Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-14640/2020 от 03.06.2020

Судья: Пономарева В.В. дело №33-14640/2020Уникальный идентификатор дела50RS0001-01-2019-009159-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск

Московская область                                                                   22 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Гарновой Л.П.,

судей Шинкаревой Л.Н., Колпаковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Долговым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№2-743/2020 по иску Жаркова Дмитрия Викторовича к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Балашихинского городского суда Московской области от 26 февраля 2020 года,

заслушав доклад судьи Гарновой Л.П.,

объяснения явившихся лиц,

                                                установила:

Жарков Д.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, указав, что он является нанимателем жилого помещения – 1-комнатной квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>.

Данное жилое помещение распределено ему, поскольку он относился к категории военнослужащих, которые в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (абз. 3 п. 1 ст. 15) имели право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания по договору социального найма в период прохождения военной службы. Это право ему было реализовано в июне 2006 года путем предоставления спорной квартиры.

Первый контракт о прохождении военной службы заключен им в 1991 году. В 1999 году для прохождения военной службы он прибыл в мкр-н Заря, где до 2006 года был прописан при войсковой части 52676, проживал в общежитии, был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.

Перед распределением квартиры он предоставлял пакет документов, подтверждающих отсутствие у него жилья в собственности и по договору социального найма на территории Российской Федерации.

Также при предоставлении квартиры ему было разъяснено, что договор социального найма с ним не может быть заключен, поскольку через полгода <данные изъяты> будет исключен из перечня закрытых военных городков и передан органам местного самоуправления, в связи с чем он сможет заключить договор социального найма непосредственно с администрацией <данные изъяты>.

<данные изъяты> он вселился в спорную квартиру, надлежащим образом осуществляет свои права и обязанности как наниматель жилого помещения, своевременно вносит плату за жилое помещение, долгов по оплате коммунальных платежей не имеет.

Распоряжением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> исключен из перечня закрытых военных городков, перечень которых определен Распоряжением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>-р «О перечне имеющих жилищный фонд закрытых городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности и пограничных войск».

Он обращался в администрацию городского округа Балашиха по вопросу статуса спорного жилого помещения, ему дан письменный ответ о том, что квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>, в муниципальную собственность не передавалась.

Отнесение спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в 2006 г. должно было осуществить Министерство обороны Российской Федерации путем издания определенного нормативно-правового акта уполномоченным им органом - Федеральным агентством по уравлению федеральным государственным имуществом. Сведений об отнесении спорного помещения к специализированному жилищному фонду в качестве служебного жилого помещения не имеется.

Он также обращался в архивный отдел администрации городского округа Балашиха с вопросом о присвоении статуса служебного жилого помещения занимаемой им квартиры, ему было сообщено, что за 2004-2007 годы сведений о присвоении жилому помещению по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>, обнаружить не удалось.

В настоящее время он продолжает проживать в спорной квартире, несет бремя расходов по содержанию жилищного фонда и оплате коммунальных платежей, распоряжается и пользуется жилым помещением с 2006 г., другим жилым помещением на территории Российской Федерации не обеспечен.

Просил суд признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>, на условиях договора социального найма.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Феждерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать.

            Решением Балашихинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования Жаркова Д.В. удовлетворены, за ним признано право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

     В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность его выводов.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, сведений об отнесении данной квартиры к специализированному жилищному фонду в качестве служебного жилого помещения ответчик суду не представил.

Приказ Министра обороны России <данные изъяты> таким доказательством не является, поскольку издан <данные изъяты>, в то время как истец использует спорное жилое помещение на условиях социального найма с 2006 года.

С выводами суда судебная коллегия согласиться не может.

Из материалов дела усматривается, что Жарков Д.В. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>, на основании жилищного договора, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 52676А. Как следует из жилищного договора, Жиркову Д.В. было предоставлено служебное жилое помещение (л.д. 69-72).

Из ответа администрации городского округа Балашиха следует, что квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>, в муниципальную собственность не передавалась (л.д.15,18).

В материалы дела представлена копия учетного дела Жаркова Д.В., согласно которому Жарков Д.В. проходил военную службу в ВС СССР, РФ в период с 01.08.1991г. по 15.09.2009г., выслуга лет в календарном исчислении составляет 18лет. 00 мес., в льготном исчислении – 21 год. 06 мес.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>-р, <данные изъяты> исключен из перечня закрытых военных городков, перечень которых определен Распоряжением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>-р «О перечне имеющих жилищный фонд закрытых городков Вооруженных Сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности и пограничных войск».

Статьей 2 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации. Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось, в реестре муниципальной собственности спорная квартира не значится.

Определяя статус спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истец занимает данное жилое помещение фактически на условиях социального найма.

Между тем, данный вывод суда не основан на нормах закона.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 42.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что на дату заключения с Жарковым Д.В. договора найма служебного жилого помещения, спорная квартира в установленном порядке отнесена к служебному жилищному фонду.

Однако суд не учел, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решение о предоставлении спорного жилого помещения Жаркову Д.А. как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена ему как военнослужащему во временное пользование на период службы с соблюдением требований Федерального закона от <данные изъяты> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на основании договора найма служебного жилого помещения, который Жарковым Д.А. в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.

Приказом Министра обороны России <данные изъяты> от <данные изъяты> подтвержден статус спорного жилого помещения как служебного (л.д. 133).

Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании имеющихся в деле доказательств судебная коллегия полагает принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Жаркову Д.В. о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>, на условиях договора социального найма жилого помещения, отказать.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда <данные изъяты> от<данные изъяты> отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Жаркова Д. В. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты>, мкр. Заря, <данные изъяты>, на условиях договора социального найма жилого помещения - отказать.

Председательствующий

Судьи

33-14640/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Жарков Д.В.
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
22.06.2020[Гр.] Судебное заседание
07.07.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее