Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2184/2016 ~ М-1862/2016 от 22.04.2016

Дело № 2-2184/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2016 года                       г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,

при секретаре судебного заседания Плетневой Е.Е.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области – ФИО5, действующая на основании доверенности,

представителя третьего лица Правительства Волгоградской области – ФИО5, действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов ФИО2 к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью

установил:

Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд г. Волгограда в интересах ФИО2 с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот на территории городского округа г.Фролово Волгоградской области.

В обоснование требований указал, что ФИО2 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав по решению Воркутинского городского суда Республики Коми РФ от ДД.ММ.ГГГГ Согласно действующему законодательству ФИО2 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма. Однако, как следует из обращения ФИО2 поступившего в прокуратуру Фроловского района Волгоградской области, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права ФИО2, который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований прокурора просила отказать, поскольку для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. Указала, что ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под по Волгоградской области, под по г. Фролово. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение ФИО2 жилым помещением.

Представитель третьего лица Правительства Волгоградской области – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании при разрешения спора, просила отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав по решению Воркутинского городского суда Республики Коми РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из этого, ФИО2 необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на нее распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 была назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО2

Постановлением Администрации городского округа города Фролова Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО2, оставшегося без попечения родителей (

Сведений о принадлежности на праве собственности ФИО2 какого-либо недвижимого имущества материалы дела не содержат, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированным права ФИО2 на объекты недвижимого имущества отсутствуют

Заключением отдела по обеспечению жизнедеятельности Администрации городского округа г. Фролово от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что на основании ст. 51 ЖК РФ нуждается в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, т.к. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Вместе с тем, из пояснений истца ФИО2 следует, что он в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем.

При таких обстоятельствах, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что столь длительное непредоставление ФИО2 жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот на территории городского округа г.Фролово Волгоградской области.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что ФИО2 достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя в отношении ФИО2 обязательств по обеспечению жильем, как и доказательств отсутствия у него возможности для обеспечения таковым ФИО2 представлено не было.

В этой связи, доводы ответчика со ссылкой на то обстоятельство, что свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области на территории Волгоградской области отсутствуют, после принятия жилых помещений в государственную собственность ФИО2 в случае его согласия будет предоставлена квартира на территории городского округа г.Фролово Волгоградской области не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав ФИО2 на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы ФИО2 тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов ФИО2 к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов ФИО2 к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении жилой площадью - удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда для детей-сирот на территории городского округа г.Фролово Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:      О.Н. Дорошенко

Справка: решение принято в окончательной форме 25 мая 2016 года.

Председательствующий:      О.Н. Дорошенко

2-2184/2016 ~ М-1862/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гнатюк Александр Юрьевич
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Другие
Правительство Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Дорошенко Олеся Николаевна
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
22.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2016Передача материалов судье
27.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2016Подготовка дела (собеседование)
13.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2016Судебное заседание
25.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2016Дело оформлено
27.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее