№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» мая 2011 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п.Мотыгино
в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры по <адрес> о восстановлении в очереди по Федеральной программе переселения «Север-на-Юг» по дате подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ, как имеющей северный стаж не менее 15 лет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры по <адрес> о восстановлении в очереди по Федеральной программе переселения «Север- на -Юг, мотивируя тем, что первоначально она с семьей, а именно: ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО1 стояла в очереди на жилье на общих основаниях, то есть, как имеющая северный стаж более 15 лет. Так как она имеет сына - инвалида детства, с 2003 г их всех переместили в Программу по инвалидам и так было до 2007 года. В 2007 году у сына ФИО1 изменилось место его регистрации, и она по совету ФИО6 написала заявление о смене заявителя, как того требовал закон. С этого момента, ФИО1 оказался в очереди один с датой постановки с июня 2003 г., остальных в очереди ни по северному стажу, ни вместе с сыном в очереди для инвалидов не оказалось. Поскольку была изменена дата постановки на учет, по логике, должен был смениться и учетный номер дела, или ее хотя бы должны были известить о том, что их убирают из очереди. В 2010 г. был выдан сертификат на получение субсидии на приобретение жилья для ФИО1 по очереди инвалидов. Сертификат был выдан только на одного сына. Она обратилась в жилищную комиссию при <адрес> с просьбой восстановить ее с семьей в очереди по северному стажу, но ей было отказано с мотивацией, что она «не использовала свое право участвовать в Программе», поэтому потеряла очередь. На заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ были представлены искаженные факты, а именно: будто они уже получили сертификат по программе инвалидов, теперь хотят получить по северному стажу, поэтому понятно, почему члены заседания единогласно проголосовали «против». Она вторично обратилась в комиссию с просьбой письменно объяснить, что значит она «не воспользовалась своим правом участвовать в Программе», на что получила формальную отписку «если что-то непонятно, обратиться в министерство по архитектуре и строительству в Красноярск». На основании вышеизложенного просит суд восстановить ее в очереди по федеральной Программе переселения «Север - на - юг» по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях, то есть как имеющую северный стаж не менее 15 лет.
В судебном заседании истица ФИО2 доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердила, настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, показала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в очереди по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», поскольку имела 15 лет трудового стажа, отработанного в районах, приравненных к Крайнему Северу, при постановке в данную очередь членами ее семьи были указаны: ФИО4, ФИО5, ФИО1 В 2007 году умер ее дядя, и с этого момента ее сын – ФИО1 стал проживать раздельно с ней и был зарегистрирован по бывшему месту жительства ее дяди. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было дано заключение о признании дома, в котором находилась квартира сына аварийным и подлежащим сносу. Впоследствии данный дом был снесен. Поскольку сын имел собственное жилье и являлся ребенком – инвалидом с детства, она решила разделить очередь и поставить его отдельно на учет как ребенка- инвалида, о чем ею было написано заявление, поскольку очередь инвалидов двигалась быстрее, чем очередь пенсионеров. В 2010 году сыну – ФИО1 была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья, в заявлениях для участия в Подпрограмме и получения сертификата, поданных ее сыном, она и муж не были указаны членами его семьи, в связи с чем, при расчете социальной выплаты сыну на приобретение жилья они не учитывались. Ее сыном на основании его заявления был получен жилищный сертификат и в 2010 году ФИО1 была предоставлена выплата на приобретение жилья, которое им было приобретено в <адрес>. Поскольку при получении жилья сыном она не реализовала своего права на получение жилищного сертификата, считает, что она должна быть восстановлена под тем же номером и с той же датой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ в федеральной программе. Просит суд восстановить ее в очереди по федеральной Программе переселения «Севе- на - юг» по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях, то есть, как имеющую северный стаж не менее 15 лет.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> - ФИО7, действующая на основании доверенности показала, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состояла в очереди по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей». ДД.ММ.ГГГГ истицей в администрацию <адрес> было подано заявление о замене ее, как состоящей на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с названным законом, на сына - ФИО1. На основании решения районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ протокол № заявитель ФИО2 была сменена на ФИО1 -инвалида с детства 1 группы. ДД.ММ.ГГГГ для участия в Подпрограмме в администрацию <адрес> ФИО1 было подано заявление, ДД.ММ.ГГГГ представлено заявление для получения сертификата. В заявлениях для участия в Подпрограмме и получения сертификата родители ФИО1 не были им указаны как члены семьи гражданина - участника Подпрограммы. В 2010 году ФИО1 была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья. Расчет размера социальной выплаты, предоставляемой ФИО1, производился исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан. ФИО1, сертификат получил, жилое помещение приобрел, в связи с чем, решением районной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ протокол № он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. В 2010 году ФИО2 обратилась с заявлением в районную комиссию по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> о восстановлении ее в очереди с ДД.ММ.ГГГГ по Федеральной программе переселения, на основании решения районной комиссии ДД.ММ.ГГГГ протокол № ФИО2 было отказано в восстановлении ее в очереди с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что ФИО2 не воспользовалась правом участвовать в программе вместе с сыном, и она в настоящее время может встать на очередь по федеральной программе на общих основаниях в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Истица состоит с ДД.ММ.ГГГГ в очереди по Краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север-на-Юг». Считает, что в удовлетворении заявленных истицей требований следует отказать.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Красноярского края в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в их отсутствие, в отзыве указали, что порядок и условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10. 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ФИО2 было подано ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> заявление о замене ее, как состоящей на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с названным законом, на сына - ФИО1. В соответствии с решением районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ протокол № заявителем стал ФИО1 Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации сертификатов в рамках реализации Подпрограммы. Для участия в Подпрограмме в администрацию <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подано заявление, ДД.ММ.ГГГГ представлено заявление для получения сертификата. Согласно подп. «а» п. 17 Правил, применительно к условиям Подпрограммы членами семьи гражданина - участника Подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника Подпрограммы, однако в заявлениях для участия в Подпрограмме и получения сертификата родители ФИО1 не были им указаны как члены семьи гражданина - участника Подпрограммы. В 2010 году ФИО1 была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья. Расчет размера социальной выплаты, предоставляемой ФИО1, производился исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан. ФИО1, сертификат получил, жилое помещение приобрел, решением районной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ протокол № он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Полагают, что решение районной комиссии ДД.ММ.ГГГГ протокол № об отказе в восстановлении ФИО2 в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с законом, принято правомерно, поскольку ФИО2.Н., сама отказалась от права на получение социальной выплаты по дате постановки на учет в пользу сына. Вместе с тем, ФИО2 вправе обратиться в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Просят отказать ФИО2 в удовлетворении иска.
Выслушав истицу, представителя ответчика - администрации <адрес> ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Согласно подп. а п. 21 Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 07.11.2008) "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.
Согласно подп. «а» п. 17 Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состояла в очереди по учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», поскольку имела 15 лет трудового стажа, отработанного в районах, приравненных к Крайнему Северу, что подтверждается материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в администрацию <адрес> было подано заявление о замене ее, как гражданки, зарегистрированной и состоящей на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», на ее сына - ФИО1, данный факт истицей в судебном заседании не оспаривался. Кроме того, она показала, что заявление ею было подано с целью продвижения очереди вперед, поскольку ее сын является инвалидом 1 группы с детства и очередь данной категории граждан на получение субсидии продвигается быстрее, нежели, чем очередь на жилье на общих основаниях, в которой состоят граждане, имеющие северный стаж не менее 15 лет, в которой состояла она как заявитель и члены ее семьи первоначально.
На основании решения районной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ протокол № заявитель ФИО2 была сменена на сына ФИО1 – инвалида с детства 1 группы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 для участия в Подпрограмме в администрацию <адрес> было подано заявление, ДД.ММ.ГГГГ им представлено заявление для получения сертификата. В заявлениях для участия в Подпрограмме и получения сертификата ФИО1 не были указаны родители, как члены семьи гражданина - участника Подпрограммы. В 2010 году ФИО1 была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья. Расчет размера социальной выплаты, предоставляемой ФИО1, производился исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метров общей площади жилья для одиноких граждан. ФИО1, получил государственный жилищный сертификат серия ПС №. На указанный жилищный сертификат им была приобретена жилая квартира в <адрес> края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>.
<адрес>ной комиссии по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ протокол № ФИО1 был исключен из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории инвалиды 1 и 2 группы инвалиды с детства, поскольку получил социальную выплату, что подтверждается материалами дела и показаниями самой истицы. В настоящее время ФИО2 состоит с ДД.ММ.ГГГГ в Краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север- на – Юг».
<данные изъяты> года ФИО2 обратилась с заявлением в районную комиссию по жилью и жилищной политике при администрации <адрес> о восстановлении ее в очереди с ДД.ММ.ГГГГ по Федеральной программе переселения. Решением указанной комиссии ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № ФИО2 было отказано в восстановлении ее в очереди с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что ФИО2 не воспользовалась правом участвовать в программе вместе с сыном в качестве члена его семьи, что подтверждается материалами дела и не оспаривается самой истицей.
Таким образом, установлено, что ФИО1 как заявитель воспользовался правом на получение жилищного сертификата и реализовал его путем приобретения жилья в <адрес>, при этом истица как член семьи ФИО1 не воспользовалась правом участвовать в программе по получению жилищного сертификата вместе с сыном, как член его семьи, в связи с чем, в настоящее время ФИО2 может встать на очередь по федеральной программе «Жилище» на общих основаниях в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Суд, оценив доказательства, полагает, что поскольку ФИО2 сама отказалась от права на получение социальной выплаты по дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, заменив себя как заявителя на сына - ФИО1, кроме того, не воспользовалась правом участвовать в программе вместе с сыном в качестве члена его семьи в 2010 году, в удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры по <адрес> о восстановлении в очереди по Федеральной программе переселения «Север - на - Юг» по дате подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ, как имеющей северный стаж не менее 15 лет следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры по <адрес> о восстановлении в очереди по Федеральной программе переселения «Север - на - Юг» по дате подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ, как имеющей северный стаж не менее 15 лет отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Петушкова О.Ю.