Дело № 2-23 (12)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2012 года с. Дубовское
Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Бондарева А.Г.
при секретаре Кирсановой В.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Дубовского района Баскарева В.А.,
представителя ответчика - администрации <адрес> Ц.,
представителя соответчика - главы администрации <адрес> поселения П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубовского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» муниципального образования «<адрес>» об обязании организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями и администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «<адрес> поселение»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дубовского района Ростовской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации <адрес> поселения Ростовской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку (далее по тексту ТБО), расположенную примерно <адрес>. Указав в исковом заявлении, что прокуратурой Дубовского района совместно с Федеральной службой управления Россельхознадзора по РО в декабре 2011 года проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в том числе соблюдения санитарно-экологических норм и правил при обращении с твердыми бытовыми отходами и отходами производства на территории <адрес> Дубовского района Ростовской области. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> сельского поселения в нарушение требований ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должным образом не организован, в связи с чем, действует несанкционированная свалка ТБО, расположенная примерно <адрес>. Вышеназванная свалка не относится к категории специализированных полигонов и не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, согласно которым участок для устройства полигона должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта, иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, а также легкое ограждение или заменяющую его осушительную траншею глубиной более 2 м, или вал высотой не более 2 м, кроме того, по всей площади участка складирования ТБО предусматривается устройство котлована. Правилами определен порядок разделения полигона на две взаимосвязанных территориальных части: территорию под складирование ТБО и территорию под размещение хозяйственно-бытовых объектов, которые в свою очередь должны отвечать требованиям ранее указанных СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. В соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также п. 2 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 вывоз отходов производства и потребления допускается только на специализированные полигоны твердых бытовых отходов, вывоз указанных отходов на несанкционированные свалки не допускается. Несанкционированные свалки подлежат ликвидации. Согласно вышеуказанного и в соответствии с п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от твердых бытовых отходов и органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Размещение бытовых и производственных отходов на территориях, не отведенных для этих целей, т.е. на несанкционированных свалках, влечет возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней. Однако, должностными лицами администрации сельского поселения эффективные меры по устранению и пресечению правонарушений, выявлению и наказанию нарушителей не применяются. Работа с населением и руководителями предприятий, направленная на формирование экологической культуры, как того требует ст. 74 ФЗ «Об охране окружающей среды» уполномоченными лицами администрации в достаточной мере не проводится. Сложившаяся экологическая ситуация на территории <адрес> поселения, наличие нарушений в области сбора, хранения и утилизации ТБО, несоблюдение норм и правил природопользования как жителями, так и хозяйствующими субъектами, расположенными на данной территории свидетельствуют о неприменении полномочий, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями). Фактическое бездействие администрации сельского поселения по ликвидации несанкционированного места складирования ТБО и прекращению эксплуатации незаконно организованной свалки ТБО, утилизации расположенных на ней отходов и рекультивации территории, могут служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что недопустимо и должно быть устранено. Вследствие неэффективной работы Администрации по ликвидации несанкционированной свалки нарушаются права и интересы жителей <адрес> и жителей, прилегающих к нему территорий, т.е. интересы неопределенного круга лиц. Право граждан на благоприятную среду закреплено в Конституции РФ и Федеральном Законе «Об охране окружающей среды». В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации. Исковые требования заявлены прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является запрещение деятельности, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В силу ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъективного состава и характера спора. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникшим из экологических правоотношений. Поскольку дело по заявлению прокурора об обязании ликвидировать несанкционированную свалку ТБО и организовать должным образом сбор и вывоз ТБО относится к разряду экологических, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а сами отношения не носят экономического характера, данное дело подведомственно суду общей юрисдикции. Просит обязать администрацию <адрес> поселения, ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную примернов <адрес>.
В ходе разбирательства по делу прокурор Дубовского района Зайцев В.В. уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» муниципального образования «<адрес>» организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Ростовской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «<адрес>».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Дубовского района Баскарев В.А. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации <адрес> по доверенности Ц. в судебном заседании признала исковые требования прокурора.
Представитель соответчика - администрации «<адрес> П. в судебном заседании признал исковые требования прокурора.
Суд, выслушав стороны, свидетеля и изучив письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела (согласно справке старшего государственного инспектора отдела земельного контроля и надзора) следует, что на земельном участке примерно <адрес> имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, строительных отходов, навоза. Что противоречит требования Земельного кодекса, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того, представитель ответчика - Ц. и представитель соответчика П. признали исковые требования прокурора в судебном заседании.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд, выслушав истца, обозрев материалы дела, принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Дубовского района Ростовской области к администрации муниципального образования «<адрес>» муниципального образования «<адрес>» об обязании организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» муниципального образования «<адрес>» организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями.
Иск прокурора Дубовского района Ростовской области к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «<адрес> поселение» - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Ростовской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «<адрес> поселение».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 05.03.2012 года.
Председательствующий судья Бондарев А.Г.