Дело № 2-479/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года гор. Владикавказ
Промышленный районный суд гор. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Моргоевой Ф.Б.,
при секретаре Самойловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Промышленного района гор. Владикавказа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с привлечением заинтересованных лиц - Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района гор. Владикавказа обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на странице сайта с URL адресом: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование искового требования было указано на то, что прокуратурой Промышленного района г.Владикавказа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в ходе которой выявлен факт размещения в сети Интернет материалов порнографического содержания.
В ходе осмотра страницы сайта с URL-адресом ... установлено, что на странице сайта размещена информация порнографического характера, в котором крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, отторгает их от традиционных нравственных ценностей, что противоречит целям государственной политики в области содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, в том числе и их защите от этих факторов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и в первую очередь подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на защиту материнства и детства в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации материнство и детство, семья находится под защитой государства.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Информация, содержащаяся на сайте ... является запрещенной, так как содержит сведения порнографического характера.
Распространение информации в сети Интернет и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон № 149- ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.6 ст. 10 Закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За распространение порнографических материалов предусмотрена уголовная ответственность по ст.242 УК РФ.
Пунктом 1 ст.9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному Интернет-сайту следует ограничить.
В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации, возможно путем внесения адреса сайта сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с последующим ее удалением самими владельцами информации либо провайдером хостинга, либо в случае непринятия последним соответствующих мер - блокирования доступа к информации всеми операторами связи, действующими на территории Российской Федерации.
Основаниями для включения в Единый реестр на основании ч.5 п.2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре отсутствует (...
Представитель заявителя - помощник прокурора Промышленного района гор. Владикавказа Саламова В.У., в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по РСО-Алания - Омарова А.М., действующая на основании доверенности ... от ..., не явилась, но обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила суду письменное заключение от 06.03.2018г. ..., согласно которому порядок включения в реестр доменных имен, сетевых адресов и ограничения доступа к сайтам, распространяющим запрещенную информацию, регламентирован указанной выше статьей Федерального закона № 149-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10. 2012 №1101, сотрудниками Роскомнадзора, в рамках своих полномочий, был проведен мониторинг, в результате чего установлен факт доступа на Интернет-ресурс и отсутствие в Едином реестре записи с URL адресом: ...
Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенное надлежащим образом в судебное заседание не явилось.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
К международным актам, регламентирующим вопросы организации и деятельности средств массовой информации, относятся: Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.) (с изменениями и дополнениями); соглашение относительно пресечения порнографических изданий (Париж 4 мая 1910 г.), которые исходят из того, что любые действия, связанные с оборотом порнографической продукции являются противозаконными.
Согласно ст. 34 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 6 ст. 10 указанного ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с подп. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, содержащая информацию порнографического характера.
Статьей 242 Уголовного кодекса РФ за незаконное изготовление и(или) перемещение через государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичной демонстрации или рекламирование порнографических материалов или предметов, среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим 18 возраста предусмотрена уголовная ответственность.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, доступ к странице, в соответствии с законодательством Российской Федерации сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Факт размещения порнографических материалов и информация на страницах сайтов с приведенными выше URL-адресами, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Согласно акту осмотра помощником прокурора Промышленного района Саламовой В.У. от 14.02.2018 года, в ходе осмотра сайтов в сети Интернет был выявлен материал порнографического содержания на страницах сайтов с вышеуказанными URL адресами, запись о которых отсутствует в Едином реестре доменных имен и таким образом, в ходе проверки установлено, что обеспечивается открытый доступ к указанным страницам интернет-сайта, деятельность которых, в свою очередь, осуществляется с нарушением федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
При оценке данного доказательства суд счел необходимым учитывать мнение лиц, имеющих специальное образование и опыт работы.
Согласно заключению специалистов - комиссии Союза кинемато- графистов Северной Осетии от ... ... в ходе осмотра страницы с URL-адресами: ..., установлено, что на страницах сайтов размещена информация порнографического характера, в которой крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и физиологические подробности полового акта.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149 - ФЗ, основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет", в том числе материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ предусмотрено, что основаниями для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен…», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года N 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
В целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации в сфере регулирования образовательной деятельности на ее территории и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенную на страницах сайтов с приведенными выше URL-адресами, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ, а также, необходимо внесение указанных страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Обращение прокурора в суд с настоящим заявлением направлено на противодействие распространению информации, наносящей вред здоровью и развитию несовершеннолетних и соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
При установленных обстоятельства требования прокурора Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанном интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, в силу чего является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Промышленного района гор. Владикавказа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL- адресами: https://brazzers-hdx.club; https://brazzers.club, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ для включения указателей страниц сайта - электронный адрес https://brazzers-hdx.club; https://brazzers.club, в сети Интернет, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца.
Судья подпись Ф.Б. Моргоева
...
...
...