Подлинник 24RS0046-01-2019-000275-67 дело №2-1602/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года
Свердловский районный суд г.Красноряска в составе:
председательствующего судьи Куликовой А.С.
при секретаре Кандрусевич М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Н. Н.евны к администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права на внеочередное получение жилья на условиях социального найма, обязании совершить действия,
Установил:
Истец обратилась в суд с настоящим иском к Администрация Свердловского района г. Красноярска, с учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма, обязать администрацию Свердловского района г.Красноярска включить истца и члена ее семьи в списки на получение жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке. Требования мотивированы тем, что решением Свердловского суда г.Красноярска от 11.04.2013 года за Ивановой Н.Н. признано право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение сгорело в результате пожара, ДД.ММ.ГГГГ решением межведомственной комиссии вынесено заключение о признании квартиры № № в жилом доме по <адрес> в <адрес> непригодной для проживания. Истец иного жилья не имеет. Обратилась с заявление в администрацию Свердловского района г.Красноярска о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Решением УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ №-м истец и член ее семьи – Иванов В.М. признаны малоимущими. После чего истец повторно обратилась к ответчику с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения. Распоряжением администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Иванова Н.Н. и состав ее семьи – 2 человека включены в единый список граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставленному по договору социального найма.
По итогам заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Ивановой Н.Н. отказано во включении в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Истец полагает, что она имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку в жилом помещении по адресу: <адрес> она приобрела право пользования на условиях социального найма в силу положений норм ЖК РСФСР, норм ЖК РФ.
В судебном заседании истица Иванова Н.Н., ее представитель Агапов В.Д. по доверенности требования поддержали и дали суду пояснения по существу иска.
Ответчик – администрация Свердловского района г.Красноярска, в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом. суду представили мотивированный отзыв на иск ( приобщен к делу с приложенными документами).
Третьи лица – администрация г.Красноярска, ФГУП «Почта России», УСЗН администрации Свердловского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.
Дело судом рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав истца и ее представителя, возражения ответчика на иск, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно п. 3 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в частности, из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего на период спорных отношений) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно с ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, на регистрационном учете в спорном жилом помещении истица Иванова Н.Н. состоит с 1978 г., ее сын Иванов В.М. – с 1983 г.
Спорное жилое помещение предоставлено истцу в связи с трудовыми отношениями с ФГУП «Почта России».
Из материалов дела усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, числится в реестре федерального имущества, закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России», что подтверждается распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, уставом ФГУП «Почта России», выпиской из реестра федерального имущества.
Жилое помещение № по <адрес> в <адрес> не числится в реестре муниципального жилищного фонда.
С момента предоставления спорного жилого помещения Иванова Н.Н. проживала в нем.
Согласно акта о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> сгорел, в том числе и <адрес> является непригодной для проживания, что подтверждается технически заключением.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение <адрес> в <адрес> признана непригодной для проживания.
Распоряжением администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу квартира №№ по ул.<адрес> в <адрес>.
Решением УСЗН администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Иванова Н.Н., ее сын Иванов В.М. признаны малоимущими.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ указано, что распоряжением администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Иванова Н.Н., Иванов В.М. поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма.
На заявление Ивановой Н.Н. администрацией Свердловского района г.Красноярска дан ответ ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления жилья во внеочередном порядке с признанием занимаемого Вами жилого помещения непригодным для проживания, из которого следует, что распоряжением администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, составом семьи 2 человека истица и ее сын, включены в единый список граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.1.ч.1 ст.51 ЖК РФ ( так как не являетесь членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не являетесь собственником жилого помещения, членом семьи собственника).
Из документов учетного дела усматривается, что решением исполкома Кировского районного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № квартира №№ дома № № по ул.<адрес>, утверждена служебной квартирой 54-го почтового отделения связи.
Дом № № по ул. <адрес> числится в реестре федерального имущества и закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России». Квартира № предоставлена истцу в связи с трудовыми отношениями с филиалом ФГУП «Почта России».
Жилищным законодательством не предусмотрено право граждан на получение жилья по договору социального найма при прекращении договора найма служебного жилого помещения, в том числе в случае признания такого жилья непригодным для проживания.
Решение жилищной комиссии распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано во включении в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке.
Также судом установлено, что истица состояла в трудовых отношениях с ФГУП «Почта России» в период с 1978 года по 2007, что подтверждается копией трудовой книжки, уволена по собственному желанию ( копия приобщена к делу).
Также судом установлено, что после пожара временное жилое помещение истцу не предоставлено, проживает в арендуемом жилом помещении, признана малоимущей, иного жилого помещения на праве собственности не имеет.
Анализируя представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 13 названного Закона предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения были определены ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им жилое помещение, не менее десяти лет, а также лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников.
Суд, установив фактические обстоятельства дела на основании оценки совокупности представленных по делу доказательств, применяя положения норм материального права, регулирующие спорное правоотношение, приходит к выводу что Иванова Н.Н. и ее сын как член ее семьи занимали <адрес> в <адрес> в многоквартирном жилом доме, при этом в служебную квартиру вселены администрацией почтамта связи с трудовыми отношениями Ивановой Н.Н. с данной организацией, возникшими до введения в действие с ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая вопрос об отнесении истца к категории лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 13 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, суд установил, что Иванова Н.Н. на ДД.ММ.ГГГГ проработала на почтамте, предоставившем ей квартиру по <адрес>2, более 10 лет, при этом Иванова Н.Н. и члены ее семьи, в том числе сын в соответствии с положениями действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РСФСР были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своей работы в отделении почтамта, в связи с чем, в порядке очередности на общих основаниях на Иванову Н.Н. и состав семьи – 2 человека (также истицу) была выделена <адрес>, уволена с предприятия в 2007 г.
Указанный факт не может влиять на жилищные права истца, поскольку истица до ДД.ММ.ГГГГ приобрела право состоять на учете нуждающихся в жилье, поскольку ни она, ни члены ее семьи не имели и не имеют ни в собственности, ни в социальном найме иных жилых помещений, кроме <адрес> в <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Иванова Н.Н. и ее сын обладали статусом лица, названного в пункте 6 статьи 108 ЖК РСФСР, как лицо проработавшее на предприятии, предоставившим ей служебное жилое помещение, более 10 лет, и в настоящее время истица имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поэтому к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, следовательно, истица приобрела право на установленные ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ дополнительные гарантии.
Договор найма служебного жилого помещения не носил временного характера, поскольку по его условиям жилое помещение предоставлялось истице и членам ее семьи в бессрочное пользование.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что истица вселена в жилое помещение по <адрес> на законных основаниях, приобрела право пользования жилым помещением по <адрес> на условиях социального найма.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина в установленном законом порядке малоимущим и его нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года N 376-О-П, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений на условиях социального найма малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Конституционный Суд РФ в Определении от 03.11.2009 года N 1368-О-О отметил, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, носит исключительно компенсационный характер, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Разрешая заявленные требования суд, давая оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применяя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего в период вселения истца в жилое помещение) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 ЖК РСФСР).
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, согласно п. 12 которых включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего при предоставлении спорного жилого помещения истцам) было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из положений ст. ст. 28 - 31, 33. 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР следовало, что основанием предоставления гражданину жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Суд исходит из того, что действующим законодательством истцу предоставлено право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку имеется совокупность условий, предусмотренных действующим законодательством для его возникновения: Иванова Н.Н. в установленном законом порядке признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, а жилое помещение, в котором она ранее проживала по адресу: <адрес> - непригодным для проживания.
Суд при этом исходит из того, что предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди обоснованно не устанавливает срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, поскольку исходя из положений ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ следует, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Н. Н.евны к администрации Свердловского района г. Красноярска о признании права на внеочередное получение жилья на условиях социального найма, обязании совершить действия, - удовлетворить.
Признать за Ивановой Н. Н.евной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу:<адрес> на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение судом принято 29 августа 2019 года.
Председательствующий
Судья: Куликова А.С.