2-3125/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2014 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ткаченко И.А.,
при секретаре Лысовой В.А.,
с участием:
заявителя Ряшенцева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Ряшенцева А.М. о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, возложении обязанности включить Ряшенцева А.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
установил:
Ряшенцев А.М. обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены. К заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 10 приложения № 1 приказа Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан». Документы предоставлены в надлежащем образом заверенных копиях, с предъявлением подлинников, на руки была получена расписка о принятии документов к рассмотрению. В результате рассмотрения заявления Департаментом архитектуры и строительства Томской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении заявителя в реестр. Причиной отказа послужило то, что документы представлены не в полном объеме, а именно, отсутствуют документы внесения дополнительных взносов по дополнительному соглашению. Заявитель считает, что данный отказ является незаконным. Отказывая во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, Департаментом архитектуры и строительства Томской области не учтено, что п. 10 приложения № 1 к приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения граждан в реестр граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Также указанный приказ не содержит иных оснований для предоставления документов, заключенных между гражданином, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, и застройщиком, находящимся в стадии банкротства, которые возлагают на гражданина обязательства по восстановлению платежеспособности застройщика, поскольку привлечение дополнительных денежных средств от гражданина в пользу застройщика для продолжения строительства не указывает на исполнение последним своих обязательств по заключенному договору долевого участия в строительстве. Из приложенных к заявлению документов следует, что между заявителем и ООО «...» заключен договор долевого участия в строительстве, по которому заявитель исполнил свои обязательства по оплате, а ООО «...» не передало заявителю жилое помещение. Департамент архитектуры и строительства Томской области неправомерно отказал заявителю во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены. На основании изложенного Ряшенцев А.М, просит
- признать незаконным отказ Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
- обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области включить Ряшенцева А.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Заявитель в судебном заседании заявление поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо Департамент архитектуры и строительства Томской области извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил. В представленном ранее отзыве на заявление представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласился, указал, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями законодательства, каких-либо нарушений при его вынесении допущено не было. Заявителем не были представлены документы о внесении дополнительных взносов по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ. Включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п. 2 приложения № 1 к Приказу. Решение об отказе во включении заявителя в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принято на основании п.2 Раздела IV Приложения №2 Приказа, а именно непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных п.10 Раздела III Приложения №2 Приказа. права заявителя отказом во включении в реестр не нарушены, поскольку каких-либо правовых последствий включение в данный реестр физического лица само по себе не влечет и не порождает возникновения у такого лица прав на что-либо.
Суд на основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Оспариваемое решение № вынесено ДД.ММ.ГГГГ, настоящее заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом 3-х месячный срок.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «...» и Ряшенцевым А.М. заключен договор участия в долевом строительстве №, по условиям которого застройщик обязуется передать участнику двухкомнатную квартиру, строительный номер №, общей площадью ... кв.м, расположенную на четвертом этаже в доме по адресу <адрес>. Размер оплаты по договору составляет ... руб. Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в ... ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-13).
Согласно квитанциям к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №, Ряшенцевым А.М. оплата произведена в полном объеме (л.д. 15).
Определением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что определением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «...» ведена процедура банкротство – наблюдение, утвержден временный управляющий. Требование Ряшенцева А.М. о включении его в реестр требований к ООО «...» о передаче жилых помещений признано обоснованным. Ряшенцев А.М. включен в реестр требований к ООО «...» о передаче жилого помещения – однокомнатной квартиры, строительный номер ..., общей площадью ... кв.м, расположенной в жилом доме на четвертом этаже по адресу: <адрес>. Размер оплаты стоимости квартиры составляет ... руб. Задолженность Ряшенцева А.М. перед ООО «...» отсутствует.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным после введения процедуры банкротства между ООО «...» в лице внешнего управляющего и Ряшенцевым А.М., указанный договор дополнен несколькими пунктами, согласно которым в том числе: срок передачи объекта долевого строительства установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ, цена договора увеличена на ... руб., которую заявитель обязался оплатить до ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений заявителя в судебном заседании установлено, что до настоящего времени застройщик свои обязательства в рамках заключенного договора не исполнил – квартира заявителю не передана.
Постановлением ст. следователя по ОВД СЧ СУ УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ Ряшенцев А.М. признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному в отношении ООО «...» по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (по эпизоду заключения договора участия в долевом строительстве № и передачи Ряшенцевым А.М. денежных средств в размере ... руб.) (л.д. 19-20).
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее Реестр), приложив к заявлению все необходимые документы, что подтверждается распиской о принятии документов к рассмотрению (л.д. 21).
Оспариваемым решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ряшенцеву А.М. отказано в удовлетворении заявления о включении в Реестр на основании п. 2 раздела IV Приложения № 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», поскольку заявителем представлены не в полном объеме документы, предусмотренные п. 10 раздела III Приложения № 2 Приказа.
Согласно ч. 7 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ (редакция от ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Из положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
В целях ведения реестра граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, чьи права были нарушены Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № определен перечень критериев признания таких граждан пострадавшими.
Согласно п. 2 раздела IV Приложения № 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 г. № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр является непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
В соответствии с п. 10 раздела III Приложения № 2 Приказа №403 к заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;
4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);
5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);
6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
В соответствии с п. 13 Раздела III Приложения № 1 Приказа № 403 контролирующий орган рассматривает заявление с прилагаемыми документами и в срок не позднее 20 дней со дня подачи заявления принимает решение о включении заявителя в Реестр или о мотивированном отказе во включении заявителя в Реестр и направляет заявителю копию указанного решения
В соответствии со ст. 4 ФЗ № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Заявителем был заключен договор долевого участия в строительстве, была произведена его регистрация, договор представлен в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр.
Не представление заявителем при подаче заявления в Департамент архитектуры и строительства Томской области документов о внесении дополнительных взносов по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для отказа во включении в реестр, поскольку оплата стоимости объекта недвижимости, предусмотренная договором долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, произведена заявителем в полном объеме, объект недвижимости ООО «...» Ряшенцеву М.А. в установленные сроки не передан, денежные средства в размере стоимости объекта недвижимости по договору, застройщиком участнику долевого строительства не возвращены.
Таким образом, к заявлению о включении в реестр были приложены документы, предусмотренные п. 10 приложения № приказа Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан».
При таких обстоятельствах отказ во включении в реестр по причине непредставления документов внесения дополнительных взносов по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ, является неправомерным.
Приказ Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения граждан в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, и не содержит обязанности заключения и предоставления документов, заключенных между гражданином, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, и застройщиком, находящимся в стадии банкротства, которые возлагают на гражданина обязательства по восстановлению платежеспособности застройщика.
Пленум Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 09.02.2012) в п. 28 постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, то заявленные требования подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является законность ненормативного акта Департамента архитектуры и строительства Томской области.
Требование об обязании Департамента архитектуры и строительства Томской области включить Ряшенцева А.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не носит самостоятельного характера, а является способом устранения допущенных нарушений прав заявителя.
Решение о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления может понуждать последних к совершению определенных действий в пределах их компетенции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Ряшенцева А.М. о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, возложении обязанности включить Ряшенцева А.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
Обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области включить Ряшенцева А.М. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: