Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2015 года г.Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Е.А. к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» по земельному спору,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истица является собственником квартиры в <Номер обезличен> <Адрес обезличен>. <Дата обезличена> собственники помещений данного дома на общем собрании приняли решение о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом, истица выбрана уполномоченным лицом и выступила заказчиком кадастровых работ по формированию земельного участка, на котором расположен дом и территория, необходимая для его обслуживания. Администрация Сортавальского муниципального района сообщила о невозможности утвердить схему расположения земельного участка, указав, что на государственном кадастровом учете уже стоит земельный участок с кадастровым <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> кв.м., он носит статус ранее учтенного, соответствует адресу и месту расположения дома. Площадь земельного участка соответствует пятну застройки, указанному в техническом паспорте на дом. Истице стало известно, что земельный участок под их многоквартирным домом был поставлен на государственный кадастровый учет в результате инвентаризации ранее учтенных земельных участков, которая осуществлялась в соответствии Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утв. Приказом Роскомзема от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Действия по государственному кадастровому учету земельного участка по площади, равной пятну застройки нарушает права собственников помещений многоквартирного дома. Ошибочные сведения о площади земельного участка не отражают фактического землепользования. Ссылаясь на нормы ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», истица просит признать недействительными сведения, содержащиеся в ГКН относительно земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, под жилым многоквартирным домом <Номер обезличен> и аннулировать и исключить из ГКН сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>
В судебном заседании истица и ее представитель адвокат Р.А.В. доводы искового заявления поддержали. Дополнили, что согласно техпаспорта на <Адрес обезличен> застройки земельного указана в размере <Номер обезличен> кв.м. Из представленного в материалы дела Перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена>. следует, что земельный участок с кадастровым <Номер обезличен>, на котором расположен многоквартирный жилой дом <Адрес обезличен> поставлен на кадастровый учет с площадью <Номер обезличен> кв.м., данные сведения были переданы МУП «ЖЭС» <Адрес обезличен>, очевидно, из технического паспорта на дом. При этом рядом с домом есть дороги, детские площадки, территория для озеленения, что указано еще в генплане, это является необходимой территорией для обслуживания многоквартирного дома.
Ответчик - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» - в судебное заседание представителя не направило, извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве просили в удовлетворении иска отказать. Указали, что в настоящее время сведения ГКН содержат информацию о земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>, местоположение которого определено как <Адрес обезличен>, на земельном участке расположено здание – жилой дом <Номер обезличен> категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование- под многоэтажную жилую застройку, площадь – <Номер обезличен> кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии в требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют. Данный земельный участок является ранее учтенным земельным участком, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до вступления в силу ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о данном земельном участке внесены на основании инвентаризационной описи (Перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>), переданной Управлением Роснедвижимости по РК в соответствии с п<Номер обезличен> Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утв. Приказом Роскомзема от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Указания для территориальных органов Росземкадастра, утв. <Дата обезличена> не предусматривали положений, позволяющих органу кадастрового учета проводить проверку обоснованности включения сведений об объектах недвижимости в указанную опись. Положения закона о кадастре не предусматривают, что в ГКН вносятся сведения о площади фактического использования земельного участка. Закон о земельном кадастре, действовавший на момент внесения сведений не предусматривает полномочий органов кадастрового учета по выезду на местонахождение объектов недвижимости, в отношении которых представлен документы с целью определения их соответствия правоустанавливающим документам, а также фактическим данным об объектах недвижимости. В ГКН сведения о спорном земельном участке были воспроизведены в соответствии с указанными в Перечне. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории РФ до вступления в силу Закона о земельном кадастре, является юридически действительным. Указаниями предусмотрено, что они являются нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Закона о земельном кадастре. Полномочия по определению земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала находились в компетенции территориальных органов Росземкадастра, а не органа кадастрового учета. Осуществление записи в ГКН являлось действием учетного характера, и само по себе внесение каких-либо записей в него гражданских прав и обязанностей не порождало и не прекращало. При внесении сведений о спорном земельном участке Филиал чьих-либо прав и интересов не нарушал, действия его законны и обоснованны, государственный кадастровый учет спорного земельного участка был осуществлен на основании представленных документов и в соответствии с действовавшим на тот момент законодательства. В настоящее время усматривается спор о фактической площади спорного земельного участка, в котором Филиал надлежащим ответчиком не является.
Представитель третьего лица – Администрации МО «Сортавальское городское поселение» И.А.А., действующая на основании доверенности исковые требования полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению, т.к. таким образом нарушенные права сособственником многоквартирного дома могут быть восстановлены. Следует учитывать необходимую для обслуживания дома территорию, указанная в Перечне информация о площади земельного участка соответствует лишь фактически застроенной, данные в Перечне относительно площади земельного участка недостоверны, вероятно, фактически инвентаризация земель не проводилась.
Третье лицо - Администрация Сортавальского муниципального района – в судебное заседание представителя не направило, извещены. В письменном отзыве просили рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение вопроса по иску оставили на усмотрение суда. Указали, что с <Дата обезличена>. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органам местного самоуправления поселения, тем самым, указанным судебным решением могут быть затронуты интересы Сортавальского городского поселения.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия- в судебное заседание представителя не направило, извещены.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что истица является собственником квартиры в <Номер обезличен> <Адрес обезличен>. Из Протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома <Номер обезличен> <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> следует, что собственниками принято решение о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом, истица выбрана уполномоченным лицом и выступила заказчиком кадастровых работ по формированию земельного участка.
Из технического паспорта на <Адрес обезличен> усматривается, что он построен в <Дата обезличена> является пятиэтажным, 66-квартирным, площадь застройки <Номер обезличен> кв.м..
Согласно ч.1 ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом). В силу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 ст. 16 Вводного закона). Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) содержат информацию о земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>, местоположение которого определено как <Адрес обезличен>, на земельном участке расположено здание – жилой <Адрес обезличен>, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование- под многоэтажную жилую застройку, площадь – <Номер обезличен> кв.м., границы земельного участка не установлены в соответствии в требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют.Указанный земельный участок является ранее учтенным земельным участком.
Пунктом <Номер обезличен> Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра <Номер обезличен> от <Дата обезличена> предусмотрено, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
В силу п. <Номер обезличен> Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участков <Номер обезличен>, утвержденных Росземкадастром <Номер обезличен>, инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело. Пунктом <Номер обезличен> Указаний предусмотрено, что в перечень ранее учтенных земельных участков включаются сведения, подлежащие отражению (внесению) в государственный реестр земель кадастрового района. На инвентаризационном плане земельных участков в квартале и в каталоге координат узловых и поворотных точек границ земельных участков отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте. Согласно п. <Номер обезличен> Указаний для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка.
Как усматривается из материалов дела сведения о спорном земельном участке были внесены на основании Перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена>
Данный перечень должен являться составной частью инвентаризационной описи в силу положений п. <Номер обезличен> Указаний, а согласно п. <Номер обезличен> Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района внесение сведений о земельных участках осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.
Данный Перечень не утвержден должностным лицом управления Роснедвижимости РК по г.Сортавала. Из письменных пояснений ответчика следует, что иные документы в отношении спорного земельного участка в установленном законом порядке к ним не поступали.
Таким образом, суд может сделать вывод о том, что указанный Перечень нельзя рассматривать в качестве инвентаризационной описи и расценивать как надлежащий документ для внесения соответствующих сведений.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что в силу данных Указаний орган кадастрового учета на тот момент не обязан был проводить проверку представленных инвентаризационных описей на наличие оснований для приостановления и отказа во внесении сведений в государственный реестр земель, поскольку исходя из положений ст. 19 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 02.01.2000, действовавшего на момент принятия указанных документов, проверка документов должна была проводиться при государственном кадастровом учете земельных участков, в том числе, на наличие их надлежащего оформления, отсутствие неоговоренных исправлений, отсутствие подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений и т.д., в части 4 данной статьи указаны случаи, когда документы не подлежат приему. Исходя из указанных общих принципов, относящихся к государственному кадастровому учету земельных участков и представлению документов для его проведения, суд полагает, что имеются основания распространять указанные принципы на те действия, которые проводились при формировании государственного реестра земель.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с требованиями Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России №42 от 04.02.2010. В соответствии с ч.3 ст. 1 данного Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно ч.1 ст.16 Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Частью 4 названной статьи определено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, учитывая требования ч.2 ст.195 ГПК РФ, суд полагает установленным, что сведения о площади спорного земельного участка, указанные в Перечне отражают площадь застройки без учета используемой площади придомовой территории, то есть, данные сведения не отражают фактического землепользования, а соответственно не соответствуют требованиям ст.36 ЖК РФ, ст.36 Земельного Кодекса РФ, ст.16 Вводного закона, создают препятствия сособственникам помещений многоквартирного <Адрес обезличен> в получении права общей долевой собственности на земельный участок под ним и для его эксплуатации исходя из размеров фактического землепользования, данные выводы можно сделать на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте на жилой дом.
В силу ст.8 ГК РФ основанием возникновение гражданских прав и обязанностей является, среди прочих, решение суда. Статья 12 ГК РФ, предусматривая способы защиты права, предусматривает в качестве способа и восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также иные способы, предусмотренные законом.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, действующим законодательством не уполномочены принимать решения о незаконности действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, признавать недействительным проведенный государственный кадастровый учет, отменять решения о государственном кадастровом учете и исключать указанные сведения из.
Таким образом, суд полагает, что указанные сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно спорного земельного участка являются недействительными и подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>
Суд принимает данное решение с учетом того, что указанные сведения должны быть исключены из сведений государственного кадастрового учета, но Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» не содержит оснований для аннулирования указанных сведений при наличии решения суда о признании недействительными сведений, содержащихся в данных кадастрового учета, поэтому в данном случае суд считает, что возможно применить аналогию закона.
Указанное позволит сформировать новый земельный участок, поставить его на кадастровый учет, приобрести сособственникам помещений многоквартирного дома права общей долевой собственности на него в тех размерах, которые будут необходимы для эксплуатации дома.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> расположенного <Адрес обезличен>, под многоквартирным жилым домом <Номер обезличен>, аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Копия верна:судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена> года