УИД 52RS0009-01-2020-001502-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2020 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Батырева Д.Ю., при секретаре судебного заседания Савиновой Л.В.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Нижегородской области по доверенности Тимофеевой Н.А., административного ответчика Каравайкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №1 по Нижегородской области к Каравайкиной Т.А. о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №1 по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Каравайкиной Т.А. о взыскании задолженности, указывая, что ответчик Каравайкина Т.А. (далее по тексту - налогоплательщик, должник, административный ответчик) состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Нижегородской области и в соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) обязана платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно выписке из ЕГРИП <дата> Каравайкина Т.А. утратила статус индивидуального предпринимателя, прекратила деятельность в связи с принятием соответствующего решения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009г. № 212-ФЗ) страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели, являются плательщиками страховых взносов, в соответствии с частью 2 статьи 28 указанного Федерального закона, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ.
Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 г. Ко 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" исполнение по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
На основании ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ответчику начислены пени.
В связи с введением Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы в налоговый орган с 01.01.2017г. Сведения о плательщиках страховых взносов в ПФР переданы налоговым органам в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/сог/79.
Налогоплательщику начислены пени:
- за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г.), в размере 3107,09 руб., за период с <дата> по <дата>
- за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года), в размере 397,78 руб., за период с <дата> по <дата>
- за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в размере 245,76 руб., за период с <дата> по <дата>
Должнику были выставлены требования: № от <дата> с предложением уплатить сумму задолженности в добровольном порядке, которые должником не исполнены.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Межрайонная ИФНС России №1 по Нижегородской области в порядке ст. 48 НК РФ обратилась в Мировой суд судебного участка №3 Арзамасского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа на сумму 3917,04 руб.
В соответствии со ст.ст. 17.1, 123.1, 123.2, 123.5, 123.6 КАС РФ Мировым судьей судебного участка №3 Арзамасского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ № от <дата> о взыскании задолженности в размере 3917,04 руб.
Должник обратился в мировой суд с возражением на судебный приказ относительного его исполнения. На основании ч.1 ст. 123.7 КАС РФ <дата> мировым судьей судебного участка №3 Арзамасского судебного района Нижегородской области было вынесено определение об отмене судебного приказа.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Нижегородской области не согласна с данным определением, страховые взносы, а также суммы пени за неуплату страховых взносов, не погашены по настоящее время.
Межрайонная ИФНС России №1 по Нижегородской области просит взыскать с Каравайкиной Т.А.:
- пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г.), в размере 3107,09 руб., за период с <дата>. по <дата>
- пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года), в размере 397,78 руб., за период с <дата> по <дата>
- пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в размере 245,76 руб., за период с <дата>. по <дата> а всего 3750,63 руб.
Представитель заинтересованного лица ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Нижегородской области Тимофеева Н.А. административный иск поддержала.
Административный ответчик Каравайкина Т.А. в судебном заседании административный иск не признала.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В судебном заседании установлено, что согласно выписки из ЕГРИП, административный ответчик Каравайкина Т.А. с <дата> по <дата> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон N250-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года N250-ФЗ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01.01.2017 регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.
Как указывалось выше, согласно выписки из ЕГРИП, административный ответчик Каравайкина Т.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем должна была уплачивать в установленный законом срок страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования до даты снятия ее с учета в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 ФЗ от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Пунктом 5 ст.18 Федерального закона N250-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон N212-ФЗ от 24 июля 2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 года N212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч.8 ст.16 №212-ФЗ).
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (п.1).
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 2).
На основании п.1 ст.25 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с п.3, п.6 ст.25 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с тем, что Каравайкиной Т.А. в установленный законом срок не были уплачены страховые взносы до 2013 г., ей, согласно расчету административного истца, были начислены пени за неуплату страховых взносов:
- пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г.), в размере 3107,09 руб., за период с <дата> по <дата>
- пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года), в размере 397,78 руб., за период с <дата> по <дата>
- пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в размере 245,76 руб., за период с <дата> по <дата>
В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ ответчику заказными письмами по месту жительства административного ответчика были направлены требования:
- <дата>. требование № от <дата> об уплате пени в размере 3917,04 руб. в срок до <дата>
В соответствии со ст.69 Налогового Кодекса РФ Каравайкина Т.А. считается получившей требование.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Сумма, подлежащая взысканию, превысила 3000 руб. по требованию № от <дата> срок исполнения которого установлен до <дата>г., следовательно, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением не позднее <дата>г.
Межрайонная ИФНС России №1 по Нижегородской области обратилась к мировому судье судебного участка №3 Арзамасского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании пени <дата>
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п.57 Постановления от 30.07.2013 N57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового Кодекса РФ.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 4721,10 руб., на которые начислены пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г., в размере 3107,09 руб., за период с <дата> по <дата> были признаны безнадежными к взысканию и списаны решением УПФР в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) № от <дата>
Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за <дата> (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) в размере 2306 руб., на которые начислены пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года), в размере 397,78 руб., за период с <дата> по <дата> были взысканы Постановлением ПФ РФ по Арзамасскому району о взыскании № от <дата> на основании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от <дата> №.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 926,06 руб., на которые начислены пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФ ОМС за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в размере 245,76 руб., за период с <дата>. по <дата> были признаны безнадежными к взысканию и списаны решением УПФР в Арзамасском районе Нижегородской области (межрайонное) № от <дата>
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Статьей 59 НК РФ определены в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).
По смыслу пункта 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Исходя из анализа приведенных законоположений, для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, следует понимать недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение <дата>.
Таким образом, статья 12 Закона N 436-ФЗ, вступившего в силу 29 декабря 2017 года, подлежит применению в том случае, если речь идет о налоговой задолженности, задекларированной налогоплательщиком либо установленной налоговым органом на 1 января 2015 года, не погашенной в течение трех лет.
Распространение предписаний названной статьи на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 1 января 2015 года, но выявленную по результатам налоговых проверок в <дата>, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в установленный срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.
Правовое регулирование, позволяющее списывать задолженность по критерию ее образования за определенные расчетные и отчетные периоды (истекшие до 1 января 2017 года), закреплено статьей 11 Закона N 436-ФЗ только в отношении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Каравайкиной Т.А.:
- пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013г.), в размере 3107,09 руб., за период с <дата> по <дата>
- пени за неуплату страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года), в размере 397,78 руб., за период с <дата> по <дата>
- пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды, истекшие до 01.01.2017г., в размере 245,76 руб., за период с <дата> по <дата> а всего 3750,63 руб., в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании указанных пени.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.