Дело №2а- 4379/2018 24 декабря 2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд города Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гучинского И.И.,
при секретаре Филатовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Петрова В.Н. к призывной комиссии МО «пос. Шушары», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт- Петербурга» об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, и просит: признать незаконным и отменить решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского МО Санкт- Петербурга пос. «Шушары», от 12.07.2018г. о признании Петрова В.Н. лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование исковых требований указывает, что 12.07.2018г. призывная комиссия, осуществляющая призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского МО Санкт- Петербурга пос. «Шушары» на основании абз. 8 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», истца Петрова В.Н. зачислила в запас по достижению 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяется Разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №663.
Для заключения о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву не имея на то законных оснований, необходимо одновременно выполнение двух обязательных условий:
Гражданин до достижения им возраста 27 лет не прошел военную службу по призыву, за исключением оснований, предусмотренных пп.1 и2 подп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии;
С 1 января 2014г. до достижения гражданином возраста 27 лет он состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
До достижения возраста 27 лет не прошел военную службу по призыву.
С 04.03.2010г. административный истец состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Апатиты Мурманской области, был лицом, обязанным состоять на воинском учете, и был лицом, подлежащим призыву на военную службу.
Осенью 2012г. ему была предоставлена отсрочка до конца 2015г. на период обучения в аспирантуре ФГБУ науки Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева Кольского научного центра РАН Российской академии наук, город Апатиты Мурманской области.
В конце января 2014г. при действующей отсрочке снялся с воинского учета в военном комиссариате города Апатиты Мурманской области, поскольку выезжал за пределы Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев. Его удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу № 0 с отметкой о снятии с воинского учета, было изъято военным комиссаром города Апатиты Мурманской области и было приобщено к его личному делу призывника (п. 23 приложения №9 к Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007г №400).
Прибыв на территорию Российской Федерации, в конце января 2018г. административный истец прибыл в отдел военного комиссариата г. Санкт- Петербурга по Колпинскому и Пушкинскому районам (по постоянному месту жительства) с целью постановки на воинский учет. 12.07.2018г. призывная комиссия, осуществляющая призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского МО Санкт- Петербурга пос. «Шушары», вынесла оспариваемое решение о признании административного истца лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то за законных оснований.
Таким образом, с 01.01.2014г. по конец января 2014г. не прошел военную службу по призыву на основании ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; с конца января 2014г. до достижения возраста 27 лет административный истец не состоял ( не обязан был состоять) на воинском учете и не подлежал призыву на воинскую службу согласно п. 1 ст. 10, п.1 ст. 8 и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а, значит, согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №663, оснований, признать административного истца лицом, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, нет.
Административный истец Петров В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, от него имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики: призывная комиссия МО Санкт- Петербурга «пос. Шушары», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт- Петербурга», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ранее представителем ФКУ «Военный комиссариат города Санкт- Петербурга» было подано письменное возражение на административное исковое заявление, в котором административный ответчик заявленные требования не признает, просит в их удовлетворении административному истцу отказать.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу его статей 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 19 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О воинский обязанности военной службе», подпункта «г» пункта 50 раздела IX Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу. Согласно пункта 34 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
С учетом приведенного правового регулирования юридически значимые обстоятельства оснований для освобождения от прохождения военной службы должны иметь место после 1 января 2014 года.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 01.01.2014 г. связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
Петрову В.Н. исполнилось 27 лет 23.12.2017 года. Петрову В.Н. решением призывной комиссии от 02.11.2012 г., протокол № 0(12/164) была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 31.10.2015 г. (стр. 3 оборот копии л/д).
Доводы административного истца о том, что в период с 01.01.2014 по конец января 2014 и с конца января 2014 по достижение 27 летнего возраста он не обязан был состоять на воинском учете противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с требованиями п. 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Поскольку Петров В.Н. переехал в Санкт-Петербург из другого субъекта Российской Федерации на срок более 6 месяцев, он в силу закона обязан был явиться в военный комиссариат по месту пребывания (в данном случае, военный комиссариат Колпинского и Пушкинского районов) для постановки на воинский учет. Однако, требования законодательства по воинскому учеты гражданином не было выполнены. В период с 01 01.2014 года по 23.12.2017 года Петров В.Н. подлежал воинскому учету как гражданин, не пребывающий в запасе и подлежащий призыву на военную службу, и должен был состоять на воинском учете призывников.
В период с 2012 года административный истец разыскивался военным комиссариатом Мурманской области (стр. 20, 20 оборот, 23 оборот, 24 оборот, 25 оборот, 26, 26 оборот, 27-35 оборот копии л/д).
В военный комиссариат Колпинского и Пушкинского районов города Санкт- Петербурга административный истец прибыл только после достижения им возраста 27 лет.
По результатам медицинского освидетельствования от 12.07.2018 года был признан годным к военной службе.
Заключением призывной комиссии от 12.07.2018 года, протокол № 0 Петров В.Н. зачислен в запас в соответствии с абз.8 п.1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», по достижении 27 лет, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований (стр. 36 оборот, 37 копии л/д).
Категории лиц, которые освобождаются от призыва на военную службу, не подлежат призыву на военную службу и освобождаются от исполнения воинской обязанности поименованы в статье 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Доказательства того, что Петров В.Н. относился к какой -либо из категорий, установленных ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не было представлено административным истцом призывной комиссии, а также не было представлено суду, при подаче административного иска.
Оспариваемое заключение призывной комиссии принято в период работы и в рамках полномочий призывной комиссии, с учетом имевшихся материалов о длительном розыске административного истца военным комиссариатом, категории годности, не препятствующей прохождению военной службы и в связи с отсутствием (не предоставлением) документов, подтверждающих право на освобождение от призыва на военную службу, исполнения воинской обязанности.
На основании вышеизложенного, суд отказывает Петрову В.Н. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 150, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Петрова В.Н. к призывной комиссии МО «пос. Шушары», ФКУ «Военный комиссариат города Санкт- Петербурга» об оспаривании решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт- Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: