Гражданское дело № 2-2687/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2014 г г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи С.В. Щербаковой,
при секретаре судебного заседания Л.А. Кузьминой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
В. на действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области,
У С Т А Н О В И Л :
В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области по признанию недействительной записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от -- о прекращении В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Признать незаконной и отменить запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от -- о признании недействительной записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 6 -- о прекращении В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Признать незаконным и отменить Свидетельство от -- о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Свои требования податель жалобы мотивирует следующим.
-- сотрудниками Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области в отношении В. было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в соответствии с которым В. была выставлена задолженность по страховым взносам пеням и штрафам в сумме -- рублей.
В связи с неисполнением данного требования -- ГУ УПФ РФ в -- вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) № --, в соответствии с которым взыскание задолженности по страховым взносам производится за счет имущества В.
На основании данного постановления 3 -- в отношении В. возбуждено исполнительное производство.
В. узнала о задолженности по страховым взносам только от судебного пристава после возбуждения исполнительного производства.
В. с -- прекратила деятельность в качестве Индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от --. ОГРН записи 413280706500059.
После обращения в Пенсионный фонд заявителю сообщили, что она является индивидуальным предпринимателем и ее деятельность не прекращена.
Заявитель обратилась с заявлением в налоговый орган, с просьбой пояснить, на каком основании она не снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя.
Из письма МИ ФНС -- от -- заявителю стало известно, что после выдачи свидетельства, -- из Пенсионного фонда в налоговую инспекцию поступил ответ о не предоставлении В. в Пенсионный фонд сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и на основании Федерального закона «О Государственной регистрации юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей» запись от -- о прекращении деятельности признана недействительной.
В ответе налогового органа содержится информация о том, что свидетельство от -- -- было направленно заявителю почтой и возвращено на Свободненское ОСП в связи с тем, что истек его срок хранения. До настоящего времени данное свидетельство В. не получила и с ним не ознакомилась.
Податель жалобы считает, что ответчик не вправе в одностороннем порядке признавать свидетельство недействительным и отменять запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В судебном заседании податель жалобы В. участия не принимала. О дате и времени рассмотрения жалобы была извещена заблаговременно и надлежащим образом. Не просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель В. - ФИО4, действующий по доверенности от 26 мая 2014 года, доводы жалобы поддержал на тех же основаниях.
Представитель органа, действия которого обжалуются - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области специалист – эксперт правового отдела ФИО5, действующая по доверенности от -- с доводами жалобы не согласилась, считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.
27.02.2013г. в инспекцию от В. было представлено заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме № Р26001 и квитанция об оплате госпошлины.
Для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимы следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме,
утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти;
б) документ об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного
фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6
и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи
9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В
случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем,
указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по
межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным
органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» было разработано программное обеспечение, реализующее взаимодействие налоговых органов и территориальных органов Пенсионного фонда РФ с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в части получения сведений, подтверждающих представление в территориальные органы ПФР сведений в соответствии с ФЗ № 27 - ФЗ от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с данным законом в день поступления заявления по форме № P26001 системой (СМЭВ) автоматически был направлен запрос в Пенсионный фонд РФ.
Однако запрос инспекции системой СМЭВ был не отработан в связи с технической ошибкой (электронная карточка системы СМЭВ прилагается).
В случае возникновения технических сбоев программного обеспечения налоговым органом используется ранее установленная система обмена.
В этой связи, инспекцией на третий рабочий день, после представления заявления № Р26001 04.03.2013 был направлен запрос в Пенсионный фонд РФ (г. Свободный) за номером 06-20/01790 о предоставлении документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (электронная карточка электронной почты прилагается).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - ФЗ № 129) государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
06.03.2013 г. инспекцией в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого решения, присвоен ГРНИП 413280706500059. На момент регистрации документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, в инспекцию не поступил.
11.03.2013 из Пенсионного фонда РФ поступила справка о том, что В. страхователем-работодателем не представлены сведения в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ (копия справки прилагается).
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ № 129 внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Поэтому инспекцией 11.03.2013 было принято решение о признании недействительной записи от -- о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО6
В соответствии п. 4.2. Порядка включения сведений о постановке на учет в налоговом органе в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденного Приказом ФНС от 12.12.2005 № САЭ-3-09/667@ налоговый орган вносит запись о внесении в ЕГРИП изменений. Свидетельство и выписка из ЕГРИП направляется по заявленному месту нахождения лица.
В соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ № 129 свидетельство от 11.03.2013 г. о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о признании недействительной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и выписка из Единого государственного реестре индивидуальных предпринимателей -- г. исх. № -- направлено по адресу регистрации В. : --, который указан как адрес регистрации В. по месту жительства в представленном ею заявлении на государственную регистрацию от -- и копии паспорта на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме этого, данный адрес был указан В. в квитанции об уплате государственной пошлины представленной с заявлением по форме № Р26001 от 27.02.2013г.
Согласно данных сайта ФГУП «Почта России» и ответа Свободненского Почтамта от 30.06.2014 (по запросу инспекции от 24.06.2014 № 06-21/2327) указанное почтовое отправление возвращено на Свободненское ОСП, в связи с тем, что истек срок его хранения. Хранение невостребованных почтовых отправлений осуществляется в течение 6 месяцев.
По определению суда от -- к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, было привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области.
В судебном заседании представитель третьего лица – юрисконсульт Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области ФИО7 считает жалобу В. на действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области необоснованной, так как действия инспекции по внесению записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от -- года о признании недействительной записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от -- года о прекращении В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя были правомерными, поскольку при прекращении деятельности В. в качестве ИП не было предоставлено сведений из Пенсионного фонда, и внесение записи в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве ИП В. , было преждевременным.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что она состоит в должности начальника отдела персонифицированного учёта Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области. -- от ИП В. Пенсионный фонд получил отчёт за 2012 год с буквой «Л». Однако, для того, чтобы сняться с учёта работодателя, В. должна была подать заявление о снятии её с учёта в качестве работодателя, буква «Л» на отчёте не означает ликвидацию предприятия.
Изучив доводы заявителя, возражения органа, действия которого обжалуются - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области, доводы третьего лица - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решении или совершили оспариваемые действия (бездействия), а обязанность доказать факт нарушения своих прав возлагается на заявителя.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами то, что податель жалобы В. с -- была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
-- в инспекцию от В. поступило заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием ею решения о прекращении данной деятельности, а также квитанция об оплате государственной пошлины.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Согласно свидетельства формы № -- от -- о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с выпиской №-- из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на дату -- года, в наименовании показателя п.11 сведения, внесённая в ЕГРИП запись -- о прекращении В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, признана ошибочной.
Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, сформированным по состоянию на -- года, запись от -- о внесении в ЕГРИП сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения, признана ошибочной по решению регистрирующего органа, т.е. по решению налоговой инспекции.
Согласно этой же выписки -- запись за № -- внесении сведений в ЕГРИП о прекращении физическим лицом (В. ) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения, признана недействительной в связи с не предоставлением необходимого пакета документов.
Как пояснила в судебном заседании представитель налоговой инспекции ФИО5, запись о прекращении деятельности В. в качестве индивидуального предпринимателя, была внесена в ЕГРИП преждевременно и ошибочно, поскольку на момент внесения записи в ЕГРИП -- ( в установленный законом пятидневный срок со дня поступления заявления от ИП) в налоговую инспекцию по запросу не были предоставлены сведения из Пенсионного фонда РФ. Ответ из пенсионного органа в налоговую инспекцию о том, что В. страхователем –работодателем не представлены сведения, поступил лишь -- года, Поэтому внесённая ошибочно -- в ЕГРИП запись о прекращении физическим лицом В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения, -- была аннулирована, т.е. признана недействительной.
В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года, государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из перечисленных норм закона следует, что понятие «техническая ошибка» закон использует только в случае внесения исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи.
Поэтому ссылка налоговой инспекции на техническую ошибку при внесении первой записи о регистрации прекращения деятельности в качестве ИП В. , как на основание внесения оспариваемой второй записи от -- года, несостоятельна, поскольку судом установлено, что причиной внесения второй записи было получение регистрирующим органом сведений из Пенсионного фонда РФ о том, что ИП В. в пенсионный орган не было предоставлено сведений.
Поэтому законных оснований признавать внесённую запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от -- о прекращении В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер -- ошибочной, т.е. считать эту запись технической ошибкой у налогового органа не было.
Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрено аннулирование и признание недействительными записей, внесённых в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Проанализировав все установленные в ходе судебного заседания обстоятельства, суд считает, что оспариваемые действия регистрирующего органа по признанию недействительной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя В. и внесение указанной записи в ЕГРИП, противоречат закону.
Руководствуясь ст.ст. 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу В. удовлетворить.
Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Амурской области по признанию недействительной записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей от 06 марта 2013 года о прекращении В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер -- незаконными.
Запись за государственным регистрационным номером --, внесённую в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о признании записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя В. от -- недействительной, отменить.
Свидетельство за государственным регистрационным номером -- о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о признании записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя от -- недействительной, признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Свободненского городского суда - С.В. Щербакова