121а
3а-133/2020
УИД 24OS0000-01-2019-001069-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 21 января 2020 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Мамаеве А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гиголян А.М., будучи арендатором, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1543 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> право аренды которого приобретено заявителем на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в размере 2 432 755,52 руб., не соответствует его рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.
Просил установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости 584 000 руб., определенной по состоянию на 21.05.2018 г.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель администрации г. Канска Игнатова А.В., действующая на основании доверенности, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя стороны.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя Гиголяна А.М. по доверенности Иванову Е.В., изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1543 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественное питание, расположенный по адресу: <адрес> был передан в аренду ФИО5 на основании договора аренды № от <дата>, находящегося в государственной собственности земельного участка, на срок с <дата> по <дата> (л.д. 15-16).
По условиям заключённого сторонами договора аренды, арендатор обязался вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка (л.д. 17).
<дата> между арендатором ФИО5 и административным истцом Гиголяном А.М. был заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
По условиям данного договора, ФИО5 передал Гиголяну А.М. в полном объеме свои права арендатора по договору аренды № от <дата>, находящегося в государственной собственности земельного участка (п. 1.1) (л.д. 19).
Кроме того, в собственности административного истца Гиголяна А.М. находится объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №(л.д. 12-14).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от 01.11.2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 21.05.2018 г. составляет 2 432 755,52 руб. (л.д. 20).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № от <дата>, выполненный оценщиком ФИО6, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 21.05.2018 г. и составляет 584 000 руб. (л.д. 25-85).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет об оценке № от <дата>, и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст.11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на <дата> составляет 584 000 руб. не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Административный истец, приобретший права арендатора по договору аренды № от <дата>, находящегося в государственной собственности земельного участка, является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № должна быть определена равной рыночной в размере 584 000 руб., определенной по состоянию на 21.05.2018 г.
Рыночная стоимость указанного выше земельного участка подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве земельного участка с кадастровым номером № следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 20.12.2019 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1543 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: общественное питание, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 584 000 рублей, определенной по состоянию на 21.05.2018 года.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 20.12.2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский
Дата изготовления решения в окончательной форме: 22 января 2020 года.