Судья - Оплетина Е.С.
Дело № 7-356/2018/ 12-131/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 16 февраля 2018 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу ведущего специалиста сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26 января 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Судоходная компания «Камское речное пароходство»,
у с т а н о в и л:
07.12.2017 ведущим специалистом сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края А. в отношении открытого акционерного общества «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (далее -ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно данному протоколу ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» не исполнило в предусмотренный срок предписание Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края об устранении выявленного нарушения от26.10.2015 № 48, в соответствии с которым в срок до01.12.2016(срок продлен письмом Министерством культуры Пермского края от05.12.201№СЭД-27-01-40-248 до20.11.2017) необходимо провести усиление стены северо-восточного фасада, в том числе перемычки ворот (по результатам инженерного обследования); ремонт штукатурки стен, потолков, ремонт полов; очистку металлических поверхностей от коррозии, антикоррозийную обработку металлических элементов, выполнить гидроизоляцию перекрытия и ремонт фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Лавка в насыпной террасе с подпорной стенкой», 1820-е гг. - 1890 гг. (г. Пермь, ул. Монастырская, д. 11 литера Д), входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дом пароходчика Н.В. Мешкова с воротами», 1820-е гг. - 1890 гг.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 26.01.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ведущий специалист сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края А. просит отменить постановление судьи районного суда, указывая на его незаконность и необоснованность ссылаясь на то, что ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба пароходчика Н.В. Мешкова. Лавка в насыпной террасе с подпорной стенкой (г. Пермь, ул. Монастырская, д. 11 литера Д1), который поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения». Судом в постановлении неверно толкуется текст письма Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 06.04.2016 № СЭД-27-01-34-420 в котором указано, что охранные обязательства на объекты культурного наследия в порядке статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не утверждены. В данной статье установлен новый порядок выдачи охранных обязательств. ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» на объект культурного наследия оформлено охранное обязательство от 20.02.2014 № 27-05-09-10. Указанное охранное обязательство является действующим.
В судебное заседание в краевой суд законный представитель ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», защитник Ворончихин П.С., ведущий специалист сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края А. не явились, извещены надлежаще.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (статья 4 названного закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Пунктом 4 названной статьи также предусмотрено, что Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
При этом согласно форме задания, на проведение работ, утвержденной Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ в ней подлежит отражению также сведения об охранном обязательстве.
Из материалов дела следует, что согласно акту проверкиот 26.10.2015 № 73-з-2015 ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «Лавка в насыпной террасе с подпорной стенкой», 1820-1890 г.г., (г. Пермь, ул. Монастырская, д. 11 литера Д) входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Дом пароходчика Н.В. Мешкова с воротами», который поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения». Имеется охранное обязательство собственника от 20.02.2014 № 27-05-09-10.
Согласно акту технического осмотра состояния памятника от11.02.2014, являющегося приложением к охранному обязательства от20.02.2014 № 27-05-09-10 состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника неудовлетворительное. В целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования собственник должен был в2014-2016 г.г.провести следующие ремонтные, ремонтно-реставрационные работы на памятнике: проектно-изыскательские(2014):инженерное обследование стены северо-восточного фасада, проект усиления; капитальный ремонт(2014-2015г.г.):усиление стены северо-восточного фасада, в том числе перемычки ворот, ремонт штукатурки стен, потолков, очистка металлических поверхностей от коррозии, антикоррозийная обработка металлических элементов, ремонт полов, гидроизоляция; ремонтно-реставрационные(2014-2016г.г.):ремонт фасадов. Проектно-изыскательские работы, срок выполнения которых истек в2014 году,на момент проверки были не произведены, а на проведение ремонтно-реставрационных работ, срок выполнения которых истекал в2015 годуна момент окончания проверки отсутствовали разрешительные документы, кроме того, ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» не выполнило требования к сохранению объекта культурного наследия, установленные охранным обязательством.
По итогам плановой выездной проверки ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» выдано предписаниеот 26.10.2015 №48, в соответствии с которым указано содержание нарушения: подпункт 1 пункт 1 статья. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, а именно: содержание и использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Срок устранения нарушения: в срок до01.12.2016провести усиление стены северо-восточного фасада, в том числе перемычки ворот (по результатам инженерного обследования); ремонт штукатурки стен, потолков, ремонт полов; очистку металлических поверхностей от коррозии, антикоррозийную обработку металлических элементов, выполнить гидроизоляцию перекрытия и ремонт фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Лавка в насыпной террасе с подпорной стенкой» 1820-1890 г.г. (г. Пермь, ул. Монастырская, д. 11 литера Д). Указанные работы провести в соответствии с действующим законодательством.
Письмом от05.12.2016 № СЭД-27-01-40-248 исполнение предписания от 26.10.2015 №48 продлено до20.11.2017.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении послужил тот факт, что ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» предписание от26.10.2015 № 48 в срок до20.11.2017 не исполнило.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Прекращая производство по делу в отношении ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», судья районного суда пришел к выводу о том, что получение задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия возможно при наличии охранного обязательства, которое до настоящего времени уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством не выдано, в период, когда подлежало исполнению предписание, юридическим лицом предпринимались все зависящие меры по его исполнению, однако в результате бездействия уполномоченного органа по выдаче охранного обязательства, задания на проведение работ, юридическое лицо было лишено возможности исполнения возложенных на него обязанностей по охране и содержанию объекта культурного наследия.
Данные выводы судьи районного суда являются преждевременными, сделаны без учета представленных доказательств и положений пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ).
Статья 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 22.12.2014 № 315-ФЗ и содержит в том числе, порядок подготовки охранного обязательства, его утверждения и форму.
Пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ установлено, что до оформления в порядке, установленном статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, применяются действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия.
В материалах дела имеется охранное обязательство от 20.02.2014 № 27-05-09-10 выданное ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» до введения в действие статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ. На основании данного охранного обязательства ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», выдавалось предписание от26.10.2015 № 48.
При рассмотрении дела судьей районного суда оценка охранного обязательства от 20.02.2014 № 27-05-09-10 в совокупности с другими доказательствами не производилась, вместе с тем, судьей сделан вывод об отсутствии охранного обязательства выданного в соответствии с действующим законодательством.
Кроме этого, выводы судьи о невыдаче задания на проведение работ, также сделан с учетом суждения отсутствия охранного обязательства, при том, что охранное обязательство в наличии представлено в материалы дела. Вывод о том, что ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» административным органом не дан ответ о выдаче задания на проведение работ не соответствует содержанию письма от 14.06.2016 СЭД-27-01-34-749 (л.д. 68-69), оценка соблюдения порядка обращения ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» о выдаче на проведение работ в постановлении отсутствует, что свидетельствует о том, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судьей исследованы недостаточно, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем данные вопросы имеют существенное значение для правильного разрешения дела.
Неисследованность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением процессуальных требований.
В связи с изложенным обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах доводы жалобы ведущего специалиста сектора государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края А. не подлежат рассмотрению по существу.
Поскольку на момент рассмотрения дела в краевом суде, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок для данной категории дел не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье районного суда необходимо учесть изложенное, установить все подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении обстоятельства, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, при необходимости исследовать иные доказательства в обоснование позиции административного органа и позиции стороны защиты и принять законное и обоснованное решение исходя из установленных обстоятельств.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 9 августа 2017 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Судоходная компания «Камское речное пароходство» возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья - (подпись)