ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 марта 2022 года судья Отрадненского городского суда Самарской области Учаева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении индивидуального предпринимателя Ермакова ФИО12, <данные изъяты> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
19.11.2021 г. должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Отрадном в отношении индивидуального предпринимателя Ермакова ФИО13 составлен административный протокол, согласно которому 09 ноября 2021 г. в 09 ч. 30 мин., при рассмотрении поступившей информации из Министерства здравоохранения по Самарской области от 06.10.2021 г. № МЗ-02/67 о выявленных фактах необеспечения охвата вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (менее 60% от численности работников, сотрудников групп «риска») индивидуального предпринимателя Ермакова по юридическому адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Рабочая, д. 6а установлено, что ИП Ермаковым допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в период возникновении угрозы распространения заболевания представляющего опасность для окружающих - новая коронавирусная инфекция (COVID-19), а именно: не обеспечен охват вакцинацией работников ИП Ермакова от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), из общего количества работающих - 5 человек, количество вакцинированных сотрудников - 1 человек, медицинский отвод 1 человек, что составляет 40%, что является нарушением п. 6 части 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказа Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»; п. 3, п. 3.1, п. 4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям в Самарской области» от 15.07.2021 г. № 3, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ.
Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ТО Управления Роспотребнадзора по Самарской области извещено надлежащим образом.
Индивидуальный предприниматель Ермаков А.Н. в судебном заседании вину признал, пояснил, что все сотрудники были извещены о необходимости вакцинации, однако, не прошли вакцинацию в срок по независящим от него обстоятельствам.
Суд, совещаясь на месте, определил, рассмотреть дело в отсутствии представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора.
Выслушав индивидуального предпринимателя Ермакова А.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объектом данного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что протоколом № 19-07/571 от 19.11.2021 г., заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Отрадном Юдиной И.Д., индивидуальному предпринимателю Ермакову А.Н. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: 09 ноября 2021 г. в 09 ч. 30 мин., при рассмотрении поступившей информации из Министерства здравоохранения по Самарской области от 06.10.2021 г. № МЗ-02/67 о выявленных фактах необеспечения охвата вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (менее 60% от численности работников, сотрудников групп «риска») индивидуального предпринимателя Ермакова по юридическому адресу: Самарская область, г. Отрадный, ул. Рабочая, д. 6а установлено, что ИП Ермаковым допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в период возникновении угрозы распространения заболевания представляющего опасность для окружающих - новая коронавирусная инфекция (COVID-19), а именно: не обеспечен охват вакцинацией работников ИП Ермакова от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), из общего количества работающих - 5 человек, количество вакцинированных сотрудников - 1 человек, медицинский отвод 1 человек, что составляет 40%, что является нарушением п. 6 части 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказа Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»; п. 3, п. 3.1, п. 4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям в Самарской области» от 15.07.2021 г. № 3, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Необходимость прохождения периодических медицинских осмотров и иммунопрофилактики и гигиенической аттестации работниками регламентирована СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
В соответствии с пп. 64, 65 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации. Профилактические прививки населению проводятся медицинскими организациями, лицензированными для соответствующих видов деятельности.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение N 2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 г. N 125н) Приказом Минздрава России от 03.02.2021 г. N 47н внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Согласно вышеназванному Календарю профилактических прививок к приоритету 1-го уровня относятся:
лица в возрасте 60 лет и старше;
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
К приоритету 2-го уровня относятся:
взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
лица, работающие вахтовым методом;
волонтеры;
военнослужащие;
работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся:
государственные гражданские и муниципальные служащие;
обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
лица, подлежащие призыву на военную службу.
15.07.2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Самарской области издано Постановление N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области".
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного постановления предусмотрено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам "риска") граждан, подлежащих обязательной вакцинации:
работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей:
- работников образовательных учреждений;
- работников медицинских организаций;
- работников социальной сферы;
- работников в сфере обслуживания (торговли, общественного питания; транспорта общего пользования, такси; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; театров, кинотеатров, концертных залов).
В подпункте 3.1 пункта 3 указано: руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления в срок до 7 августа 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 1 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Пунктом 4 постановления предусмотрено, что руководители организаций, предприятий, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, несут ответственность за неисполнение настоящего Постановления и определяют категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.
Постановление официально опубликовано в издании "Информационный вестник здравоохранения Самарской области" N 28(1240), 2021 (дата подписания в печать 22 июля 2021).
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции внесена Минздравом Российской Федерации в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, указанная вакцинация проводится гражданам при существовании реальной угрозы возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Судом установлено, что основным видом деятельности ИП Ермакова А.Н. является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (47.11).
Согласно списку сотрудников ИП Ермакова А.Н., у ИП Ермакова А.Н. работает пять сотрудников: ФИО14
25.07.2021 г. ИП Ермаковым А.Н. издан приказ № 1 о вакцинации сотрудников, согласно которому работникам ИП Ермакова А.Н. приказано пройти вакцинацию против COVID-19.
В материалы дела представлены: <данные изъяты>
Из представленных документов следует, что по состоянию на 01.09.2021 г. ИП Ермаковым А.Н. не обеспечен охват вакцинацией работников от новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), количество привитых и имеющих противопоказания к прививке составляет менее 60 % от общей численности сотрудников.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 г. № 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области" является обязательным для исполнения на территории Самарской области всеми юридическим и должностными лицами и не носит рекомендательный характер.
Вина ИП Ермаквоа А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ доказана, она подтверждается, представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19.11.2021 г.; объяснениями ИП Ермакова А.Н.; выпиской из ЕГРЮЛ от 19.11.2021 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, допустившие противоправные действия (бездействие), образующие объективную сторону состава указанного административного правонарушения.
Факты нарушения ИП Ермаковым А.Н. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что индивидуальный предприниматель Ермаков А.Н. не предпринял всех необходимых мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении своей деятельности.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и выявленные нарушения, оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Ермакова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина индивидуального предпринимателя Ермакова А.Н. состоит в непринятии мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих, административную ответственность, в судебном заседании не установлено.
Учитывая, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, а также то обстоятельство, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ было совершено впервые, принимая во внимание материальное положение Ермакова А.Н., пенсионный возраст и состояние его здоровья, суд считает возможным применить в отношении должностного лица положения ч.ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 2ст. 6.3 КоАП РФ, ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Ермакова ФИО15 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд Самарской области в течение 10 суток.
Судья А.А. Учаева
Получатель: УФК по Самарской области (Управление Роспотребнадзора по Самарской области л/с 04421788140)
КПП: 631601001
ИНН: 6316098843
ОКТМО: 36724000
Р/счет: 40102810545370000036
Банк: Отделение Самара
Номер счета получателя (казначейского счета): 03100643000000014200
БИК: 013601205
КБК: 14111601061010003140
Наименование платежа – штраф Роспотребнадзора
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.