АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Курск Дело № А35-9822/2012
14 ноября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2012.
Полный текст решения изготовлен 14.11.2012.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Арцыбашевой Т.Ю., при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клевцовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Кретову Юрию Александровичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Боев И.Н. – по доверенности от 23.03.2012;
от индивидуального предпринимателя: не явился, извещен надлежащим образом.
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кретова Юрия Александровича (далее – ИП Кретов Ю.А.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель УГАДН по Курской области в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором факт правонарушения и вину в его совершении признал.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Выслушав доводы представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
Кретов Юрий Александрович, 11.04.1963 года рождения, место рождения: с. Соколье, Тимский район, Курская область, проживает (зарегистрирован) по адресу: 305048, Курская область, г. Курск, ул. Косухина д. 6 кв. 21, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.03.2004 ИФНС России по г. Курску, ОГРНИП 304463207700102, ИНН 463213701125.
02.04.2009 Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ИП Кретову Ю.А. выдана лицензия АСС № 46-104957 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) сроком на 5 лет.
На основании распоряжения УГАДН по Курской области от 10.07.2012 № 12-483-ГК в период с 06.08.2012 по 31.08.2012 государственным инспектором УГАДН по Курской области Пушкиным И.В. и государственным инспектором УГАДН по Курской области Харлановой И.П. была проведена плановая выездная проверка в отношении ИП Кретова Ю.А.
По результатам проверки, в присутствии ИП Кретова Ю.А. составлен акт проверки № 12480 и протокол об административном правонарушении от 28.08.2012 № 110089.
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- лицензиат Кретов Ю.А. не выполняет основной принцип обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: отсутствует программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; отсутствует планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение дорожного движения, что не соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- ИП Кретовым Ю.А. не обеспечено проведение инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями, что не соответствует основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, отсутствует журнал проведения инструктажей по безопасности дорожного движения, что является нарушением п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.01.1986;
- лицензиатом Кретовым Ю.А. не проводится анализ, учет и сверка с ГИБДД о ДТП и нарушений ПДД с участниками принадлежащей ей АТС, не выполняется п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 15 «Правил учета ДТП», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647;
- лицензиат Кретов Ю.А. не обеспечил выполнение основных требований по обеспечению надежности водителя – ежегодные занятия по повышению профессионального мастерства по соответствующему учебному плану и программе, чем нарушены требования п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. п. 2.2, 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2; п. 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15;
- срок действия удостоверения по прохождению ИП Кретова Ю.А. специальной подготовки на курсах по безопасности дорожного движения просрочен, тем самым не выполняются требования п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, п. 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 № 13/11;
- лицензиат Кретов Ю.А. не контролирует порядок ведения путевой документации, что не соответствует требованиям п. 7, п. 3.16, п. 3.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учеты работы строительных машин и механизмов, раб в автомобильном транспорте»;
- лицензиат Кретов Ю.А. не осуществляет контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха, что является нарушением ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 № 196-ФЗ; п. 24, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15; п. 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кретова Ю.А. к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного автодорожного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях основаны на Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», приказе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, приказе УГАДН по Курской области от 31.08.2009 № 32.
В силу ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу ст. 2 указанного закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (подпункты "е" и "ж" пункта 4 вступают в силу с 1 января 2013 года; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В результате проверки административным органом установлено, что ИП Кретовым Ю.А. не выполняется основной принцип обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: отсутствует программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; отсутствует планирование мероприятий по реализации требований, направленных на обеспечение дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно п. 15 Правил учета ДТП, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
В результате проверки административным органом установлено, что ИП Кретовым Ю.А. не обеспечено проведение инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями; не проводится анализ, учет и сверка с ГИБДД о ДТП и нарушений правил дорожного движения с участниками принадлежащему ему транспортного средства.
В соответствии с п. п. 2.2, 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии.
В силу п. 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет, в том числе, организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Административным органом установлено, что ИП Кретов Ю.А. не обеспечил проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей по соответствующему учебному плану и программе: отсутствует свидетельство водителя – предпринимателя Кретова Ю.А., подтверждающее обучение.
Приказом Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации установлена обязанность наличия у исполнительных руководителей и специалистов, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Административным органом установлено, что срок действий удостоверения по прохождению ИП Кретовым Ю.А. специальной подготовки на курсах по безопасности дорожного движения истек. Данный факт подтверждается удостоверением от 30.07.2007 № 3828. Иного в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 №259-ФЗ обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008 №152, в соответствии с которым путевой лист должен содержать сведения о водителе, а именно: фамилию, имя, отчество водителя; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
В результате проверки административным органом установлено, что ИП Кретовым Ю.А. не контролируется порядок ведения путевой документации. Так, в представленных за 2 месяца путевых листах такие данные, как дата, время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя, Ф.И.О. медицинского работника и его подпись, печать или штамп владельца транспортного средства отсутствуют. Данный факт подтверждается копиями путевых листов от 01.07.2012 № 52165, от 06.07.2012 № 53638, от 21.07.2012 №57541, от 22.07.2012 № 57793.
Статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим груда и отдыха водителей.
В соответствии с п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
Согласно п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей. Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
В результате проведения проверки установлено, что ИП Кретовым Ю.А. не контролируется соблюдение режима труда и отдыха водителей. Согласно путевым листам от 10.07.2012 № 54660, от 11.07.2012 № 54757, от 18.07.2012 № 56713, от 19.07.2012 № 56997 рабочее время водителя Быкова А.Н. превышает 12 часов.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, факт допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений зафиксирован в акте проверки № 12480 и протоколе об административном правонарушении от 28.08.2012 № 110089. В указанных документах описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены индивидуальным предпринимателем; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела. Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела и не оспаривается ИП Кретовым Ю.А., суд полагает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ суд учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
С учетом характера и степени общественной опасности данного правонарушения, суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
Вместе с тем, учитывая, что ИП Кретов Ю.А. не привлекался к административной ответственности в течении 12 месяцев за аналогичное правонарушение, суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере.
Заявления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 17, 29, 156, 167-170, 176, 180, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.1., 2.4., 4.5., статьями 14.1., статьей 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Кретова Юрия Александровича, 11.04.1963 года рождения, место рождения: с. Соколье, Тимский район, Курская область, проживающего (зарегистрирован) по адресу: 305048, Курская область, г. Курск, ул. Косухина д. 6 кв. 21, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 17.03.2004 ИФНС России по г. Курску, ОГРНИП 304463207700102, ИНН 463213701125, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административное наказание в размере 3000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Обязать индивидуального предпринимателя Кретова Юрия Александровича не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить данное решение судебному приставу -исполнителю для взыскания с индивидуального предпринимателя Кретова Юрия Александровича в федеральный бюджет (код бюджетной классификации – 10611690040046000140) административного штрафа в сумме 3000 рублей по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН/КПП: 4632048928/463201001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
БИК: 043807001
р\с: 40101810600000010001
ОКАТО: 38401000000.
Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение 10-ти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Т.Ю. Арцыбашева