УИД 70OS0000-01-2021-000234-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 декабря 2021 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретаре Нетесове И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-290/2021 по административному исковому заявлению Шахтомировой Яхи Вахеевны об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости,
установил:
Шахтомирова Я.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», в котором просила установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв. м, расположенного по адресу: /__/, равной его рыночной стоимости в размере 17310000 рублей по состоянию на 10 марта 2021 года.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: /__/, кадастровый номер /__/ общей площадью /__/ кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость здания установлена актом ОГБУ «ТОЦИК» по состоянию на 10 марта 2021 года в размере 27625554,2 руб., что значительно превышает рыночную стоимость объекта недвижимости –17310000 рублей, определенной отчетом ООО «Бюро оценки «ТОККО», чем нарушаются права административного истца как налогоплательщика.
В качестве заинтересованных лиц административным истцом указаны ПАО «Томскпромстройбанк», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Определением судьи Томского областного суда от 01 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.
В соответствии с частью 4 статьи 247, с учетом положений статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ОГБУ «ТОЦИК» Синчикова Л.В. в письменном отзыве указала, что во исполнение положений статьи 16 Закона о кадастровой оценке по результатам определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых в 2021 году внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, ОГБУ «ТОЦИК» составлен и направлен в Управление Росреестра по Томской области акт об определении кадастровой стоимости №АОКС-70/2021/000044 от 31.03.2021. Данным Актом определена также действующая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 27625554,20 руб. Указала, что в связи с отсутствием у ОГБУ «ТОЦИК» замечаний к представленному административным истцом отчету решение относительно требований административного истца об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной ОГБУ «ТОЦИК» оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Томскпромстройбанк» Алымова Ю.В. в письменном отзыве указала, что, ознакомившись с отчетом об определении рыночной стоимости нежилого здания, считает содержащиеся в заявлении требования подлежащими удовлетворению по изложенным в нем основаниям.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Камышников А.В. указал, что Управление в отношении спорного объекта недвижимости не принимало актов об определении кадастровой стоимости, относительно требований административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости оставляет их разрешение на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные Шахтомировой Я.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Шахтомирова Я.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.10.2021 (л.д.9-12).
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08.10.2021 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ составляет 27625554,2 руб. (л.д.8).
Указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости определена актом ОГБУ «ТОЦИК» №АОКС-70/2021/000044 от 31 марта 2021 года об определении кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 10 марта 2021 года.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН 23 апреля 2021 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Шахтомирова Я.В. в соответствии с требованиями статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1).
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Приведенные данные указывают на заинтересованность административного истца в установлении кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в размере, равной рыночной стоимости объекта недвижимости, а ее требование в полной мере согласуется с положениями статей 400, 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого недвижимого имущества равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ является отчет об оценке объекта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности) (абзац первый пункта 20 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В суд административным истцом в подтверждение заявленной к установлению рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/ был представлен отчет №758-А/2021 от 27 октября 2021 года об оценке рыночной стоимости нежилого здания, подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ по состоянию на 10 марта 2021 года составляла 17310000 рублей.
Оценивая представленный отчет в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного отчета требования Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены. Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
Ответственность оценщика Х., ООО «Бюро оценки «ТОККО» застрахованы в установленном порядке и размере.
Как следует из представленного отчета, оценка в отношении нежилого здания проводилась по состоянию на 10 марта 2021 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Оценщиком в соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого здания.
Оценщик произвел анализ рынка коммерческой недвижимости города Томска, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки объекта недвижимости оценщиком использованы предусмотренные законодательством об оценочной деятельности сравнительный и доходный подходы, обоснован отказ от применения затратного подхода.
В силу статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость объекта недвижимости, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере по состоянию на 10 марта 2021 года, административными ответчиками, заинтересованными лицами вопреки положениям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено. Ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного объекта лицами, участвующими в деле, заявлены не были. В отзыве на административное исковое заявление представитель ОГБУ «ТОЦИК» указал на отсутствие с его стороны замечаний к представленному отчету об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
При таких данных указанная в отчете об оценке №758-А/2021 от 27 октября 2021 года итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания в размере 17310 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд – 26 ноября 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Шахтомировой Яхи Вахеевны об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/ размере его рыночной стоимости 17310000 (семнадцать миллионов триста десять тысяч) рублей по состоянию на 10 марта 2021 года.
Датой подачи заявления Шахтомировой Яхи Вахеевны в суд считать 26 ноября 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 20 января 2022 года