации». При этом разделительный баланс, составленный в ходе реорганизации по состоянию на --, положений об обязательственных правах государственного учреждения «Краснознаменное Дальневосточное региональное пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации» к Флотилии юных моряков имени С.О. Макарова города Свободного в отношении указанных артиллерийских катеров проекта 1204 «Шмель» в количестве двух единиц бортовые номера -- – не содержал. В соответствии с ч. 3 ст. 58 ГК РФ (в редакции, действовавшей на --) при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В силу изложенного артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель» в количестве двух единиц бортовые номера -- Пограничным управлением от правопредшественника не принимались, указанное имущество на балансе Пограничного управления никогда не числилось, в реестре федерального имущества не состояло, вещными правами в отношении указанного имущества Пограничное управление никогда не обладало.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области Босенко Е.Н. в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. Представил отзыв, в котором просил рассматривать дело в отсутствие своего представителя. Против удовлетворения судом заявленных требований не возражает. При этом указал, что речные артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- в реестре федерального имущества отсутствуют. Права и законные интересы Российской Федерации рассматриваемым делом не затрагиваются, спор о праве не заявляется.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал им представлять любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для рассмотрения и разрешения дела.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам, которые стороны считают достаточными.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от -- № -- МОАУ ДО «Детский морской центр» включен в Единый государственный реестр юридических лиц. Дата регистрации --. Орган, зарегистрировавший юридическое лицо МОАУ ДО «Детский морской центр», - администрация города Свободного.
В соответствии с Уставом МОАУ ДО «Детский морской центр» утвержденным главой города Свободного Р.В. Каминским, учредителем МОАУ ДО «Детский морской центр» является муниципальное образование «город Свободный» в лице Администрации города Свободного. Отдельные функции Учредителя в соответствии с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления осуществляет Управление образования администрации города Свободного. Целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по дополнительным образовательным программам. Основным предметом деятельности Учреждения является целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Основными задачами учреждения являются: обеспечение духовно - нравственного, гражданско - патриотического, трудового воспитания детей; выявление и развитие творческого потенциала одарённых детей; профессиональная ориентация детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 10 до 18 лет; адаптация детей к жизни в обществе; формирование общей культуры детей; удовлетворение детей в художественно - эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; реализация дополнительных образовательных программ военно-патриотической и гражданской направленности кадетов; обеспечение необходимых условий личностного развития воспитанников; укрепление их здоровья; профессиональное самоопределение личности, создание условий для самореализации; организация содержательного досуга; выявление в процессе занятий наиболее одаренных детей; обеспечение реализации потребностей морских кадетов в получении морских специальностей; создание дополнительных стартовых возможностей для образования и профессиональной деятельности морских кадетов; подготовка к службе Армии и на флоте; оказание помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организация досуговой и внеурочной деятельности по договору с ними; организация и проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместного труда, отдыха детей и родителей (законных представителей).
В план мероприятий по получению разрешительных документов на использование судов проекта 1204 «Шмель», переданных МОАУ ДО «Детский морской центр», утвержденный -- главой администрации города Свободного, входит: обращение в Свободненский городской суд с исковым заявлением о признании судов проекта 1204 «Шмель» в количестве четырех единиц собственностью города Свободного; реконструкция артиллерийских катеров проекта 1204 «Шмель»; оформление разрешительных документов и регистрация учебных судов в Амурском филиале Российского речного регистра.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
В соответствии с п. 2 ст. 131 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Порядок государственной регистрации судов и прав на них установлен Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 (далее КВВТ РФ) и Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 26 сентября 2001 года N 144.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 15 КВВТ РФ суда могут находиться в любой собственности, право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 ст. 16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу ст. 18 КВВТ РФ основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются: акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции; договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельство о праве на наследство; вступившее в законную силу решение суда; свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Приобретение права собственности возможно по основаниям, указанным в гл. 14 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Являясь учредителем МОАУ ДО «Детский морской центр», истец, обращаясь с настоящим иском, просит признать право собственности на катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- в силу приобретательной давности, указывая на добросовестное владение и пользование ими более 15 лет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что артиллерийские катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- (1969-1972 г.г. выпуска), будучи списанными, были переданы в 1996 и 1999 годах МОАУ ДО «Детский морской центр».
Так, из информации Пограничного управления ФСБ России по Амурской области от -- катера проекта 1398 «Б» в количестве трех единиц являются списанными и переданными по договорам безвозмездного пользования Флотилии юных моряков имени С.Л. Макарова г. Свободного Амурской области. Корабли проекта 1204 «Шмель» в количестве четырех единиц являются списанными. Документы о передаче указанных кораблей в Пограничном управлении отсутствуют. Возможности передачи вышеуказанных катеров и кораблей в собственность МОАУ ДО «Детский морской центр» в Пограничном управлении нет, по причине отсутствия их на балансе. Восстановление технических паспортов не представляется возможным, в связи с их фактическим отсутствием в Пограничном управлении.
Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов -- и -- от -- в 1996 году на баланс МОАУ ДО «Детский морской центр» были приняты: артиллерийский катер -- и артиллерийский катер АКа-1204 --.
Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов -- и -- от -- в 1999 году на баланс МОАУ ДО «Детский морской центр» были приняты: артиллерийский катер -- и артиллерийский катер --
Из справки Управления образования г. Свободного от -- -- следует, что по состоянию на 2018 год на балансе МОАУ ДО «Детский морской центр» находятся артиллерийские катера --, --, --, --.
Из договора на ремонтные работы корабля проекта 1204 Флотилии юных моряков г. Свободного -- от -- следует, что войсковая часть 9875, именуемая в дальнейшем «Исполнитель», в лице командира части П., действующего на основании прав по должности, с одной стороны и Управление образования администрации города Свободного в лице начальника Л.., действующей на основании Положения об управлении образования, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили настоящий договор, согласно которому войсковая часть обязуется провести в период с -- по -- ремонт корабля проекта 1204. Стоимость работ по договору, рассчитанной на основании перечня работ, составила 99 212 руб. 49 коп.
Согласно перечню работ на ремонт корабля проекта 1204 Флотилии юных моряков г. Свободного к договору -- «В» от -- должны быть произведены следующие виды работ: замена наружной обшивки днища с набором кормовой части корабля S-11 м2; демонтаж, монтаж пера руля ЛБ-1 шт.; демонтаж, монтаж гребного винта – 2 шт.; демонтаж, монтаж гребного вала ЛБ; демонтаж, монтаж упорного подшипника. Данные работы были выполнены в полном объеме, что подтверждается актом приемки-сдачи отремонтированных объектов от декабря 2005 г., утвержденным командиром войсковой части 9875.
Из договора о шефских связях от -- следует, что настоящий договор составлен между ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции», в лице генерального директора О., с одной стороны и МОАУ ДО «Детский морской центр» в лице директора Б. Предметом договора является совместная деятельность по организации и осуществлению шефских связей между МОАУ ДО «Детский морской центр» и ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» --, оказание технической помощи в ремонте учебных катеров проекта -- типа «Шмель» для поддержания их в технически справном состоянии.
Согласно акту о выполненных работах (оказанных услугах) -- от -- ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» в срок выполнены следующие работы по заказу --: слипование катера, очистка подводной части корпуса от ржавчины пескоструем – 411 м2, замена днищевой обшивки площадью 21 м2, б=4 мм, с 13 по 24 шп., замена набора днищевой части с 13 по 4 шп., монтаж дубляжа подворота обшивы в районе 15 шп., замена и напресовка гребного винта с левого борта, замена уплотнений (прокладок) на съемных листах, окраска надстройки, надводной и подводной части катера, спуск катера.
Согласно справке ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» от -- -- стоимость ремонта катера АК-107, выполненного в 2016 году составило 814 144 рублей.
Из сопроводительного письма от -- № Аф-32.1-0538 следует, что Амурский филиал Российского Речного Регистра направил в адрес директора МОАУ ДО «Детский морской центр» разработанную техническую документацию по теме: «Анализ соответствия судов «АК --», «АК --», «АК --», «АК --» проекта 1204 требованиям ПКПС, как учебных судов с возможностью перевозки персонала возрастом 12-18 лет в количестве 12 человек. Район эксплуатации судна рек Зея».
Таким образом, судом установлено и следует из материалов дела, что с 1996 и с 1999 годов МОАУ ДО ДМЦ по настоящее время добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется недвижимым имуществом - катерами проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами --, как своим собственным, какие-либо притязания на данное имущество со стороны третьих лиц отсутствуют. Перерывов во владении недвижимым имуществом не установлено.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце 1 п. 16 названного Постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу 1 п. 19 этого Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу приведенных норм права, разъяснений вышестоящего суда, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания.
Пунктом 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, условие о добросовестности владения считается установленным, если заинтересованное лицо не смогло опровергнуть презумпцию добросовестности.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестности истца, как при вступлении во владение спорным недвижимым имуществом, так и в последующем, материалы дела не содержат. Истец добросовестно и открыто владеет и пользуется спорным имуществом более 15 лет, несет бремя содержания имущества, сведениями о регистрации спорного имущества за другими лицами, суд не располагает, ответчики своих прав на спорное имущество не заявили, и никто на него кроме истца не претендует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании за ним права собственности на спорное недвижимое имущество в силу приобретательной давности.
Доводы о подведомственности данного спора Арбитражному суду в силу п. 2 ст. 38 АПК РФ, заявленные в отзыве представителя третьего лица ФБУ «Администрация Амурводпуть», суд не может признать состоятельными, исходя из следующего.
На основании ст. 46, ст. 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства, дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса, дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с чч. 1, 2 и 3 ст. 27 АПК РФ к ведению арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 28 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 ГПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 38 АПК РФ иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
В свою очередь, материалами дела установлено, что данный спор не имеет экономического характера, поскольку спорное имущество используется в целях образовательной деятельности, направленной на дополнительное образование детей, на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, а потому не подведомственен арбитражному суду.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск администрации города Свободного к пограничной службе ФСБ России, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на катера в силу приобретательной давности удовлетворить.
Признать право собственности за муниципальным образованием «город Свободный» в лице администрации города Свободного на катера проекта 1204 проектный шифр «Шмель» с бортовыми номерами -- в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.А. Сиваева
В окончательной форме решение принято 14 мая 2018 года.
Копия верна
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.А. Сиваева