гражданское дело № 2-1576/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2016 года г.Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Антоненко К.Г.,
с участием прокурора Енисейской межрайонной прокуратуры Насибулиной В.Р., действующего по поручению Ачинского транспортного прокурора,
при секретаре Пилипенко Ю.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту - ОАО «РЖД») о возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», выявлены нарушения в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Абалаково, которая принадлежат на праве собственности ОАО «РЖД» и находится на балансе Красноярской дирекции управления движением. Указанная станция внесена Сибирским управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтранса информации в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры ДД.ММ.ГГГГ, о чем в адрес ОАО «РЖД» направлено соответствующее уведомление. С момента получения данного уведомления у ОАО «РЖД» возникла обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости железнодорожной станции Абалаково, что ответчиком не исполнено. На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор просит обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Абалаково, а именно: направить результаты оценки уязвимости для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (л.д.2-5, 124-127).
В судебном заседании Енисейский межрайонный прокурор Насибулина В.Р., действующая по поручению Ачинского транспортного прокурора заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направил, сведений о причинах неявки и рассмотрении дела в отсутствие такового не представил. Вместе с тем, возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что ОАО «РЖД» в должной и достаточной мере предпринимает все действия, необходимые для обеспечения проведения оценки уязвимости железнодорожной станции Абалаково, представил договор возмездного оказания услуг № по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры куда входит в том числе железнодорожная станция Абалаково. Согласно аукционной документации определен конечный срок оказания потребителем аукциона услуг по оценке уязвимости – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-50).
Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание, что ответчик ОАО «РЖД», извещенный о заявленных к нему исковых требованиях, в судебное заседание представителя не направил, об уважительных причинах неявки не сообщал, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие такового не обращался, а также с учетом позиции прокурора, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд полагает возможным разрешить спор в порядке, предусмотренном главой 22 ГПК РФ (заочное производство).
Третье лицо – Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирское территориальное управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направило, сведений о причинах неявки не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие такового не просило. В письменном отзыве на исковое заявление указало на несостоятельность довода о том, что оценка уязвимости железнодорожной станции Абалаково не проведена ввиду решения вопроса по выделению лимитов денежных средств на заключение договора, поскольку такая обязанность должна быть исполнена в силу закона (л.д.130-133).
С учетом положений ст.167 ГПК РФ и мнения прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав позицию прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ (в редакции от 06 июля 2016 года) «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч.1).
Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 указанного Федерального закона к числу задач обеспечения транспортной безопасности относятся в том числе оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (п.6 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В силу ч.1 ст.4 данного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами
Согласно ст.5 Федерального закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (ч.2).
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч.3).
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О транспортной безопасности» категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч.3).
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч.3).
Статьей 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч.1).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (ч.2).
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч.4).
Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08 февраля 2011 года №43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 5.7 и 5.8 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и/или ТС) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года №34 согласно которому план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее – План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее – компетентный орган) (п.2). План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции (п.3).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ железнодорожная станция Абалаково – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры за №, о чем в адрес ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ направлено соответствующее уведомление (л.д.24).
Согласно Уставу ОАО «РЖД» основной задачей общества, в числе прочего, является обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу (л.д.8-10).
Проведенной Ачинской транспортной прокуратурой проверкой исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объектах Красноярской дирекции управления движением – структурное подразделение Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» установлено, что ОАО «РЖД» не обеспечило в установленные сроки проведения оценки уязвимости железнодорожной станции Абалаково, утверждение результатов оценки в установленном порядке, в том числе путем заключения с аккредитованной специализированной организацией публичного договора на оказание соответствующих услуг.
Из представленного договора возмездного оказания услуг № по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры куда входит, в том числе, железнодорожная станция Абалаково следует, что конечный срок оказания услуг по оценке уязвимости определен ДД.ММ.ГГГГ (п.1.4 указанного Договора) (л.д.96).
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, принимая во внимание, что у ОАО «РЖД», как у субъекта транспортной инфраструктуры, возникла обязанность в течение трех месяцев с момента получения уведомления о внесении железнодорожной станции Абалаково в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, а в дальнейшем направить результаты оценки уязвимости для утверждения в уполномоченный орган и реализовать его, учитывая, что ответчиком данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Абалаково, а именно: направить результаты оценки уязвимости для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Как следует из положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая позицию прокурора, а также нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности, которые создают угрозу причинению вреда жизни и здоровью человека, заключенный ответчиком договор по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, суд считает возможным установить срок для исполнения – в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая, что указанный срок является разумным и не противоречит требованиям закона.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в силу положений ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском, государственная пошлина в размере <.....> (п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ) подлежит взысканию с ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход муниципального образования Енисейский район.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Абалаково, а именно: направить результаты оценки уязвимости для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета муниципального образования Енисейский район государственную пошлину в размере <.....>.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья К.Г. Антоненко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.