Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-65/2021 (2-1358/2020;) ~ М-1436/2020 от 01.12.2020

Дело № 2-65/2021(2-1358/20)                     мотивированное решение

изготовлено 01.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2021 года г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Шевердовой Н.А.,

при секретаре Рахимовой Р.Р.,

с участием:

истца Бердина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда с использованием видеоконференцсвязи гражданское дело

по иску Бердина А.А.

к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области о признании действий (бездействия) незаконными, обязании зачесть время нахождения в учреждении в трудовой стаж, выплатить пособие по безработице,

третьи лица:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области,

Министерство труда и социального развития Мурманской области,

установил:

Бердин А.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее - ФКУ КП-20) об оспаривании незаконных действий (бездействия) ФКУ КП-20, обязании засчитать время нахождения в учреждении в статусе безработного в трудовой стаж и выплатить социальное пособие по безработице. В обоснование своих требований указывает, что <дата> прибыл в ФКУ КП-20, где находился до <дата>. В период с <дата> по <дата> был привлечен к оплачиваемому труду, в период с <дата> по <дата> оплачиваемый труд ему не был предоставлен, данный период не включен в его трудовой стаж как безработного, социальное пособие по безработице не выплачено, что нарушает его конституционные права на труд и защиту от безработицы, а также пенсионное обеспечение, что не соответствует положениям ст. 3 УИК РФ. Указал, что свое желание трудоустроиться выразил указанием в заполняемой анкете своих рабочих специальностей и подачей заявления о предоставлении оплачиваемого труда. Администрация колонии в силу норм действующего законодательства обязана предоставить оплачиваемый труд каждому осужденному, в том числе в отсутствие заявления осужденного о желании работать. Указывает, что администрация учреждения не имела права произвольно изменить его статус «безработного» на статус «нигде не работающего» без его отказа от не менее двух предложенных администрацией вариантов подходящей для него работы. Отмечает, что непредставлением ему оплачиваемого труда, не зачетом времени нахождения в статусе безработного в трудовой стаж, не выплатой пособия по безработице, содержание в статусе «нигде не работающего» без его отказа от не менее двух вариантов работы является нарушением его конституционных прав на труд и защиту от безработицы, пенсионное обеспечение. Просит обязать ответчика засчитать время его нахождения в учреждении в статусе «безработный» с <дата> по <дата> в трудовой стаж, выплатить социальное пособие по безработице за каждый месяц с учетом того, что первые три месяца нахождения в учреждении работал на оплачиваемой работе.

С учетом характера спорных правоотношений определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее - УФСИН России по Мурманской области), в качестве третьих лиц - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области и Министерство труда и социального развития Мурманской области.

В судебном заседании Бердин А.А. принимал участие посредством видеоконференцсвязи с <данные изъяты>, настаивал на заявленных требованиях по указанным в иске основаниям. Дополнительно уточнил требования, указав, что просит признать незаконными действия администрации колонии об отстранении от оплачиваемого труда и непредоставлении ему оплачиваемого труда в период с <дата> по <дата>, так как имеющееся у него заболевание не препятствует выполнению легкого оплачиваемого труда, обязать ответчика засчитать время его нахождения в учреждении в статусе «безработный» с <дата> по <дата> в трудовой стаж, выплатить социальное пособие по безработице. Пояснил, что имеет хроническое заболевание - <данные изъяты>, в связи с чем ему противопоказан тяжелый труд, однако противопоказаний к легкому труду не имеет. С <данные изъяты> он был трудоустроен, в <данные изъяты> находился на листке нетрудоспособности, выписан по выздоровлению, несмотря на это, администрация колонии после закрытия листка нетрудоспособности отстранила его от работы и другой работы в последующем не предоставила.

Представители ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области участия в судебном заседании не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представили отзывы на иск, в которых просили отказать в удовлетворении исковых требований, представители УФСИН России по Мурманской области просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзывах указали, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в силу действующего уголовно-исполнительного законодательства, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Указали, что в период отбывания наказания на основании рапорта главного энергетика, согласованного членами комиссии по привлечению осужденных к труду и приказа ФКУ КП-20 от <дата> Бердин А.А. привлечен к оплачиваемому труду в котельной учреждения в должности <данные изъяты>. В последующем поступило обращение заведующего здравпунктом № 3 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России об освобождении осужденного от работы в связи с обнаруженным заболеванием и рекомендациями врача-терапевта, в связи с чем Бердин А.А. был отстранён от выполнения оплачиваемой работы с <дата> на основании приказа от <дата>. Указали на отсутствие оснований для включения спорного периода работы в трудовой стаж и выплате пособия по безработице.

Представители Министерства труда и социального развития Мурманской области участия в судебном заседании не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представили отзыв на иск, в котором просили рассмотреть дело в свое отсутствие, указали на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований в части признания истца безработным и выплате пособия по безработице, поскольку на основании абз. 6 п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице.

Представители Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области участия в судебном заседании не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представили отзыв на иск, в котором просили рассмотреть дело в свое отсутствие, указали на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований в части включения периода с <дата> по <дата> в статусе «безработный» в трудовой стаж, поскольку в силу действующего законодательства в общий трудовой стаж осуждённого включается фактически проработанное время при выполнении трудовых обязанностей и добросовестном отношении к труду. Также отметили, что за данный период не уплачивались страховые взносы, спорный период работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом положений частей 3, 4, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав Бердина А.А., исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) в соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Согласно п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования.

Статьей 17 указанного Закона предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности, привлекают осужденных к оплачиваемому труду:

1) в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания;

2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы;

3) на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их;

4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессионального обучения осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную настоящим Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

В силу пункта 1 статьи 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Судом установлены, подтверждены материалами дела следующие юридически значимые обстоятельства.

Бердин А.А. приговором Октябрьского районного суда г. Мурманска от <дата> осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима. Начало срока отбывания наказания – <дата>, конец срока отбывания наказания – <дата>.

Постановлением Ловозерского районного суда Мурманской области от <дата> Бердин А.А. переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии <данные изъяты> режима в колонию-поселение.

Постановлением Кандалакшского районного суда Мурманской области от <дата> Бердин А.А. переведен для дальнейшего отбывания наказания из колонии-поселения в исправительную колонию <данные изъяты> режима.

По информации ФКУ КП-20 Бердин А.А. находился в ФКУ КП-20 с <дата> по <дата>.

Согласно заполненной осужденным анкете, Бердин А.А. указал на наличие специальностей – маляр, плотник, кочегар, а также на трудоспособность, способность занять должность маляра, подсобного рабочего.

<дата> <данные изъяты>, младший лейтенант внутренней службы ФИО1 обратился с рапортом к начальнику ФКУ КП-20 о привлечении Бердина А.А. к оплачиваемому труду по должности <данные изъяты> с <дата>. Данный рапорт согласован с начальником отряда, психологом, сотрудниками оперативного отдела и отдела безопасности, сотрудником медицинской части.

Приказом врио начальника ФКу КП-20 от <дата> <номер> «О привлечении осужденных Бердина А.А., ФИО2 к оплачиваемому труду», Бердин А.А. привлечен к оплачиваемому труду по должности <данные изъяты>, с должностным окладом <данные изъяты> руб.

Согласно справке бухгалтерии учреждения, Бердин А.А. за период отбывания наказания был трудоустроен и его заработная плата составила: <данные изъяты> года - <данные изъяты>., <данные изъяты> года - <данные изъяты> руб., <данные изъяты> года – <данные изъяты>., <данные изъяты> года – <данные изъяты>.; отчисления с заработной платы в Фонды производились в полном объеме согласно действующему законодательству.

Как следует из карты учета рабочего времени осужденного Бердина А.А., он являлся нетрудоспособным (больничный лист) в период с <дата> по <дата>, и с <дата> по <дата>.

<дата> заведующим здравпунктом № 3 филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России ФИО3. в адрес врио начальника ФКУ КП-20 направлена служебная записка о необходимости освобождения осужденного Бердина А.А. от должности <данные изъяты> ФКУ КП-20, в связи с обнаруженным заболеванием (<данные изъяты>) и рекомендациями врача –терапевта.

<дата> старшим инспектором ГКБИ и ХО, лейтенантом внутренней службы ФИО4 подан рапорт в соответствии со ст. 103 УИК РФ об отстранении Бердина А.А. от оплачиваемого труда от должности <данные изъяты> по медицинским показаниям (на основании справки медицинской части).

Приказом врио начальника ФКУ КП-20 от <дата> <номер> Бердин А.А. на основании статьи 103 УИК РФ, ст. 127 ТК РФ отстранён от выполнения оплачиваемой работы по медицинским показаниям, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск за период с <дата> по <дата>.

Согласно справке <данные изъяты> ФКУ КП-20 от <дата>, Бердин А.А. не привлекался к оплачиваемому труду с <дата> по <дата> в связи с отсутствием вакантных должностей в штате учреждения персонала из числа осужденных по выполнению хозяйственных работ ФКУ КП-20 в соответствии с его квалификацией, трудоспособностью и медицинскими показаниями.

В соответствии со справкой врио начальника ФКУ КП-20 от <дата>, в период с <дата> по <дата> в ЦТАО учреждения имелись вакантные должности подсобного рабочего на выводном и строительном участках, но в связи с отсутствием больших объемов работ (заказов) трудоустроить осужденного Бердина А.А. в указанный период не представлялось возможным. Из имеющихся у осужденного Бердина А.А. специальностям по профессии <данные изъяты> и <данные изъяты> в штатном расписании ЦТАО ФКУ КП-20 вакансий не имелось.

Согласно положениям абз. 2 ст. 5 ТК РФ трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

В силу ч. 3 ст. 129 УИК РФ труд осужденных, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.

Порядок и условия привлечения осужденных к оплачиваемому труду (продолжительность и учет отработанного времени, оплата труда, порядок удержания из заработной платы осужденных и иное) установлены в главе 14 УИК РФ.

Соответственно, права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу в том объеме, в котором они предусмотрены Трудовым кодексом РФ. При привлечении осужденных к труду осужденные не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по привлечению осужденных к труду трудовыми отношениями применительно к Трудовому кодексу РФ (статья 15) в полной мере не являются.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Согласно ст. 103 УИК РФ, п. 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от <дата> <номер>, осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определенных администрацией ИУ, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем.

В соответствии с «Положением об оплате труда осужденных ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области», утвержденным приказом врио начальника ФКУ КП-20 от <дата> <номер>, труд осужденных регулируется законодательством РФ о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Основанием для привлечения осужденных к труду и перевода на другую работу является рапорт сотрудника, ответственного за объект, и приказ начальника учреждения. Основанием для увольнения осужденных с работы является приказ начальника учреждения (п. 1.4).

Таким образом, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (статья 9 УИК РФ) и обязанность (статьи 11, 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер и не подлежат безусловному регулированию трудовым законодательством

В соответствии с правовой позицией, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014, труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения между осужденным, привлекаемым к труду, и администрацией исправительного учреждения в том понимании, которое закреплено в статье 20 ТК РФ, не возникают.

Таким образом, на осужденных не распространяются требования Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие порядок и условия приема на работу, увольнения с работы, в том числе прекращения трудового договора при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

Бердин А.А., как лицо, осужденное по приговору суда, в силу ст. 103 УИК РФ обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, а также с учетом его пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, при условии наличия рабочих мест.

Ответчиком представлены доказательства привлечения истца к оплачиваемому труду в должности подсобного рабочего (кочегара) по хозяйственному обслуживанию учреждения с <дата> и его отстранения от данной работы <дата> по медицинским показаниям, подтвержденным справкой медицинского работника, в связи с обнаруженным заболеванием (<данные изъяты>) и рекомендациями врача – терапевта. Привлечение к оплачиваемому труду и отстранение от него по медицинским показаниям произведено в соответствии с установленным порядком - на основании приказа начальника учреждения, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск за отработанное время.

Также ответчиком представлены доказательства отсутствия в период с <дата> по <дата> вакантных рабочих мест как на работах по хозяйственному обслуживанию учреждения, так и в центре трудовой адаптации, в соответствии с квалификацией, трудоспособностью и медицинскими показаниями Бердина А.А.

При установленных обстоятельствах, суд полагает, что действия ФКУ КП-20 по отстранению <дата> осуждённого Бердина А.А. от оплачиваемой работы по медицинским показаниям и последующему не привлечению его к оплачиваемому труду в соответствии с его квалификацией, трудоспособностью и медицинскими показаниями ввиду отсутствия вакантных рабочих мест, соответствуют положениям п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 103 УИК РФ, п. 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, являются законными и правомерными.

На основании изложенного, исковые требования Бердина А.А. о признании действий (бездействия) ФКУ КП-20 об отстранении <дата> от работы и не привлечении к оплачиваемому труду с <дата> по <дата> не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 7 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматривая требования истца о выплате ему ответчиком пособия по безработице за период с <дата> по <дата>, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного (п.1). Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п.2).

На основании п.п. 1, 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

В силу абз. 6 п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Таким образом, абз. 6 п. 3 статьи 3 Закона о занятости содержит прямой запрет на признание безработными лиц, которые осуждены к наказанию в виде лишения свободы.

С учетом изложенного, Бердина А.А., осужденного приговором суда к лишению свободы и отбывающего наказание, нельзя отнести к категории граждан, которые могут быть признаны безработными, соответственно, в период отбывания наказания в виде лишения свободы он не имеет права на получение пособия по безработице и включения указанного периода безработицы в трудовой стаж.

Более того, вопросы принятия решений о признании граждан безработными и выплате пособия по безработице, предложении подходящей работы, находятся в компетенции Государственной службы занятости населения, а не органов, исполняющих уголовные наказания.

В связи с этим, доводы Бердина А.А. о том, что администрация учреждения не имела права произвольно изменить его статус «безработного» на статус «нигде не работающего» без его отказа от не менее двух предложенных администрацией вариантов подходящей для него работы, основан на неправильном понимании законодательства о занятости.

На основании изложенного требования Бердина А.А. об обязании ответчика выплатить ему пособие по безработице с <дата> по <дата> и включить указанный период в общий страховой стаж не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 УИК РФ время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа. Решение администрации исправительного учреждения может быть обжаловано осужденным в суд.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ «О страховых пенсиях») под страховой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 данного Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 УИК РФ в общий трудовой стаж засчитывается время привлечения осужденных к оплачиваемому труду.

Поскольку Бердин А.А. в период отбывания наказания в ФКУ КП-20 с <дата> по <дата> не привлекался к оплачиваемому труду, за этот период за него не производилась уплата страховых взносов, он не являлся безработным в соответствии с Законом о занятости населения, оснований для возложения на ответчика обязанности по включению данного периода в страховой стаж не имеется, требования Бердина А.А. в этой части не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 20 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ <░░░░> ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-65/2021 (2-1358/2020;) ~ М-1436/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бердин Александр Александрович
Ответчики
УФСИН России по Мурманской области
ФКУ КП-20 УФСИН России по Мурманской области
Другие
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области
Управление государственной службы занятости населения Мурманской области
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Шевердова Н.А.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
01.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2020Передача материалов судье
07.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
01.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее