дело № 2а-1330/2023
73RS0002-01-2023-001065-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ульяновск 21 апреля 2023 г.
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Веретенниковой Е.Ю.,
при секретаре Дорофеевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Малафееву Александру Алексеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилось в суд с иском к Малафееву А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, в котором просит взыскать пени по транспортному налогу за 2014 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 532, 94 руб. Административное исковое заявление мотивировано тем, что на налоговом учете в УФНС России по <адрес> состоит физическое лицо ФИО1 Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Транспортный налог за 2014 просужен мировым судьей судебного участка № Засвияжского судебного района <адрес>, о чем вынесен судебный приказ №а-518/2016 от ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность по данному судебному приказу административным ответчиком погашена ДД.ММ.ГГГГ. Налоговое требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога и пени должнику были направлены заказным письмом, однако задолженность до настоящего времени не уплачена. Руководствуясь ст. ст. 23,48 НК РФ, ст.1, ст. 286, 291 КАС РФ, обратились в суд с данным административным исковым заявлением.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Ковдре Ю.А.
Представитель административного ответчика по доверенности Ковдря Ю.А. в судебном заседании административные требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 не признала в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений статей 44, 45 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Малафеев А.А. состоит на налоговом учете в УФНС России по <адрес> и является плательщиком транспортного налога.
Согласно данным административного истца должник имеет задолженность по пени по транспортному налогу за 2014 г. в размере 532 руб. 94 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Инспекцией налоговой службы в адрес административного ответчика было направлено налоговое требования об уплате пени № от ДД.ММ.ГГГГ, однако задолженность до настоящего времени не уплачена.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Засвияжского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Малафеева А.А. взыскана задолженность по пени в размере 532, 94 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями от должника.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в течение шести месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.
При этом согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
К спорным правоотношениям применима редакция Налогового кодекса Российской Федерации, действующая на момент возникновения спорных правоотношений (ред. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как указано выше, срок для направления налогового требования об уплате пени по транспортному налогу за 2014 год Малафееву А.А. истек ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ – дата погашения задолженности по транспортному налогу за 2014 г., окончание периода начисления пени + 3 месяца).
Вместе с тем требование об уплате пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 532,94 руб. выставлено лишь ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Из системного толкования положений пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании с Малафеева А.А. пени по транспортному налогу за 2014 год истек ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций налоговый орган (административный истец) подал в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в срок предусмотренный пунктом 2 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с такими требованиями.
Однако, соблюдение в последующем установленного законом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа не свидетельствует о соблюдении административным истцом сроков, установленных пунктом 2 статьи 48, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Документы, подтверждающие уважительность пропуска срока предъявления требования об уплате недоимки отсутствуют.
Пропуск налоговым органом срока направления налогового требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного положениями статьи 48 НК РФ и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.
Вопреки приведенным требованиям законодательства о налогах и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, налоговым органом нарушен срок, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что, соответственно, привело к нарушению совокупного срока принудительного взыскания пени по транспортному налогу за 2014 год с Малафеева А.А.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ, административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Малафееву Александру Алексеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Малафееву Александру Алексеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Веретенникова
Дата изготовления мотивированного решения – 05.05.2023