РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Отрадненский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Петрова В.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО3 к судебному приставу - исполнителю ОСП Отрадного УФССП России по <адрес> ФИО2, УФССП России по <адрес>, об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю ОСП Отрадного УФССП России по <адрес> ФИО2, УФССП России по <адрес>, об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя.
В обоснование своих требований административный истец указал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № вс № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Судебным участком № судебного района <адрес> о взыскании с ФИО3 в пользу взыскателя <данные изъяты> рублей.
Административный истец указывает, что не получал от судебного пристава-исполнителя ФИО2 ни одного исполнительного документа по делу, и смог ознакомился с ними лишь ДД.ММ.ГГГГ записавшись на приём в ОСП <адрес>.
В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены действия, с которыми не согласен административный истец.
Было принято постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) № от 16,03.2021, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вынесла Постановление о взыскании исполнительского сбора №, что нарушает положения части 1 ст. 112 «ФЗ № 229-ФЗ» в связи с неистечением срока установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В пункте 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Министерства юстиции.
Считает незаконными все постановления вынесенные ФИО2 в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просит суд признать незаконными следующие постановления судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП по <адрес> ФИО2, вынесенные по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ: постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации № отДД.ММ.ГГГГ; постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) № от ДД.ММ.ГГГГ; постановление о взыскании исполнительского сбора № от ДД.ММ.ГГГГ, все постановления о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, все постановления об обращении взыскания на денежные средства в иностранной валюте при исчислении долга в рублях.
Просит суд признать действия судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП по <адрес> ФИО2 по вынесению перечисленных в п.1 постановлений незаконными.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по обстоятельствам, аналогичным изложенным в административном исковом заявлении
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП по <адрес> ФИО2 административные исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика – УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представил. О времени и месте судебного заседания административный ответчик извещен надлежащим образом.
Информация о месте и времени рассмотрения административного дела размещена на сайте otradnensky.sam.sudrf.ru Отрадненского городского суда <адрес> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Учитывая надлежащее извещение неявившегося административного ответчика о времени и месте судебного заседания, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – представитель <данные изъяты>» ФИО5 пояснила, что исполнительный лист в отношении ФИО3 был направлен в ОСП. С ОСП ими получено постановление об исполнении производства. По отношениям с ФИО3 сообщает, что отправляемую ими почтовую корреспонденцию ФИО3 не получал. С доводами судебного пристава согласна.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов отделено от судов и передано в функцию исполнительной власти - Федеральной службе судебных приставов, специально созданной для обеспечения установленного порядка деятельности судов Российской Федерации и принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, вступивших в законную силу Положения статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Также в данной статье указан перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов. При этом выбор определенных исполнительных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с данной нормой права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя, который им и реализован.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отделение судебных приставов <адрес> УФССП по <адрес> от взыскателя ООО <данные изъяты> заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании исполнительного листа ВС № от № выданного Судебным участком № судебного района <адрес> о взыскании задолженности по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, срок предъявления документа к исполнению не истек.
На основании ст. 30 того же закона, 09.03.2021г. судебным приставом-исполнителем ФИО2 было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено сторонам исполнительного производства по адресу указанному в исполнительном документе. В адрес ФИО3: <адрес> от № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о неполучении им почтовой корреспонденции в рамках исполнительного производства №-ИП, поскольку ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обязывает лицо, в отношении которого возбуждено исполнительное
производство сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. При отсутствии такого сообщения повестка, иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица и оно считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуги исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, может извещаться посредством передачи ему короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи при наличии его согласия.
Согласно части 12 статьи 30 данного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 названного федерального закона, если иное не установлено этим федеральным законом.
Сведения об оплате задолженности в установленный для добровольного исполнения требований в срок ДД.ММ.ГГГГ адрес Отделения судебных приставов <адрес> не поступали.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» у должника есть 5 - дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера.
Постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 2772,04 рублей также направлено по известному адресу : <адрес> от 08.04.2021г. почтовой корреспонденцией исх 63019/21/50712.
Согласно ч.5 ст 112 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона; при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава -исполнителя о взыскании исполнительного сбора; по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходовпо совершению исполнительских действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа; по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты; по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ; по запросу центрального органа о розыске ребенка; по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утвержденными Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита.
Основываясь на данной статье, следует, что основания для не вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора имущественного характера отсутствуют.
Как пояснил в судебном заседании административный ответчик постановление о временном ограничении на выезд ФИО3 было вынесено ДД.ММ.ГГГГ ошибочно. Постановление было отменено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 101 ФЗ - № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» отсутствуют основания для не вынесения постановления об обращении взыскания на пенсию, т.к на ДД.ММ.ГГГГ задолженность не была оплачена. Квитанции об оплате предоставлены не были. Добровольный срок для исполнения требований истек ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с частью 2 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исполнительном производстве» после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем применяются меры принудительного исполнения. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Согласно части 2статьи 98 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии или недостаточности у должника заработной платы или иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Так ДД.ММ.ГГГГ после истечения срока для добровольного исполнения требований, направлено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящихся в банке или иной кредитной организации в «Поволжский банк <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ на депозитный счет отделения <адрес> поступили денежные средства в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ денежные средства распределены и перечислены взыскателю ООО «<данные изъяты>
Согласно ст 70 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Судом установлено, что административным ответчиком совершались необходимые исполнительные действия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, с целью исполнения требований исполнительных документов, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ФИО2
Суд полагает, что комплекс мер по исполнению решения суда административным ответчиком принимался с учетом обстоятельств дела.
Положениями статей 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" гражданину, организации, иным лицам предоставлено право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам возлагается на должностных лиц службы судебных приставов, вынесших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"), действовавшего на время совершения оспариваемых действий (бездействия), судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Не установив нарушений закона, повлекших нарушение прав административного истца административным ответчиком, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на существо рассматриваемых административных требований, а направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и основаны на неверном толковании норм права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 к судебному приставу - исполнителю ОСП Отрадного УФССП России по <адрес> ФИО2, УФССП России по <адрес>, об оспаривании действий судебного пристава – исполнителя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.А.Петров