Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1300/2016 ~ М-805/2016 от 21.03.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коцур Т.Н.,

при секретаре Ожгибесовой К.В.,

с участием истца Чернышевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышевой <данные изъяты>, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению образования <данные изъяты> муниципального района о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Чернышева Е.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Чернышева С.А., обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации <данные изъяты> муниципального района о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование исковых требований указала, что она имеет несовершеннолетнего сына Чернышева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление образования администрации <данные изъяты> муниципального района с просьбой предоставить место ее сыну в дошкольной образовательной организации. ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования в предоставлении места ее сыну в дошкольной образовательной организации отказано. Считает, что отказ Управления образования противоречит законодательству и нарушает права ее несовершеннолетнего ребенка на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Считает, что предложение Управления образования о выделении места ее ребенку в МАДОУ «<данные изъяты> детский сад «Умка» или МАДОУ «<данные изъяты> детский сад «Мозаика» является незаконным, так как согласно п.3.1 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования за территориями Пермского муниципального района», ее ребенку должен быть обеспечен прием в образовательное учреждение, закрепленное за его местом проживания. Д.Устиново, в которой проживает и прописан ее ребенок, относится к МАДОУ «<данные изъяты> детский сад «Семицветик». Просит обязать Управление образования <данные изъяты> муниципального района предоставить ее сыну доступ к дошкольному образованию через предоставление места в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории <данные изъяты> муниципального района с учетом территориальной доступности.

Истец – Чернышева Е.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Чернышева С.А., в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.

Ответчик – Управление образования администрации <данные изъяты> муниципального района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, представителя в суд не направили.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Аналогичные требования отражены и в абзаце 4 пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П.

В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

В силу ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В силу п. 3.1, 3.1.1 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района от 26.03.2014 № 428, для достижения поставленной цели и решения указанных задач Управление наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Управление образования администрации <данные изъяты> муниципального района является самостоятельным юридическим лицом (п. 1.4 Положения).

Организуя предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях, а также предоставление дополнительного образования детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях, Управление устанавливает порядок приема в подведомственные муниципальные образовательные организации, ведущие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (п. 4.1, 4.1.7).

Положение о комплектовании дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район», утверждено соответствующим Приказом Управления образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от 18.12.2013 № 574.

Согласно вышеуказанному Положению, настоящий порядок применяется для комплектования ДОУ на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (п. 4.1).

В ДОУ могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет) Комплектование ДОУ осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектации ДОУ в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста - 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (п. 4.9, п. 4.10).

Непосредственное решение о предоставлении персонального места в ДОУ принимает комиссия управления образования по комплектованию ДОУ в Пермском муниципальном районе (п. 4.2). Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района (п. 4.3). Срок работы Комиссии с 1 мая по 15 июня каждого года (п. 4.4). Прием детей в ДОУ осуществляется на основании путевки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (п. 4.19).

Положение о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, утверждено Приказом Управления образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от 14.05.2015 № 121/1.

В судебном заседании установлено следующее.

Чернышева ФИО6 и Чернышев ФИО7 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 12).

Из ответа Управления образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» следует, что МАДОУ <данные изъяты> детский сад «Семицветик» на 2015-2016 учебный год укомплектован полностью. ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в очереди на получение места в детском саду, его номер очередности на данный момент составляет . Зачисление его в МАДОУ <данные изъяты> детский сад «Семицветик» будет возможным тогда, когда данное учреждение начнет комплектоваться детьми 2014 года рождения (л.д.11).

Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства ФИО9ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства: <адрес> <адрес> а (л.д. 7).

Приказом Управления образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ закреплены территории за образовательными учреждениями <данные изъяты> муниципального района, реализующими основную образовательную программу дошкольного образования, <адрес> закреплено за МАДОУ «<данные изъяты> детский сад «Семицветик».

Ответчик отказывает в предоставлении места несовершеннолетнему ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ссылаясь на отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также на большую очередность.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель – мать Чернышева Е.А. обратилась с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получила (л.д. 8-10).

Следовательно, на день рассмотрения дела нарушено право несовершеннолетнего ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении. Из смысла положений статей 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Суд считает, что Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» должно предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместительности соответствующих образовательных учреждений.

До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения не предоставлено, это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район».

Таким образом, требование о возложении на Управление образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» обязанности предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности обоснованно и подлежит удовлетворению.

Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации <данные изъяты> муниципального района обязано предоставить место в детском саду Чернышеву С.А., является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чернышевой ФИО16, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению образования <данные изъяты> муниципального района о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении – удовлетворить.

Возложить на Управление образования администрации <данные изъяты> муниципального района обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего на территории <данные изъяты> сельского поселения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории <данные изъяты> сельского поселения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Т.Н. Коцур

2-1300/2016 ~ М-805/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернышева Елизавета Александровна
Ответчики
Управление образования администрации Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Коцур Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
21.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2016Передача материалов судье
23.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2016Судебное заседание
11.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.07.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.08.2016Судебное заседание
18.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
16.12.2016Дело оформлено
16.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее