№ 7-122/2020
решение
г. Иркутск 30 июля 2020 г.
Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Б. на постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б.,
установил:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2020 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Б., не соглашаясь с постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска, просит об отмене судебного акта и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Б., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшая Д., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы указанных лиц отклонены, соответствующим определением от 30 июля 2020 г., учитывая, что при подготовке к рассмотрению жалобы обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанных лиц не признано, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дел об административном правонарушении Номер изъят и Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Б. дела об административном правонарушении, имели место 24 марта 2018 г.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 24 марта 2020 г.
В соответствии с частью 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении и при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Б., судья установив, что срок давности привлечения Б. к административной ответственности истек, а в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу на этом основании.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 24.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 указанного Кодекса, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы проверив доводы заявителя о его невиновности и отсутствии состава административного правонарушения, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», прихожу к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении обоснованно прекращено в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Выводов о виновности Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление не содержит.
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Доводы о нарушении права на защиту, выразившиеся, по мнению заявителя в ее неизвещении на судебное заседание состоявшееся 25 марта 2020 г. в Куйбышевском районном суде г. Иркутска, несостоятельны, поскольку судья приняла решение о прекращении производства по делу на стадии подготовки, в порядке части 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на заявленные Б. ходатайства 18 марта 2020 г., 19 марта 2020 г., до поступления административного дела в суд (25 марта 2020 г. вх. №8643 (л.д.180 материалы дела Номер изъят) разрешены судьей определением от 24 марта 2020 г. (л.д.38 материалы дела Номер изъят).
Иные доводы, изложенные в жалобе (в том числе о нахождении на больничном листе и отложении судебного заседания до поступления дела в суд, отсутствие в постановлении судьи ссылки на время поступления материалов в суд, о нарушении порядка уведомления о направлении дела в суд, об отсутствии на сайте суда информации о рассмотрении дела судьей Смертиной Т.М., направления копии постановления судьи 7 апреля 2020 г.) не свидетельствуют о существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, которые были допущены судьей Куйбышевского районного суда г. Иркутска при вынесении обжалуемого постановления и повлиявших на исход дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Б. оставить без изменения, жалобу Б. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.Ф. Полозова