РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего судьи Дурмановой Е.М.
при секретаре ФИО5
с участием:
истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к муниципальному казенному учреждению «Отдел по делам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании действий государственного органа незаконными, установлении лицом, оставшимся без попечения родителей, имеющего права на социальные выплаты и льготы,
установил:
ФИО1 обратился в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области с вышеуказанным иском, в котором просил:
- признать действия органа опеки м.р. Волжский Самарской области незаконными и необоснованными;
Признать ФИО2, лицом, оставшимся без попечения родителей и имеющего права на социальные выплату, льготы.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он и его сестра ФИО1 в связи со смертью матери ФИО7 и уклонении отца ФИО10 от исполнения родительских обязанностей поставлены на первичный учет, как дети, оставшиеся без попечения родителей, и были временно определены в ГКУ СО «Волжский СРЦН «Тополек» для социальной реабилитации и дальнейшего жизнеустройства. ДД.ММ.ГГГГ Он и его сестра решением Волжского районного суда Самарской области признаны детьми, оставшимся без попечения отца. ДД.ММ.ГГГГ они были определены в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ГОУ «Школа-интернат №» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ «Школа-интернат №» <адрес> из мэрии <адрес> поступила информация от отца ФИО10, забрать ФИО1 и ФИО1 на воспитание. По результатам рассмотрения поступившей информации ДД.ММ.ГГГГ начальником органа опеки директору ГОУ «Школа-интернат №» <адрес> направлен ответ о согласии передачи ФИО1 и ФИО1 на воспитание отцу ФИО10 Однако ни он, ни его сестра ФИО1 отцу не передавались.
Истец в судебном заседании поддержал исковое заявление по доводам, в нем изложенным. Дополнительно суду пояснил, что после того, как умерла мать его с сестрой определили в СРЦ «Тополек». После решения Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ он и его сестра были признаны лицами, оставшимся без попечения отца. После чего их отправили в школу-интернат <адрес>, откуда он в скором времени сбежал. Жил то у тети, то у бабушки. Отцу его никогда не передавали. Он приезжал к отцу, но очень редко. В 2005 году отца в отношении сестры лишили родительских прав и ее опять поставили на учет, как лицо оставшейся без попечения родителей, а его нет, поскольку на момент лишении родительский прав отца, он уже достиг совершеннолетнего возраста. Администрация незаконно сняла его с учета, как лицо оставшейся без попечения родителей, поскольку ни он ни его сестра отцу не передавались. Он имеет права на квартиру.
Представитель ответчика муниципальное казенное учреждение «Отдел по делам семьи, материнства и детства администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил суду отзыв
Третьи лица ФИО12 и ФИО13 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, ФИО6 просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с заявленными требованиями ФИО1 согласна, о чем представила суду заявление, ФИО12 причину неявки не сообщила, возражений суду не представила.
Суд, выслушав пояснения истца, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению последующим основаниям.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: других имеющих юридическое значение фактов.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО1 поставлены на первичный учет, оставшихся без попечения родителей, поскольку их мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а место проживания отца ФИО10 было неизвестно.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его сестра ФИО1 находились в СРЦ «Тополек» на основании постановления главы администрации Волжского района от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признаны лицами, оставшимся без попечения отца.
Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его сестра ФИО1 были определены в ГОУ «Школа- интернат №» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Отрадном.
В январе 2005 года ФИО1 и ФИО1 были переданы отцу ФИО10, проживающему по адресу: <адрес>, в связи с чем были сняты с первичного учета, оставшихся без попечения родителей.
Указанный факт подтверждается материалами дела.
Так из письма Мэрии <адрес> и района за исх. №-о от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное директору детского <адрес> следует, что к ним в отдел опеки и попечительства мэрии <адрес> и района обратилась несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая пояснила, что самовольно ушла из учреждения и уехала с отцом в <адрес>. Отец девочки имеет постоянное место жительство и работы, просят сообщить адрес брата девочки ФИО1 для решения передачи детей отцу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с мед справкой, копий свидетельства о рождении, с сумкой с личными вещами, был передан главному специалисту по опеки и попечительства <адрес> ФИО8, что следует из акта о передачи несовершеннолетнего беспризорного (безнадзорного) ребенка представителю детского учреждения, родителям или законным представителям.
Из письма Государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-школа <адрес> за исх№ от ДД.ММ.ГГГГ адресованного комитету по вопросам семьи администрации <адрес> следует, что ФИО4 перевезен из приюта для несовершеннолетних <адрес>) (был доставлен сотрудниками милиции для установления личности) в <адрес>, куда направлялся к отцу. Возвращаться в детский дом отказывается, выражает желание проживать в родной семье. ФИО14 были предупреждены о приезде Жени, мальчику подготовлена отдельная комната для проживания и все необходимое для выполнение домашних заданий и проведения досуга. В настоящее время дети находятся у отца в <адрес>. ФИО3 посещает школу, после оформления документов Женя также приступит к занятиям. Администрации детского дома-школа постоянно поддерживает связь с отделом опеки и попечительства <адрес>. Просят дать согласие на отчисление из детского дома-школы <адрес> ФИО1 и ФИО1 для дальнейшей передачи детей на воспитание отцу.
Из письма Отдела по делам семьи, материнства и детства администрации <адрес> адресованного директору детского дома-школа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Отдел по делам семьи, материнства и детства администрации <адрес> по результатам рассмотрения поступившей к ней информации и сведений (заявление отца с просьбой о передаче ему детей на воспитание; ходатайство отдела опеки и попечительства мэрии <адрес> о передачи детей на воспитание отцу; акт обследование жилищно-бытовых условий ФИО10; нотариально заверенное заявление бабушки ФИО9 с согласием на регистрацию детей в принадлежащем ей жилом доме) не возражает против отчисления из детского дома-школы <адрес> несовершеннолетних ФИО1 и ФИО1 в связи с передачей их на воспитание отцу ФИО10, проживающему: <адрес>.
Таким образом, ФИО1 и ФИО1 были сняты с первичного учета детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с передачей их на воспитание отцу ФИО10
Согласно ст. 34 ГК РФ Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся в том числе: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Поскольку несовершеннолетние ФИО1 и ФИО1 изъявили добровольное желание проживать с отцом, что следует из представленных суду документов и не опровергнуто ФИО1 допустимыми и надлежащими доказательствами, суд приходит к выводу, что Отдел по делам семьи, материнства и детства администрации Волжского района Самарской области, дав согласие на отчисление их из детского дома-школа <адрес>, в связи с передачей на воспитание отцу, действовал в интересах несовершеннолетних детей, в рамках действующего законодательства и возложенных на него Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочий, в связи с чем не находит оснований для признания его действий незаконными и необоснованными и в этой части исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Решением Бодайбинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 был лишен родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая повторно приобрела статус, оставшейся без попечения родителей и была поставлена на учет в отделе опеки и попечительства <адрес>, получив право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
ФИО1 вышеуказанного статуса не приобрел, поскольку на момент лишения ФИО10 родительский прав, ФИО1 был уже совершеннолетним, в связи с чем прав на дополнительные гарантии по социальной поддержке также не приобрел.
Кроме того, суд обращает внимание на тот факт, что ФИО1 в администрацию <адрес>, как до достижения им 23-х лет, а также после достижения указанного возраста с заявлением на включение его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, и достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилым помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района <адрес> не обращался и отказного решение в отношении него не выносилось, что не оспаривалось истцом ФИО1 в судебном заседании.
Поскольку, будучи несовершеннолетним ФИО1 был передан на воспитание отцу, а на момент лишения ФИО10 родительских прав, ФИО1 был уже совершеннолетним, суд не находит оснований для признания ФИО2, лицом, оставшимся без попечения родителей и имеющим право на социальные выплаты и льготы, в связи с чем исковые требования ФИО1 о признании лицом, оставшимся без попечения родителей и имеющим право на социальные выплаты и льготы удовлетворению также не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к муниципальному казенному учреждению «Отдел по делам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района <адрес> о признании действий государственного органа незаконными, установлении лицом, оставшимся без попечения родителей, имеющего права на социальные выплаты и льготы - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Дурманова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.М. Дурманова