Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2082/2019 от 09.07.2019

Судья Второва Н.Н. Дело №33-2082

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2019 года г.Орел

    Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.

судей Герасимовой Л.Н., Сабаевой И.Н.

при секретаре Алёшиной Е.А.

     в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Маркина В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии,

    по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 15 мая 2019 года которым постановлено:

    «исковые требования Маркина В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии - удовлетворить.

    Признать за Маркиным В.Н. право на назначение и получение льготной пенсии с учетом снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом уменьшения общеустановленного пенсионного возраста <...>

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Маркину В.Н. выплату пенсии по старости по основанию, предусмотренному ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.03.2019.

    Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Маркина В.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    Заслушав доклад судьи областного суда Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей жалобу, возражение на жалобу Маркина В.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Маркин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что является получателем социальной пенсии, которую получает на <...> раньше установленного срока, в связи с проживанием в зоне с льготным социально- экономическим статусом, при этом факт его проживания в такой зоне при назначении пенсии пенсионным органом под сомнение не ставился.

<дата> он обратился к ответчику с заявлением о переходе с социальной на страховую пенсию по старости, в связи с тем, что размер страховой пенсии больше.

Однако в назначении пенсии ему было отказано, поскольку <адрес>, где он был зарегистрирован с <дата> по настоящее время, не поименован в числе населенных пунктов указанных в Перечне от 28.12.1991 №237-Р, в Перечне 18.12.1997 №1582, в также в Перечне от 08.10.2015 №1074.

В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на <...>

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что не представлено доказательств проживания истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению а потому у суда не имелось оснований для снижения истцу пенсионного возраста <...>

Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии могло возникнуть у Маркина В.Н. не ранее вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россйиской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Как установлено статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия. Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, с РЗ 01.02.1998 - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 №237-Р действовавшем до <дата> предусмотрен <адрес> перечнем не поименован.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1).

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Маркин В.Н. является получателем пенсии по старости в соответствии с Законом Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленной с применением Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Маркин В.Н. <дата> обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о переводе его на пенсию по старости в соответствии с Законом Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть с заявлением о переводе на иной вид пенсии.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> Маркину В.Н. отказано в досрочном назначении пенсии по старости, поскольку населенный пункт <адрес> не поименован Перечнеми населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Обращаясь в суд с иском, Маркин В.Н. ссылался на то, что с <дата> по настоящее время проживает в <адрес> и данный населенный пункт отнесен к территории с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.

Указанное обстоятельно подтверждается записями в похозяйственной книге <адрес> за период с <дата> годы, согласно которым Маркин В.Н. с <дата> по <дата> проживал с женой и дочерью в доме своих родителей по адресу: <адрес>.

В связи с улучшением жилищных условий семье истца была предоставлена по договору социального найма <адрес>, где истец и проживает до настоящего времени, что подтверждается поквартирной карточкой, карточкой прописки на имя Маркина В.Н.

Согласно Законам Орловской области от 25.12.2013 № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 06.07.2005 № 522-О «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 07.12.1999 № 132-ОЗ «Об административном устройстве Орловской области», от 28.12.2004 № 466-ОЗ «О статусе, границах и административным центрах муниципальных образований на территории <адрес>» в качестве административного центра <адрес> <адрес> являлся <адрес>. При этом <адрес> не поименован на территории <адрес>. Иного населенного пункта со схожим названием на территории <адрес> не имеется.

Согласно ответу главы <адрес> на территории поселения не имелось, а имеется только <адрес>.

Как следует из общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, <адрес> отсутствует в классификаторе, а поименован <адрес> сельского поселения <адрес>.

При разрешении спора судом было установлено, что Маркин В.Н. с <дата> по настоящее время проживает в <адрес>.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах, а также факт проживания истца в <адрес>, подтвердил свидетель ФИО6, допрошенная при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Установив, что Маркин В.Н. в период с <дата> по <дата> проживал в <адрес>, учитывая, что <адрес> на территории <адрес> не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Маркиным В.Н. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <...>

Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Маркина В.Н., являются несостоятельными.

Поскольку Маркин В.Н., являясь получателем пенсии обратился Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой <дата>, суд пришел к обоснованному выводу, что такая пенсия должна быть назначена истцу с <дата>.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения истцу досрочной пенсии с <дата>, основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Второва Н.Н. Дело №33-2082

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2019 года г.Орел

    Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.

судей Герасимовой Л.Н., Сабаевой И.Н.

при секретаре Алёшиной Е.А.

     в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Маркина В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии,

    по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 15 мая 2019 года которым постановлено:

    «исковые требования Маркина В.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение установленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии - удовлетворить.

    Признать за Маркиным В.Н. право на назначение и получение льготной пенсии с учетом снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом уменьшения общеустановленного пенсионного возраста <...>

    Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Маркину В.Н. выплату пенсии по старости по основанию, предусмотренному ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.03.2019.

    Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Маркина В.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

    Заслушав доклад судьи областного суда Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей жалобу, возражение на жалобу Маркина В.Н., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Маркин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на назначение страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что является получателем социальной пенсии, которую получает на <...> раньше установленного срока, в связи с проживанием в зоне с льготным социально- экономическим статусом, при этом факт его проживания в такой зоне при назначении пенсии пенсионным органом под сомнение не ставился.

<дата> он обратился к ответчику с заявлением о переходе с социальной на страховую пенсию по старости, в связи с тем, что размер страховой пенсии больше.

Однако в назначении пенсии ему было отказано, поскольку <адрес>, где он был зарегистрирован с <дата> по настоящее время, не поименован в числе населенных пунктов указанных в Перечне от 28.12.1991 №237-Р, в Перечне 18.12.1997 №1582, в также в Перечне от 08.10.2015 №1074.

В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на <...>

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что не представлено доказательств проживания истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению а потому у суда не имелось оснований для снижения истцу пенсионного возраста <...>

Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии могло возникнуть у Маркина В.Н. не ранее вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россйиской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Как установлено статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия. Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяются: до 01.02.1998 Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, с РЗ 01.02.1998 - Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 №237-Р действовавшем до <дата> предусмотрен <адрес> перечнем не поименован.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1).

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Маркин В.Н. является получателем пенсии по старости в соответствии с Законом Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленной с применением Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Маркин В.Н. <дата> обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о переводе его на пенсию по старости в соответствии с Законом Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть с заявлением о переводе на иной вид пенсии.

Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области от <дата> Маркину В.Н. отказано в досрочном назначении пенсии по старости, поскольку населенный пункт <адрес> не поименован Перечнеми населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Обращаясь в суд с иском, Маркин В.Н. ссылался на то, что с <дата> по настоящее время проживает в <адрес> и данный населенный пункт отнесен к территории с льготным социально-экономическим статусом в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.

Указанное обстоятельно подтверждается записями в похозяйственной книге <адрес> за период с <дата> годы, согласно которым Маркин В.Н. с <дата> по <дата> проживал с женой и дочерью в доме своих родителей по адресу: <адрес>.

В связи с улучшением жилищных условий семье истца была предоставлена по договору социального найма <адрес>, где истец и проживает до настоящего времени, что подтверждается поквартирной карточкой, карточкой прописки на имя Маркина В.Н.

Согласно Законам Орловской области от 25.12.2013 № 1578-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 06.07.2005 № 522-О «Об административно-территориальном устройстве Орловской области», от 07.12.1999 № 132-ОЗ «Об административном устройстве Орловской области», от 28.12.2004 № 466-ОЗ «О статусе, границах и административным центрах муниципальных образований на территории <адрес>» в качестве административного центра <адрес> <адрес> являлся <адрес>. При этом <адрес> не поименован на территории <адрес>. Иного населенного пункта со схожим названием на территории <адрес> не имеется.

Согласно ответу главы <адрес> на территории поселения не имелось, а имеется только <адрес>.

Как следует из общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, <адрес> отсутствует в классификаторе, а поименован <адрес> сельского поселения <адрес>.

При разрешении спора судом было установлено, что Маркин В.Н. с <дата> по настоящее время проживает в <адрес>.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах, а также факт проживания истца в <адрес>, подтвердил свидетель ФИО6, допрошенная при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.

Установив, что Маркин В.Н. в период с <дата> по <дата> проживал в <адрес>, учитывая, что <адрес> на территории <адрес> не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Маркиным В.Н. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <...>

Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Маркина В.Н., являются несостоятельными.

Поскольку Маркин В.Н., являясь получателем пенсии обратился Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой <дата>, суд пришел к обоснованному выводу, что такая пенсия должна быть назначена истцу с <дата>.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения истцу досрочной пенсии с <дата>, основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2082/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Маркин Владимир Николаевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле
Суд
Орловский областной суд
Судья
Герасимова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
23.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее