Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Барашковой В.В.
с участием прокурора: Афанасьевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Толкачева Юрия Александровича, Толкачевой Татьяны Алексеевны, Игнатенко Инны Дмитриевны, Деменчук Светланы Михайловны, Деменчук Ирины Валерьевны и других граждан о признании противоречащим закону решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490»,
у с т а н о в и л:
Толкачев Ю.А., Толкачева Т.А., Игнатенко И.Д., Деменчук С.М., Деменчук И.В. и другие граждане обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», указав, что названный нормативный акт органа местного самоуправления, которым уменьшены границы относящихся к землям особо охраняемых территорий рекреационных зон г.Смоленска с отнесением соответствующих земель к территориальным зонам, допускающим осуществление капитального строительства, в том числе, жилой застройки, противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, устанавливающего приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий и запрет изменения их целевого использования. Кроме того, оспариваемое решение представительного органа местного самоуправления принято с нарушением установленного законом порядка, относящегося к процедуре проведения публичных слушаний, при которых общественность была фактически устранена от участия в таких слушаниях (нарушен срок проведения публичных слушаний, не опубликованы условия проведения и участия граждан в названных слушаниях, результаты голосования по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска (далее по тексту - ПЗЗ) не соответствуют действительности).
Толкачев Ю.А., Тарасов Е.С., Толкачев Е.Ю., Жакова С.Г., Привольнев А.Г., Киреева Р.Н. в судебном заседании поддержали заявленные требования, приведя в их обоснование упомянутые выше доводы.
Представитель Смоленского городского Совета Бондарева Е.С., возражая против удовлетворения заявленных требований указала, что принятие представительным органом местного самоуправления решения о внесении изменений в ПЗЗ отнесено к его исключительной нормотворческой прерогативе. С учетом того, что поступившие от участников публичных слушаний предложения были учтены разработчиком и включены в проект решения, оснований для возвращения на доработку внесенного на рассмотрение Смоленского городского Совета и.о.Главы Администрации г.Смоленска проекта изменений в ПЗЗ не имелось. Отметила также, что оспариваемое решение, содержащее в отличие от прежней редакции ПЗЗ положения об установлении определенной доли озелененной территории земельных участков, не содержит, как ошибочно полагают заявители, предписаний к вырубке растительности и застройке рекреационных зон.
Представители Администрации г.Смоленска Беспаленков С.А. и Андреева О.В. сочли заявленные требования необоснованными, сославшись на соответствие оспариваемого решения требованиям действующего законодательства. Отметили, что рекреационные зоны, о которых упоминается заявителями, в установленном порядке не отнесены к землям особо охраняемых территорий, а потому, их границы могут быть изменены представительным органом местного самоуправления с учетом сложившегося фактического землепользования. Сослались также на отсутствие существенных нарушений порядка проведения публичных слушаний, способных повлечь отмену оспариваемого решения.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица производственного кооператива «ГЕО» - Клинкова Е.М., не согласившись с заявленными требованиями, указала на отсутствие правовых оснований для признания оспариваемого решения недействующим. Отметила, что уменьшение границ территориальных зон было произведено разработчиком проекта с учетом фактического сложившегося на момент изменения ПЗЗ землепользования, что отвечает требованиям закона, в связи с чем в новой редакции ПЗЗ нет точного совпадения границ рекреационных зон с границами таких зон, установленных Генеральным планом г.Смоленска, что при совпадении функционального назначения соответствующих территорий допускается действующим законодательством.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Афанасьевой Т.В., полагавшей необходимым оставить заявленные требования без удовлетворения, приходит к следующему.
В силу п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии с п.8 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч.ч.2, 4 ст.30 ГрК РФ)
Согласно ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
На основании ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Исходя из положений ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в числе которых закон упоминает земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст.98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
По делу установлено, что решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета - газете «Смоленские городские известия» от 23.03.2007г. за №2 (11) (л.д.78).
30.05.2008г. между Администрацией г.Смоленска и производственным кооперативом «ГЕО» заключен муниципальный контракт №214 на разработку проекта по внесению изменений в ПЗЗ (л.д.79-81).
Постановлением Главы города Смоленска от 04.08.2010г. №248, опубликованным в газете «Рабочий путь» от 06.08.2010г. за №170 (26065), принято решение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490, которые должны были состояться 08.09.2010г. в 15 час. 00 мин в конференц-зале Администрации г.Смоленска. Этим же постановлением организация публичных слушаний возложена на комиссию по землепользованию и застройке города Смоленска, утв. постановлением Главы города Смоленска от 20.08.2007г. №451 (л.д.44, 93-96).
В газете «Рабочий путь» от 06.08.2010г. за №170 (26065) также опубликован проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, схема границ территориальных зон, а также приведена ссылка на размещение полного текста проекта и состава графических материалов на официальном интернет-сайте Администрации г.Смоленска (л.д.44 - оборот).
В соответствии с п.4.4 Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006г. №237 комиссией по подготовке и проведению слушаний составлен список приглашенных и выступающих на слушаниях, которые заблаговременно уведомлены об этом.
В течение часа до начала слушаний комиссией осуществлялась регистрация участников слушаний с составлением соответствующих регистрационных листов, согласно которым для участия в проведении публичных слушаний зарегистрировано 147 лиц (л.д.100-103).
Названные обстоятельства подтверждены результатами проведенной прокуратурой Промышленного района г.Смоленска по коллективному обращению жителей г.Смоленска проверки, которой также констатировано отсутствие фактов отказа в регистрации участников в период времени с 14 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. 08.09.2010г. (л.д.49-52).
Согласно протоколу проведения публичных слушаний от 08.09.2010г. в ходе обсуждения и принятия рекомендаций по проекту внесения изменений в ПЗЗ был заслушан разработчик проекта - главный архитектор проекта Клинкова Е.М., выступили жители города Смоленска - Быкова Т.И., Саленкова Е.П., Ковлаенко И.А., Рябов В.Н., Аветисян Г.Г., Якушев С.С., а также главный архитектор г.Смоленска Ляденко Б.В.
В ходе обсуждения проекта по внесению изменений в ПЗЗ поступили предложения по изменению границ территориальной зоны многоэтажной застройки на зону малоэтажной застройки в районе ул.Красноборской; по использованию территорий садоводческих товариществ в микрорайоне «Южный».
В целях соблюдения прав жителей города и законных интересов правообладателей земельных участков предложено всем физическим и юридическим лицам направить до 20.09.2010г. свои предложения по границам и функциональному назначению территориальных зон, градостроительным регламентам ПЗЗ.
В соответствии с регламентом проведения публичных слушаний для голосования предложена рекомендация «О согласии с проектом по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Смоленска с учетом доработки полученных предложений». По данным комиссии за согласие с проектом по внесению изменений в ПЗЗ проголосовало 40 лиц, против - 36 лиц, воздержалось - 3 лица. Остальные участники публичных слушаний не приняли участия в голосовании (л.д.73-75).
17 сентября 2010г. в газете «Рабочий путь» за №204 опубликованы сведения о принятии названной рекомендации (л.д.32).
По результатам публичных слушаний от 08.09.2010г. и предложениям физических и юридических лиц, поступившим в Администрацию г.Смоленска, комиссией 12.10.2010г. составлены рекомендации, которые направлены Главе Администрации г.Смоленска для принятия решения о направлении проекта по внесению изменений в ПЗЗ в Смоленский городской Совет для утверждения (л.д.76-77).
26.10.2010г. проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» внесен на рассмотрение очередной сессии Смоленского городского Совета IV созыва (л.д.71).
Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в соответствии с проектом по внесению изменений в названные Правила, разработанным производственным кооперативом «ГЕО» (город Калуга), упомянутые Правила изложены в новой редакции. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования (л.д.72).
Названное выше решение и приложение к нему 15.11.2010г. опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г.Смоленска - газете «Смоленские городские известия», №12 (57) от 15 ноября 2010г. (л.д.7-43).
Анализ утвержденной оспариваемым решением и действующей до 15.11.2010г. карт зонирования территории города Смоленска свидетельствует о том, что территория рекреационных зон, в состав которых входят земельные участки, используемые под мемориальный парк памяти жертв фашистских захватчиков «Реадовка», парк имени 1100-летия г.Смоленска и лесопитомник «Киселевский» с принятием решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 уменьшена.
Как следует из материалов дела и объяснений участников процесса, рекреационная зона, в которой расположен земельный участок, относящийся к парку имени 1100-летия г.Смоленска (по генеральному плану города данная территория находится в функциональных зонах: жилой, рекреационной, общественно-деловой), с учетом существующей застройки разделен на три составляющих зоны: рекреационную, общественно-деловую и жилую; названная рекреационная зона уменьшена с севера (ввиду отвода земельного участка ООО «Гражданстрой»); юго-запада и юга (ввиду отвода земельных участков ГОУДО «Смоленская областная школа высшего спортивного мастерства», ООО «Колос-2», Смоленской Епархии Московской Патриархии, ООО «Градострой»).
Зона рекреационного назначения, в которой распложен мемориальный парк памяти жертв фашистских захватчиков «Реадовка» (по генеральному плану города данная территория находится в функциональной рекреационной зоне), уменьшилась с северо-западной (ввиду отвода земельного участка ЗАО «Дорогобужхимстрой», необходимости соблюдения нормативной санитарно-защитной зоны в связи с наличием поблизости гаражей, а также приведением границ зоны в соответствие с генеральным планом города), южной и юго-восточной стороны (в связи с приведением границ зоны в соответствие с генеральным планом города) и с северо-восточной стороны (ввиду отвода земельного участка Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви).
Рекреационная зона, в которой находится лесопитомник «Киселевский» (по генеральному плану города данная территория находится в функциональной рекреационной зоне), уменьшена с запада (ввиду расположения жилой застройки и в связи с приведением границ зоны в соответствие с генеральным планом города) и северо-востока (в связи с приведением границ зоны в соответствие с генеральным планом города) и увеличена на юге.
После внесения изменений в ПЗЗ часть сквера по ул.Октябрьской революции со стороны ул.Кирова оказалась расположенной в рекреационной зоне (по генеральному плану города данная территория находится в функциональной рекреационной зоне), тогда как ранее располагалась в общественно-деловой зоне.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска в редакции решения Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.2010г. №193 территория Парка культуры и отдыха в Реадовке, а также территория лесопитомника «Киселевский» в районе проспекта Строителей - улицы Рыленкова г.Смоленска отнесены к рекреационной зоне Р3 - зона лесопарков. В силу ст.49 ПЗЗ в новой редакции градостроительный регламент данной зоны предполагает сохранение существующего природного ландшафта, зеленых массивов, формирование инфраструктуры обслуживания и создание условий комфорта посещения лесных территорий с включением объектов инженерной инфраструктуры. Любое строительство на территории этой зоны строго ограничено и может осуществляться только для создания инфраструктуры обслуживания отдыхающих.
В соответствии с ПЗЗ в редакции решения Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.2010г. №193 территория Парка 1100-летия Смоленска, а также территория сквера по ул.Октябрьской революции со стороны ул.Кирова отнесены к рекреационной зоне Р2 зона парков, набережных, скверов, ботанического сада. Согласно ст.48 ПЗЗ в новой редакции градостроительный регламент данной зоны предполагает сохранение и развитие ценных в природном отношении территорий, пригодных для отдыха, спорта и развлечений; размещение необходимых объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Любое строительство на территории этой зоны также строго ограничено и может осуществляться только для создания инфраструктуры обслуживания отдыхающих
Реконструкция и размещение объектов капитального строительства на территории Парка 1100-летия г.Смоленска осуществляется на основании Постановления Главы города Смоленска от 18.04.2008г. № 215, которым утвержден прилагаемый проект планировки территории парка 1100-летия Смоленска для размещения объектов согласно градостроительному регламенту зоны Р1 (ПЗЗ в прежней редакции) с организацией отдыха и досуга населения по улице 25 Сентября, который предусматривает полную реконструкцию территории с размещением торгового центра «Гиперглобус».
В обоснование несоответствия оспариваемого нормативного акта представительного органа местного самоуправления, которым уменьшены границы рекреационных зон, положениям действующего земельного и градостроительного законодательства, заявители ссылаются на то, что земли рекреационного назначения отнесены законом к землям особо охраняемых территорий, в отношении которых законодателем (п.6 ч.1 ст.1 ЗК РФ, п.10 ст.2 ГрК РФ) установлен принцип приоритета их сохранения, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, приведенные выше законоположения, толкуемые в нормативном единстве со ст.ст.7-8 ЗК РФ, не допускают перевод земель особо охраняемых территорий в одну из категорий, предусмотренную ч.1 ст.7 ЗК РФ.
Вместе с тем, в силу положений п.5 ч.1 ст.85, п.3 ч.2 ст.94 ЗК РФ земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам (земли рекреационного назначения) могут входить как в состав земель населенных пунктов, так и в состав земель особо охраняемых территорий
Согласно ч.ч.9-10 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, включенные в состав которых земельные участки, используются в соответствии с требованиями, установленными ст.ст.94 - 100 ЗК РФ.
Исходя из положений ч.1 ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Из приведенных норм земельного законодательства следует, что не все земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, а лишь те из них, которые имеют особо ценное значение и в отношении которых имеется решение о полном или частичном их изъятии из оборота.
Суд отмечает, что упомянутые выше территории, отнесенные к землям населенных пунктов, не имеют статуса особо охраняемых (не изъяты из оборота), так как соответствующие нормативные правовые акты в отношении них не принимались. На территории г.Смоленска к числу таких земель с особым правовым режимом отнесены: рекреационная зона «Красный бор (разрешенное использование - под городские леса); лесопарк «Вязовенька» (разрешенное использование - под лесопарк «Вязовенька»); лесопарк «Мох-Богдановка» (разрешенное использование - под городской лес); гидрологический памятник природы «Городские ключи»; гидрологический памятник природы «Марголинские ключи». Действующая редакция Правил землепользования и застройки города Смоленска в отличие от предыдущей редакции ПЗЗ в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (ст.26 ГРК РФ) не устанавливает градостроительные регламенты для территорий с режимом земель особо охраняемых природных территорий и, следовательно, не регулирует землепользование и застройку на этих территориях.
Таким образом, поскольку вопросы территориального планирования поселения, включая зонирование территорий относятся к вопросам, подлежащим рассмотрению и разрешению соответствующими органами местного самоуправления, границы упомянутых рекреационных зон, как не входящих в состав земель особо охраняемых территорий и относящихся к землям населенных пунктов, в силу прямого дозволения установленного ст.ст.8, 33 ГрК РФ с учетом положений п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могли быть изменены в качестве составляющей Правил землепользования и застройки (ч.2 ст.30 ГрК РФ).
При этом судом установлено, что некоторые из границ названных рекреационных зон, установленных ПЗЗ в прежней редакции, не соответствовали генеральному плану города, что учтено при принятии новой редакции Правил, которыми, в частности, изменено функциональное назначение территории, на которой расположена часть сквера по ул.Октябрьской революции со стороны ул.Кирова - вместо ранее предусмотренной общественно-деловой зоны установлена зона рекреационного назначения, что полностью согласуется с функциональным назначением данной территории, определенной генеральным планом города.
Вместе с тем, с принятием ПЗЗ в новой редакции произошла некоторая корректировка границ упомянутых рекреационных зон по отношению к Генеральному плану г.Смоленска, что вызвано необходимостью учета существующего землепользования и соответствует требованиям п.4 ч.1 и п.3 ч.2 ст.34 ГрК РФ, согласно которым при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Кроме того, суд отмечает, что такая корректировка границ рекреационных зон обусловлена также необходимостью соблюдения прав третьих лиц, получивших права на соответствующие земельные участки в период действия ПЗЗ в прежней редакции. Земельные права таких лиц в установленном законом порядке не оспорены, что в силу положений п.3 ч.1 ст.30, п.4 ч.1 ст.34 ГрК РФ, не могло быть не учтено при составлении соответствующей схемы территориального зонирования наряду с положениями градостроительного законодательства о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (ч.4 ст.40 ГрК РФ).
Учитывается судом и то, что генеральным планом, как документом территориального планирования, устанавливается только функциональное назначение территории (ч.1 ст.9, ч.1 ст.18, ст.23 ГрК РФ). Поэтому корректировку границ территориальных рекреационных зон, произведенную в ПЗЗ в новой редакции с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (застройки), при наличии неоспоренных прав третьих лиц на соответствующие землеотводы и том условии, что границы названных рекреационных, определенные оспариваемым решением, расположены в границах территорий аналогичного функционального назначения, определенных Генеральным планом г.Смоленска, следует признать не противоречащей закону.
Ссылки заявителей на то, что в г.Смоленске в нарушение действующего законодательства происходит вырубка упомянутых парков и зон отдыха, что не отвечает интересам жителей города, не свидетельствует о незаконности оспариваемого ими нормативного акта органа местного самоуправления, а указывает лишь на возможное использование земельных участков не в соответствии с требованиями правовых норм, которое может быть оспорено в судебном порядке вне рамок настоящего процесса с привлечением круга заинтересованных лиц.
Что касается охранной зоны памятника федерального значения, на территории которой расположен «Успенский Кафедральный Собор», то с принятием ПЗЗ в новой редакции произошло изменение ранее установленной зоны земельных участков, имеющих историко-культурное значение на нерегламентируемую зону (территорию памятника), границы которой приведены в соответствие с генеральным планом города.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом, в силу положений ч.7 ст.36 ГРК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются ПЗЗ не регулируется. По этой причине доводы заявителей о незаконности оспариваемого решения в части изменения зонирования соответствующей территории отклоняются судом как необоснвоанные.
Давая юридическую оценку решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» суд отмечает отсутствие иных оснований для вывода о признании всего этого документа противоречащим нормам материального права.
Напротив, внесенные изменения совершенствуют соответствующие нормативные положения, а зачастую - устраняют противоречия, имевшиеся в ПЗЗ в ранее действовавшей редакции, и их несоответствие требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства. Так, в предыдущей редакции ПЗЗ территории рекреационной зоны Р1 (зона озелененных территорий общего пользования городского значения) были отнесены к территориям общего пользования, что делало неприменимым к ним установленных градостроительных регламентов этой зоны (п/п.2 ч.4 ст.36 ГрК РФ), а к территориям рекреационной зоны Р2 были отнесены мемориальные парки и исторические захоронения с установлением в нарушение требований п/п.1 ч.4 ст.36 ГрК РФ и ст.36 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительных регламентов.
В предыдущей редакции ПЗЗ среди видов разрешенного использования зоны Р1 был установлен вид разрешенного использования - жилые дома отдельно стоящие, которые не имеют никакого отношения к необходимым объектам социальной инфраструктуры, обслуживающим посетителей рекреационной зоны; среди видов разрешенного использования зоны Р3 (зона городских лесов и лесопарков) был установлен вид разрешенного использования - любые виды и объемы строительства, что фактически допускало неограниченную застройку территорий рекреационной зоны; для объектов разрешенного вида использования Р1 и Р4 (зона размещения стационарных учреждений длительного отдыха) не были определены параметры и условия физических и градостроительных изменений и не определено соотношение территорий озеленения и строительства, что также фактически допускало неограниченную застройку территорий рекреационной зоны (ст.15 ПЗЗ в ранее действовавшей редакции).
В действующей редакции ПЗЗ установлена минимальная доля озелененной территории земельных участков всех типов рекреационных зон (ст.22 ПЗЗ); для рекреационных зон Р2 и Р3 основные и условно разрешенные виды использования могут быть допущены, если их применение не сопровождается сокращением площади зеленых насаждений в границах района зонирования (части территориальной зоны Р2 в замкнутых границах), при условии выполнения компенсационного озеленения в соответствии с требованиями законодательства; установлены параметры и условия физических и градостроительных изменений и определено соотношение территорий озеленения и строительства (ст.ст.47-49 ПЗЗ).
Не может суд согласиться и с доводами заявителей относительно наличия таких нарушений установленного законом порядка принятия оспариваемого решения представительного органа местного самоуправления, относящегося к процедуре проведения публичных слушаний, которые бы могли послужить достаточным правовым основанием для признания его недействующим.
В силу п.п.4.4, 4.8 Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006 №237 не позднее чем за 7 дней до проведения слушаний комиссией составляется список приглашенных и выступающих на слушаниях. Лица, включенные в список выступающих на слушаниях, заблаговременно уведомляются об этом комиссией. Регистрация участников слушаний проводится в течение часа до начала слушаний. Лица, желающие выступить на слушаниях, выступают только с разрешения председательствующего.
Заявители указывают на то, что комиссией не были заблаговременно опубликованы описанные выше условия проведения и участия граждан в публичных слушаниях.
В соответствии с ч.12 ст.31 ГрК РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Между тем, названный выше Порядок проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске не устанавливает обязанности соответствующей комиссии по опубликованию в средствах массовой информации условий участия граждан в публичных слушаниях, которые содержатся в п.п.4.4, 4.8 упомянутого Порядка. Кроме того, оценивая доводы заявителей в соответствующей части, суд принимает во внимание и то, что условия такого участия отражены в нормативном правовом акте представительного органа местного самоуправления (решение Смоленского городского Совета от 28.02.2006 №237), который опубликован для всеобщего сведения в газете «Смоленские городские известия», 16.03.2006, №1. Ссылка на этот нормативный акт содержится в постановлении Главы города Смоленска от 04.08.2010г. №248 «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490», которое опубликовано в газете «Рабочий путь» от 06.08.2010г. за №170 (26065).
Таким образом, информация об условиях участия в публичных слушаниях являлась общедоступной, в связи с чем, неопубликование дополнительно таких условий не может служить основанием для вывода о том, что при принятии оспариваемого нормативного акта были серьезно нарушены права граждан и юридических лиц на участие в названных слушаниях.
Нельзя согласиться и с утверждениями заявителей о неопубликовании проекта изменений ПЗЗ с графическими материалами, как основании для отмены оспариваемого решения.
Как уже отмечалось, в газете «Рабочий путь» от 06.08.2010г. за №170 (26065) была опубликована схема границ территориальных зон, а также приведена ссылка на то, что полный текст проекта изменений ПЗЗ и состав графических материалов размещены на официальном интернет-сайте Администрации г.Смоленска.
По делу видно, что подобного рода опубликование проекта по внесению изменений в ПЗЗ (со ссылкой на размещение полного текста проекта на официальном интернет-сайте Администрации г.Смоленска) позволило гражданам еще до проведения 08.09.2010г. публичных слушаний ознакомиться с текстом соответствующих изменений и необходимыми графическими материалами (л.д.45-48). При этом судом учитывается также и то, что схема границ территориальных зон, которая, по сути, и оспаривается заявителями, была доведена до сведения последних путем публикации в печатном издании. Указание о противоречии закону иных положений оспариваемого решения в представленном в суд заявлении отсутствует.
Доводы заявителей о том, что результаты голосования по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска не соответствуют действительности (из 147 лиц, зарегистрированных для участия в проведении публичных слушаний за согласие с проектом проголосовало 40 лиц, против - 36 лиц, воздержалось - 3 лица) своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не получили. Как следует из объяснений представителей Администрации г.Смоленска остальные зарегистрированные участники публичных слушаний не приняли участия в голосовании. Эти объяснения, которые в соответствии со ст.55 ГПК РФ также являются доказательствами по делу, согласуются с имеющимися материалами дела. Так, как указывают граждане в своей коллективной жалобе, адресованной в прокуратуру Смоленской области и Администрацию г.Смоленска от 21.09.2010г., около 100 человек, присутствовавших 08.09.2010г. на публичных слушаниях не дождались голосования и покинули актовый зал (л.д.47-48). По этой причине по результатам слушаний рекомендации приняты большинством лиц, принявших участие в голосовании, что при обеспечении права зарегистрированных лиц на участие в проведении публичных слушаний закону не противоречит.
Ссылаясь на нарушение порядка проведения публичных слушаний, заявители также указывают на несоблюдение установленного законом срока их проведения.
Согласно ч.13 ст.31 ГрК РФ продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Как уже было отмечено, постановление Главы города Смоленска от 04.08.2010г. №248 и соответствующий проект изменений в ПЗЗ опубликованы в газете «Рабочий путь» 06 августа 2010г., тогда как рекомендация, принятая по результатам проведения соответствующих публичных слушаний опубликована в той же газете 17 сентября 2010г.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами заявителей о том, что в нарушение ч.13 ст.31 ГрК РФ общий срок проведения публичных слушаний, завершающийся в силу ч.3 ст.28 ГрК РФ днем опубликования заключения о результатах публичных слушаний, в рассматриваемом случае составил менее двух месяцев.
Вместе с тем, суд находит допущенные в этой части нарушения действующего законодательства о порядке проведения публичных слушаний несущественными, отмечая, что в деле отсутствуют убедительные доказательства того, что несоблюдение срока проведения названных слушаний каким-либо образом нарушило права и законные интересы граждан и повлияло на результаты проведенного депутатами Смоленского городского Совета голосования по вопросу принятия оспариваемого заявителями решения.
Кроме того, при разрешении настоящего гражданского дела суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч.3 ст.31, ст.32 ГрК РФ, п.п.4.9, 4.10 Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2006 №237 результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер и рассматриваются Смоленским городским Советом при принятии муниципального правового акта, выносимого на слушания. Принятие же самих изменений в ПЗЗ находится в компетенции Смоленского городского Совета.
Таким образом, суть публичных слушаний в данном случае сводится к предоставлению рекомендаций представительному органу местного самоуправления по определенному ряду вопросов, которые в последующем могут быть отклонены депутатами Смоленского городского Совета при рассмотрении на сессии этих вопросов, и принятие окончательного решения по которым является исключительной прерогативой названного представительного органа. Вместе с тем, какие-либо доказательства того, что допущенные, по мнению заявителей, в ходе проведения публичных слушаний процедурные нарушения могли повлиять на итоги голосования депутатов Смоленского городского Совета при принятии оспариваемого решения, в деле отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что мнение жителей города, выявленное в ходе публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления рекомендательный характер, доводы заявителей о том, что любое нарушение порядка их проведения неизбежно влечет нарушение прав жителей г.Смоленска, суд признает несостоятельными. При этом, суд также исходит из того, что жители г.Смоленска реализуют свое право на решение вопросов местного значения, в том числе и путем участия в работе сессий городского Совета депутатов, через своих представителей, которых они избрали в Совет.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое заявителями решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» действующему законодательству не противоречит, в связи с чем, оснований для признания его недействующим со дня принятия не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст.253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Толкачева Юрия Александровича, Толкачевой Татьяны Алексеевны, Игнатенко Инны Дмитриевны, Деменчук Светланы Михайловны, Деменчук Ирины Валерьевны и других граждан о признании противоречащим закону решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В.Кудряшов
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2011г.