Дело № 12-60/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Гаврилов Посад 19 ноября 2018 года
Судья Тейковского районного суда Ивановской области Кузнецова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Баньковского С.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Тейковского судебного района в Ивановской области от 24 октября 2018 года о привлечении Баньковского Станислава Георгиевича к административной ответственности по ч.2 ст.15.33 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Тейковского судебного района в Ивановской области от 24 октября 2018 года Баньковский С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.33 КоАП РФ, а именно в том, что, являясь председателем ТСЖ «Гаврилово-Посадское №1», нарушил установленный законодательством РФ о страховых взносах срок предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов, за что ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 400 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Баньковский С.Г. обратился в Тейковский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, мотивируя тем, что не является председателем ТСЖ «Гаврилово-Посадское №1», которое ликвидировано в марте 2017 года решением общего собрания собственников жилья.
Баньковский С.Г. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором также указал, что на 17 июля 2018 года ТСЖ «Гаврилово-Посадское №1» является действующим, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ от 10 октября 2018 года и председателем является Баньковский С.Г. Согласно телефонограмме от 19 ноября 2018 года также просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 ст.15.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2).
В силу п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
Основанием для привлечения должностного лица - председателя правления товарищества собственников жилья «Гаврилово-Посадское №1» Баньковского С.Г. к ответственности на основании части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о непредставлении им расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный период 2 квартал 2018 года в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета товарищества в установленный законом срок.
В жалобе Баньковский С.Г. отрицал факт совершения правонарушения, приводя доводы о том, что он не является председателем правления товарищества.
В подтверждение данной позиции Баньковским С.Г. в материалы дела представлены следующие документы. 3 марта 2017 года Баньковским С.Г в Правление ТСЖ «Гаврилово-Посадское №1» подано заявление о сложении полномочий председателя ТСЖ (л.д.131). Общим собранием собственников жилья ТСЖ «Гаврилово-Посадское №1» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации товарищества и назначении ликвидационной комиссии (л.д.132). Заседанием ликвидационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ председателем ликвидационной комиссии с правами ликвидатора избран Баньковский С.Г. (л.д.134). Заседанием ликвидационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ликвидационная комиссия распущена (л.д.133). ДД.ММ.ГГГГ ликвидационная комиссия уведомила ООО «Центр по расчетам за услуги ЖКХ» о ликвидации ТСЖ, указанное уведомление получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д.135).
Согласно п.15.1 Устава ТСЖ «Гаврилово-Посадское №1» предусмотрено избрание председателя правления ТСЖ не более чем на 2 года (л.д.124).
Сведения о Баньковском С.Г., как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности – председателе правления товарищества, внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93).
Признавая Баньковского С.Г. виновным в совершении правонарушения суд первой инстанции ссылался на сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, и исходил из того, что именно он являлся председателем правления товарищества собственников жилья на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по настоящему делу.
Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ) определено, что товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (статья 135), органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144). Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в частности, относится избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий (статья 145 данного Кодекса).
По смыслу статьи 147 ЖК РФ, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.
Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества (статья 149 названного Кодекса).
Согласно подпунктам «в» и «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице:
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу положений, содержащихся в пункте 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации, если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 51 предусматривает, что лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица с фактом внесения в государственный реестр таких сведений не связаны, поскольку обусловлены иными обстоятельствами, в частности, принятием соответствующего решения компетентным органом управления товарищества собственников жилья или истечением срока, на который избирается председатель правления товарищества собственников жилья.
Невыполнение юридическим лицом обязанностей по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц необходимых сведений на действительность самих сведений повлиять не может.
В рассматриваемом случае материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что Баньковский С.Г. на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к ответственности по настоящему делу, являлся субъектом вменяемого правонарушения, то есть председателем правления товарищества собственников жилья «Гаврилово-Посадское №1», допустившим нарушение установленных частью 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ч.1 ст.24 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве в Фонд социального страхования за 2 квартал 2018 года.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 5 Тейковского судебного района в Ивановской области от 24 октября 2018 года, вынесенное в отношении Баньковского С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Баньковского С.Г. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Тейковского судебного района в Ивановской области от 24 октября 2018 года, вынесенное в отношении Баньковского С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента вынесения, однако в соответствии с ч.1 ст.30.12 КоАП РФ может быть обжаловано в Ивановский областной суд.
Судья В.А. Кузнецова